Статья "Факторы формирования мотивации к обучению иностранному языку"
статья

Статья рассматривает различные факторы формирования мотивации к обучению иностранному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы формирования мотивации к обучению иностранному языку

Глубокое изучение методики обучения иностранному языку, анализ опыта, его обобщение позволяют выделить следующие факторы формирования мотивации:

1.        Личность учителя: высокие нравственные качества (ответственность, честность, правдивость, скромность и т. п.); развитая эмоционально-волевая сфера (эмоциональность, доброта, целеустремленность, настойчивость и т. п.); широкий кругозор, интеллект, любознательность; высокий уровень культуры, в том числе культуры общения; интеллигентность [6; 212].

2.        Профессиональные качества: любовь к детям; понимание учащихся; любовь к своему предмету; совершенное владение языком и методикой его преподавания; умение применять на практике основные положения коммуникативного метода обучения; коммуникабельность, умение создать хороший психологический климат и организовать общение на уроке; умение использовать разнообразные стимулы и подкрепления в процессе формирования лексических, грамматических и фонетических навыков и речевых   умений;   умение   вызвать у учащихся чувство удовлетворения, радости, которые они испытывают в процессе учебной деятельности, связанной с овладением иностранным языком как средством общения; а также такие индивидуальные качества учителя, такие как умение управлять своим поведением; чувство юмора, умение выйти из затруднительной ситуации с помощью юмора; музыкальность, умение играть на фортепиано, петь и научить учащихся петь песни на иностранном языке; умение понятно и интересно объяснять даже самые сложные вопросы; артистизм, высокая культура речи.

3.        Социальная значимость иностранного языка: знание и использование иностранных языков в различных сферах деятельности человека; значение иностранного языка для овладения будущей профессией; осознание учащимися значения иностранного языка как средства общения.

4.        Опора на специфику учебного предмета «иностранный язык»: осознание учащимися целей и специфики изучения иностранного языка в средней школе; практический характер занятий, направленных на овладение учащимися различными видами речевой деятельности; учитывание специфики обучения соответствующему виду речевой деятельности (устной речи, аудированию, чтению) [8; 29].

5.        Использование средств обучения иностранному языку: учебных текстов и материалов для чтения, интересных для учащихся и вызывающих определенное эмоциональное состояние учащихся; текстов, ориентирующих школьников на различные профессии; интересного страноведческого материала.

6.        Организация учебного процесса: обеспечение реализации методических и общедидактических принципов обучения иностранному языку (коммуникативности, функциональности, устной основы обучения, наглядности, сознательности, доступности, посильности и учета индивидуальных особенностей учащихся); обеспечение (особенно на начальном этапе) усвоения всеми учащимися всего изучаемого языкового материала; создание разнообразных ситуаций, дающих возможность практически использовать в речи усвоенную лексику; формирование у учащихся учебных умений, в частности, рациональных приемов запоминания слов; стремление вызвать у учащихся положительное эмоциональное отношение к используемым приемам обучения и характеру учебной  работы; повышение удельного веса самостоятельной работы учащихся на уроке; широкое использование текстов и заданий проблемного характера; использование аудиовизуальных средств в качестве опор или речевых стимулов; повышение роли контроля; объективный характер оценки результатов учебного труда учащихся; использование в разумных пределах родного языка учащихся; стремление сделать урок интересным для всех учеников класса (группы); широкое использование стихотворений, песен, игр, особенно на начальном этапе обучения; организация системы интересной внеклассной работы, дополняющей классные занятия.

7. Учет обучаемости школьников: уровень лингвистических способностей к изучению иностранного языка; интеллектуальные способности, необходимые для любого обучения; личность обучаемых, ее направленность (потребности, интересы).

Названные основные факторы формирования мотивации учения школьников специфичны при изучении иностранного языка, однако многие из них, в частности такие, как личность учителя, его профессиональные качества, необходимы учителям и других предметов. Они являются важным условием успешного формирования мотивации учения школьников на материале любого предмета.

Следует также заметить, что действие данных факторов, формирование мотивации учения школьников имеет свою специфику на разных этапах обучения. Так, на начальном этапе дети не могут осознать необходимости знания иностранного языка. Задача учителя заключается в том, чтобы не только объяснить значение знания языка для любого образованного человека, но и быть в состоянии поддерживать интерес к изучению языка, стимулировать желание изучить его [25; 117].

На среднем и даже на старшем этапах обучения учащиеся не всегда осознают мотивы учебной деятельности, если их к этому не подвести. Это создает дополнительные трудности для организации работы по целенаправленному формированию мотивации учения.

Данные многочисленных анкетных опросов свидетельствуют о том, что более 95% учащихся старших классов осознают потребность в изучении иностранного языка, но из них лишь  60—70% осознают мотивы его изучения [2; 14]. Необходимо, что бы мотивы, как говорят психологи, из «только сознаваемых» перешли в «реально действующие». Это может произойти, главным образом, на том этапе развития личности ученика, что соответствует концу среднего и началу старшего школьного возраста.

Именно поэтому работу по формированию мотивации учения школьников должна строиться дифференцированно: на начальном и среднем этапах обучения основное  внимание уделяет тому, чтобы вызвать у учащихся интерес к иностранному языку, а в конце среднего и на старшем этапах — превратить   его   в   познавательный   интерес   и в желаемом направлении перестроить мотивационную сферу школьников; содействовать    тому,  чтобы  учебно-познавательные   мотивы   стали   смыслообразующими,   имеющими личностный смысл для каждого из них [20; 185].

В старших классах интерес к занятиям иностранным языком в значительной степени зависит от уровня фактического владения им учащимися, условий его преподавания и осознания возможности его практического использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Все берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляетс...

Игра как активный метод формирования профессиональной мотивации при обучении иностранному языку

В статье  рассматривается важность применения на уроках иностранного языка такой современной педагогической технологии как игровой метод в учреждения профессионального образования....

Различные подходы к вопросу формирования мотивации к изучению иностранного языка

данная работа посвящена проблеме формирования мотивации, как основного условия повышения эффективности и качества обучения иностранному языку. Представлены различные подходы решения данной проблемы, р...

Региональный компонент как средство формирования положительной мотивации в обучении иностранному языку

Статья посвящена роли регионального компонента в преподавании иностранного языка в средней школе, месту, целям и подходам в реализации региональной части содержания учебного курса а также её значению ...

Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

Проблема мотивации в учении возникает по каждому предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков....

Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

Проблема мотивации в учении возникает по любому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков....

Внеурочная деятельность как способ формирования мотивации к изучению иностранного языка.

Ознакомление с формами,видами и способами формирования мотивации для развития лингвистического образования....