Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности
статья по английскому языку на тему

Проблема мотивации в учении возникает по каждому предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

В условиях введения ФГОС возрастает роль «иностранного языка» как предмета. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Расширение и качественное изменение характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки реально востребованными в практической деятельности человека. Всё это существенно повышает статус предмета иностранный язык и мотивацию его изучения. 

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников - это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

          Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
          Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению английского языка. Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка может осуществляться путём решения следующих задач:
1.     Создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности.
2.     Система педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и поощрений.
3.     Максимально эффективное использование на уроках аудиовизуальных средств обучения, компьютерных технологий и интернет ресурсов.
4.     Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения.
5.     Использование личностной индивидуализации.
6.     Разработка системы внеклассных мероприятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.
7.     Привлечение родителей и учителя начальных классов к процессу изучения иностранного языка.
Для формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка могут быть использованы различные методы и приёмы:

  • игровые приёмы предъявления изучаемого материала (основной и наиболее эффективный способ формирования положительной мотивации у младших школьников)
  • конкурсы и олимпиады по предмету;
  • внеурочная работа по английскому языку;
  • нестандартные формы проведения уроков;
  • использование коллективных форм учебной работы;
  • использование компьютерных технологий;
  • организация дифференцированного и индивидуального подхода
  • создание проблемных ситуаций
  • создание ситуации успеха

Но мы остановимся подробнее  на внеурочной деятельности

Внеeурочная деятельность, ее задачи и формы

    Внеурочная деятельность    по    иностранному    языку    имеет    большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.  Эта  работа  не только углубляет и расширяет знания иностранного языка,  но  и  способствует также  расширению  культурологического  кругозора  школьников,  развитию  их творческой  активности,  эстетического  вкуса  и,  как  следствие,  повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

    При  организации  и  проведении  внеклассного  мероприятия  от  учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет  их возрастных и психологических особенностей, их интересов.

    Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:

  • усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных  на  уроках иностранного языка;
  • расширение мировоззрения учеников;
  • развитие  их  творческих  способностей,  самостоятельности,  эстетических вкусов;
  • воспитание любви и уважения к людям своего  родного  края  и  страны, язык которой изучается.

    Важным фактором успешного выполнения этих задач  есть  учет  психолого- педагогических особенностей обучения иностранного языка  на разных  уровнях.  Знание  свойств личности того или другого возраста  дает  возможность  правильно  определить содержание и форму внеклассной деятельности по данному предмету.

 

Внеурочная деятельность неразрывно связано с урочной. На современном этапе изменилась роль, которая отводится иностранным языкам в рамках школы. Изменение статуса иностранного языка в системе  школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей. Для реализации коммуникативной компетенции важна не только работа на уроке, но и вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка, формируется широкая и разнообразная творческая образовательная среда. Создаются благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции. Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.         

Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует так же расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и,  как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Реализация деятельностного подхода во внеклассной работе позволяет эффективно формировать речевую компетентность,  а значит, готовить наших учеников к жизни в поликультурном мире.

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеурочной работы. Внеурочная работа по иностранному языку органично входит в учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного образования имеет свои особенности. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю иностранного языка сейчас известно, как много дает внеклассная работа и какой огромный потенциал в ней заложен.

Внеурочная работа, характеризующаяся преемственностью по отношению к классной, должна помочь учащимся увидеть истинные возможности изучаемого иностранного языка и убедить их в том, что они изучают его "для жизни, а не для школы". Своими увлекательными формами внеклассная работа создает определенный эмоциональный настрой и является мощным рычагом мотивации учащихся.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам занятий. Эффективность формирования коммуникативных навыков школьников определяют не только и не столько знания и владение учениками языковым и речевым материалом, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на английском языке. Это становится возможным, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг с другом. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке.

Цели внеклассной работы

Процесс организации внеклассной работы по иностранному языку можно рассматривать как систему. Система включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

Конечными целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

1) расширение и углубление знания, умения и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;

2) стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

3) способствование всестороннему развитию личности.

Цели внеклассной работы по иностранному языку направляют деятельность детей в том случае, если они совпадают с их личностными установками, которые меняются год от года. В случае несовпадения целей внеклассной работы по иностранному языку на конкретном ее этапе с целями школьника, при отсутствии у него мотивов деятельности, вся система оказывается формальной, так как не принимается детьми и не воздействует на них. Добровольный характер внеклассной работы по иностранному языку обусловливает необходимость разработки мер комплексной мотивации личности.

Мотивация является  "запускным механизмом" (И.А.Зимняя) всякой человеческой деятельности, будь то труд, общение или познание.

