Игра как активный метод формирования профессиональной мотивации при обучении иностранному языку
статья по теме

В статье  рассматривается важность применения на уроках иностранного языка такой современной педагогической технологии как игровой метод в учреждения профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statja.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра как активный метод формирования профессиональной мотивации при обучении иностранному языку»

В любом обучении одна из важнейших задач — сформировать всестороннюю развитую, социально-активную личность. Достичь данной цели можно только в том случае, если учитывать интересы и потребности учащихся, но самое главное — воздействовать на мотивационную сферу. Наиболее остро этот вопрос затрагивается при обучении иностранному языку. Это связано с тем, что в условиях отсутствия естественной иноязычной среды и реальных возможностей пользования иностранным языком как средством общения в процессе непосредственной коммуникации, лишь немногие учащиеся испытывают потребность в таких занятиях, умениях и навыках. Иногда бывает так, что если у студент изначально заинтересован в обучении, то со временем может отмечаться мотивационный спад.

Чтобы такого не происходило, необходимо находить различные пути и способы развития и поддержания изучения иностранного языка на оптимальном уровне в течение всего периода обучения.

Решению проблемы мотивационной обусловленности учебной и коммуникативной деятельности способствуют личностно-ориентированные методы, которые учитывают потребности и интересы студентов, позволяющие раскрывать их способность, задатки [1].

При разговоре о мотивах нужно упомянуть, что они классифицируются по направленности и содержанию:

  • познавательные,
  • социальные,
  • эстетические,
  • профессиональные.

Нас волнует, в первую очередь, развитие профессиональной мотивации через метод игр.

Профессиональная мотивация отличается от других видов тем, что в процессе ее приобретения, обучающиеся осознают цели и задачи, ради которых они изучают иностранный язык в своей профессии, а именно: устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу, повысить коммуникативные навыки для продвижения на работе, для возможности работы в англоязычных странах [5].

Курс иностранного языка на неязыковых специальностях предполагает наличие у обучающихся базового уровня знаний, умений и навыков в области иностранного языка. В связи с этим, основной задачей данного этапа является повторение, а при необходимости и объяснение особенностей лексико-грамматических явлений, закрепление их форм, значений и функций, средств и способов применения до полного их понимания и усвоения каждым из обучающихся с целью получения реальной основы практического использования слов в высказываниях на том уровне корректности, который делает речь адекватной намерению говорящего и понятой при восприятии ее другими в рамках тем профессионального общения.

В научных трудах отечественных психологов и педагогов (Рубинштейн С.Л., А.А. Леонтьев, Л.И. Божович, Е.,Г. Кашина и др) отмечается важная роль эмоций а качестве составляющей мотивации в процессе приобретения знаний.  Е.Г. Кашина подчеркивает большое значение положительного эмоционального фона в группе обучающихся для их эффективной профессионализации. «Студент, ощущающий доброжелательность, эмоциональную приподнятость, радость от выполнения разнообразных творческих занятий, начинает любить свою будущую профессии с первых дней пребывания в учебном заведении, а именно с этого периода начинается вхождение в профессиональное пространство [2, с. 123-123].

На эмоциональную сферу студентов больше всего влияет занятие, предложенное в форме игры.

Игра является средством активизации грамматического и лексического материала. Немаловажно то, что при помощи игры развиваются навыки и умения все виды деятельности, относящиеся к изучению иностранного языка.

Элемент игры можно включить в совершенно любой вид деятельности, даже в составление и рассказывании диалога на определенную профессиональную тематику. Таким образом, даже самое, казалось бы, скучное занятие превращается в увлекательное занятие [3].

Существует несколько функций, которые присущи методы игры для развития профессиональной мотивации:

  1. Обучающая функция. Суть обучающей функции заключается в том, чтобы студент продолжал развивать не только требующие от него умения и навыки, а также развивал навыки владения иностранным языком. Конечно, не стоит забывать о развитии памяти, восприятии информации, развитии памяти.
  2. Воспитательная функция состоит в реализации таких качеств у студентов, как доброжелательное отношение к своему партнеру по игре. Преподаватель вместе со студентами перед началом игры, как правило, составляют клише речевого этикета для реализации правильного речевого обращения на иностранном языке.
  3. Воспитательная функция состоит в том, что педагог должен создать такую атмосферу на занятии, что оно превратилось в интересное и увлекательное событие.
  4. Коммуникативная функция при обучении иностранному языку является одной из главных при обучении иностранному языку. Ее значение заключается в объединении коллектива студентов.
  5. Релаксирующая функция. Основа данной функции в снятии эмоционального напряжения, которое обычно вызывается нагрузкой на нервную систему, особенно при интенсивном обучении.
  6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
  7. Развивающая функция направляется на развитие таких качеств, с помощью которых бы активизировались бы различные возможности личности [4, c.19-20].