Внеклассная работа должна быть так организована и так проводиться, чтобы обеспечить мотивацию и положительное отношение к ней. По целому ряду характеристик предмет иностранный язык существенно отличается от любого другого учебного школьного предмета. Эту специфику интуитивно чувствуют ученики. Иногда она может служить и некоторым основанием для складывающегося у учеников предубеждения по отношению к этому предмету.

Внеклассная работа по иностранному языку должна изменить отношение учащихся к нему. Она сопровождается благожелательным, дружелюбным отношением к детям, помощью и моральной поддержкой, условиями для проявления самостоятельности и инициативы, поощрением творческого подхода .

Требования

особенности внеклассной и внешкольной работы находят свое отражение в методических требованиях к их содержанию.

К таким требованиям можно отнести следующие:

1. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть двусторонней. Внеклассная работа опирается на работу в классе. Внеклассные занятия иностранным языком основываются, как известно, на владении навыками и умениями, созданными на уроках иностранного языка, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались этими навыками и умениями возможно полно, одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с условиями и особенностями внеурочной работы. Внеклассная работа таким образом может оказать положительное воздействие на учебную деятельность учащихся на иностранном языке.

Внеурочное общение на иностранном языке учащихся приближается в какой-то мере к естественно мотивированному пользованию им, оно может служить важным средством мотивации, столь необходимой для речевой практики и овладения языком[3]. Наиболее полная реализация этого методического требования возможна при соблюдении ряда условий.

Во-первых, тематика учебного языкового материала и последовательность его изучения должна позволять использовать его не только на уроках, но и во внеурочной работе, разумеется, по-иному комбинируя и варьируя его. Учебники по иностранным языкам позволяют развивать, комбинировать и объединять учебную тематику в новых ситуациях общения и в новых темах во внеурочных мероприятиях в основном в пределах изученного языкового материала.

На этой базе возможно проведение массовых школьных мероприятий на иностранном языке. Разумеется, введение определенного количества нового языкового материала неизбежно и даже желательно, потому что этот материал позволяет улучшать содержательную сторону речевой деятельности и тем самым существенно обогащать индивидуально-речевой опыт учащихся в иностранном языке. Вместе с тем методически и психологически неоправданно перегружать внеклассные занятия большим количеством нового материала, потому что это снижает интерес учащихся к такого рода занятиям в силу его трудности, недоступности, особенно для экспрессивных видов речевой деятельности учащихся.

Вторым условием реализации органической связи учебной и внеклассной работы является заинтересованность учащихся, информативность содержания, привлекательность форм внеурочной работы.

Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.

Материал, используемый на внеклассных занятиях при подготовке массовых мероприятий, должен быть интересным, познавательным, развивающим. Он должен учитывать индивидуальности, склонности и уровень подготовки учащихся по языку.

Разнообразие приемов и форм работы с учетом условий проведения занятий (места, времени и др.), возраста учащихся, специфики внеклассной работы является одним из важных средств повышения заинтересованности учащихся.

2. Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений в соответствующих видах работы (например, в кружках, массовых мероприятиях). Без этого невозможно выполнение следующего третьего требования.

3. Целенаправленность и регулярность внеклассных занятий в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: еженедельная, ежедневная, ежемесячная, один раз в полугодие, год.

4. Массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы является одним из средств усиления ее воздействия на учащихся.

Условия:

•        добровольность участия;

•        сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

•        занимательность и новизна содержания;

•        эстетичность всех проводимых мероприятий;

•        четкая  организация  и  тщательная  подготовка;

•        наличие целевых установок и перспектив;

•        широкое использование стимулирования учащихся

•        привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.

Большое значение имеет оценивание. Необходимо использовать многообразие оценочных инструментов и подходов. Важно отметить неформальное оценивание. Цель такого оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:

• не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;

• давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;

• дарить цветные фигурки со словами "Хорошо!", "Отлично!" или весёлые или грустные лица и другие;

• создавать портфель достижений (портфолио).

Портфель достижений (портфолио) – один из самых популярных способов оценивания школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, фотографии, результаты тестов[Новикова, Т.Г 2006: 93]. Портфолио прекрасно информирует родителей, детей и учителей, а также оценивает личностный вклад и прогресс в изучении языка. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить, т.е. портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда.

В целях повышения интереса учеников к изучению английского языка мною проводится предметная неделя. Предметная неделя (Неделя иностранного языка) позволяет учащимся систематизировать полученные знания, активизировать их в речи, способствует повышению уровня практических навыков. Проведение предметной недели способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку.   Для того, чтобы неделя прошла плодотворно необходима система спланированных мероприятий. Главным и основным критерием в определении формы внеклассной работы, считаю, должно быть содержание. Поэтому провожу следующие мероприятия:

  1. Очные, заочные и дистанционные олимпиады.

Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования.

  1. Конкурсы.

Конкурсы служат успешному осуществлению образовательных задач, позволяют развивать у учащихся чувство коллективизма, инициативу и активность. Участие в конкурсах мотивировано, как правило, желанием учащихся стать победителем, при этом активизировать материал, усвоенный на уроках. Например, Конкурс «Занимательный английский язык», различные страноведческие и грамматические конкурсы и конкурсы эрудитов. Викторины на иностранном языке обеспечивают значительный практический эффект. Они позволяют обобщить материал по темам, а так же привлечь новую информацию.

  1. Выставки творческих работ учащихся, газет и проектов.

Наличие авторских детских работ в кабинете, которые используются в учебном процессе, выполняют две функции: это и учебные пособия, используемые как дидактические средства обучения, и предметы, имеющие большое воспитательное значение, т.к. являются позитивным примером для подражания.

  1. Праздники, «Календарь знаменательных дат» (День Святого Валентина, Рождество, Пасха и  другие даты), «Праздник алфавита ABC», «Праздник сказки».
  2. Заседание клуба любителей английского языка,  может включать любые виды работы.
  3. День спорта.

Для плодотворности работы, планируя ежегодную неделю иностранного языка, стараюсь не только творчески подходить к составлению плана  и организации мероприятий. Стараюсь методически правильно не только организовать всю неделю, но и каждое мероприятие в отдельности.

Уделяя внеурочной работе серьезное внимание, учителя вправе рассчитывать на ее положительный результат. У учащихся формируется устойчивый интерес к изучению иностранного языка. Из года в год все большее количество учащихся изъявляет желание принимать участие во внеклассных мероприятиях.

Элементы проектной  деятельности, учебные проекты также являются мотивацией для изучения иностранного языка. Дидактическая сущность метода проектов выражается в том, что каждый проект – это реализация большого количества межпредметных связей, интегрированного обучения в действии. Мини-проекты, рассчитанные на урок, не дают возможность спланировать действия, продумать их, найти оптимальный способ достижения цели, изготовить продукт проекта, презентовать его, отрефлексировать весь процесс. Основная цель любого проекта на английском языке – коммуникация, формирование, развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщает к новой культуре. Работа над проектом развивает у учащихся самостоятельность.

Организуя внеурочную деятельность по английскому языку, учителю следует широко применять элементы здоровьесберегающих технологий. Необходимо предусмотреть виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, такие как физкультминутки, музыкальные паузы с использованием  двигательной активности.

Создание комфортной образовательной         среды очень важно для повышения мотивации к изучению английского языка. Для познавательной мотивации к изучению иностранного языка необходимо использование активных методов обучения и сочетание различных видов деятельности. Все эти виды деятельности помогают учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

Заключение

Мой пока еще маленький  педагогический опыт подсказывает, что количество детей, которые принимают участие во внеклассных мероприятиях, неуклонно повышается. На уроках английского языка такие ребята чувствуют себя более уверенно, успешно. Также повышается качество знаний.

Проблема все равно остается, и это заставляет меня продолжить работу по данной теме. На следующем этапе моей педагогической деятельности стоит задача: вовлекать во внеклассные мероприятия всех детей, изучающих английский язык.

Вывод: на своем опыте я убедилась, что использование разнообразных методов внеклассной работы способствует повышению мотивации и интереса к изучаемому предмету.

Литература

  1. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова  //  Пособие для учителя.  М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
  2. Зайцева, М.В. Мотивация и некоторые пути ее повышения [Текст] / М.В. Зайцева // М.: ИД "Первое сентября", 2003. – с. 23
  3. Васильева, М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка [Текст] / М.М. Васильева // .– М.: Педагогика 1988. – с.131.
  4. Новикова, Т.Г О технологии портфолио в российской школе. [Текст] / Т.Г. Новикова [и др.] // Пед. Диагностика. – 2006. - № 3. – С. 93.
  5. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В.Матюхина // – М., Педагогика, 1984. – с.144
  6. Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций  [Текст]  / П.М. Якобсон. //  − М.: НПО "Модек", 1998.  − 304с.
  7. Дубовицкая,  Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Электронный ресурс] / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. –2002. –№2. –C. 42 – 45. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu/2002/n2/2259.shtml  – 20.03.15
  8. www.uchkopilka.ru
  9. festival.1september.ru
  10. http://nsportal.ru
  11. http://infourok.ru
  12. http://knowledge.allbest.ru

Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

Подготовил: учитель английского языка

Васильева Л.П.