           При обучении иностранному языку в ГБОУ СПО ВО «Ковровский техникум сервиса и технологий» обучающимся предлагаются для закрепления лексического материала и развития коммуникативной компетенции ролевые игры. Ролевая игра, при которой происходит тесное и активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью изучаемого языка, стимулирует речевую деятельность, способствуя формированию более прочных умений и навыков, при этом преподаватель не акцентирует внимание на грамматических ошибках обучающихся, в этом случае появляется стимул к развитию спонтанной творческой речи.

         На первом курсе, как правило, нами предлагаются такие ролевые игры как: «Встреча делегатов из дружественной страны» (обучающиеся принимают на себя роли гида, который рассказывает о культуре и стране в целом),  проводятся «Конференции» по обсуждению проблем образования (участники делятся опытом обучения в их странах), это и «мини-модель ООН», на заседаниях которой обсуждаются экологические проблемы, проблемы молодежи, терроризм и т.п.  В большинстве случаев, обучающиеся сами выдвигают тему, которую они хотели бы обсудить.

      На старших курсах для закрепления лексических единиц, а также практики написания деловых писем выступают ситуативные игры, такие как:  «Устройство на работу», «В автомастерской», «В парикмахерской», «Ресторан» и т.п.

         Благоприятная, непринужденная обстановка на уроках - ролевых играх    привела к тому, что качество обучения за шесть месяцев наблюдения и  активного применения данного педагогического метода увеличилась на первом курсе на 32%, на втором – на 44%, что дает нам стимул для дальнейшего применения в обучении иностранному языку.

Через метод игры преподаватель предлагает решить студентам совершенно конкретные задачи, встречающиеся в их будущей профессии. В любой игре обучение участников происходит при процессе совместной деятельности. Каждый обучающийся хоть и находится в игровой группе, но должен решить свою отдельную задачу, соответствующую определенной роли и функции. Общение в деловой игре является не просто общением, которое имитирует воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Любая деловая игра подразумевает под собой обучение совместной деятельности, различным умениям и навыкам сотрудничества. [3, c.75].


Список использованной литературы:

  1. Душкова Н.Н. К вопросу о мотивации обучения иностранному языку в средней школе // Вестник МГУ им М.А. Шолохова. Филологические науки. 2009. № 2. с.80-94
  2. Кашина Е.Г. Театральные технологии подготовки учителя иностранного языка / Е.Г. Кашина. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. - 296, с. 123
  3. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры / Ю.Д. Красовский. - М.: Экономика, 1989. - 175 с.
  4. Панова Л.П. Исследование влияния игровой деятельности на формирование межкультурной компетенции студентов вуза (на материале иностранного языка): автореф.дис...канд.пел.наук 13.00.08 / Павлова Лариса Петровна. Ставрополь, 2004. - 22 с.
  5. Шматков Е.В. Методика профессионального обучения: метод. Пособие / Е.В. Шматков. - Харьков, 2002. - 214


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Проектное обучение как метод формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.

Мотивация играет важную роль при изучении иностранного языка. Метод проектов помогает вовлечь в процесс обучения как и слабоуспевающих учащихся, так и одаренных, высокомотивированных учеников....

Приемы формирования учебной мотивации на уроке иностранного языка (на примере заданий УМК "FORWARD" для начальной школы)

В данной статье представлена классификация способов формирования положительной учебной мотивации на уроке английского языка в начальной школе на примере приемов УМК "FORWARD" для 3 и 4 класса. Материа...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.

В течение последнего десятилетия благодаря расширению профессиональных контактов, более свободному обмену информацией, распространению научной и учебно-методической литературы, издаваемой за рубежом, ...

Региональный компонент как средство формирования положительной мотивации в обучении иностранному языку

Статья посвящена роли регионального компонента в преподавании иностранного языка в средней школе, месту, целям и подходам в реализации региональной части содержания учебного курса а также её значению ...

Статья "Факторы формирования мотивации к обучению иностранному языку"

Статья рассматривает различные факторы формирования мотивации к обучению иностранному языку...