Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников
статья по английскому языку на тему

Дьяконова Александра Александровна

Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности  как  средство формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

Содержание

1) Введение

2) Внеклассная работа, её задачи и формы.

3) Из опыта своей работы

4) Заключение

Введение

«…замечательные, блестящие уроки есть там,

где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,

где имеются и применяются самые разнообразные

формы развития учащихся вне уроков".
В.А.Сухомлинский

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Расширение и качественное изменение характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки реально востребованными в практической деятельности человека. Всё это существенно повышает статус предмета иностранный язык и мотивацию его изучения. 

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, П.М. Якобсон, К.д. Ушинский, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, А.Б. Орлов, Т.А. Матис, М.В. Матюхина).  

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников - это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Исследуя мотивацию как один из важнейших компонентов процесса овладения иностранным языком, Г.В. Рогова определяет мотивацию как "сторону субъективного мира ученика, которая определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями"
         Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
         Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению английского языка. Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников может осуществляться путём решения следующих задач:
1.     Создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности.
2.     Система педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и поощрений.
3.     Максимально эффективное использование на уроках аудиовизуальных средств обучения, компьютерных технологий и интернет ресурсов.
4.     Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения.
5.     Использование личностной индивидуализации.
6.     Разработка системы внеклассных мероприятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.
7.     Привлечение родителей и учителя начальных классов к процессу изучения иностранного языка.
Для формирования положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранного языка могут быть использованы различные методы и приёмы:

  1. игровые приёмы предъявления изучаемого материала (основной и наиболее эффективный способ формирования положительной мотивации у младших школьников)
  2. конкурсы и олимпиады по предмету;
  1. внеурочная работа по английскому языку;
  1. нестандартные формы проведения уроков;
  1. использование коллективных форм учебной работы;
  1. использование компьютерных технологий;
  2. организация дифференцированного и индивидуального подхода
  1. создание проблемных ситуаций
  1. создание ситуации успеха

Но мы остановимся подробнее  на внеклассной работе.

Внеклассная работа ее задачи и формы

    Внеклассная   работа    по    иностранному    языку    имеет    большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.  Эта  работа  не только углубляет и расширяет знания иностранного языка,  но  и  способствует также  расширению  культурологического  кругозора  школьников,  развитию  их творческой  активности,  эстетического  вкуса  и,  как  следствие,  повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

    При  организации  и  проведении  внеклассного  мероприятия  от  учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет  их возрастных и психологических особенностей, их интересов.

    Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:

  1. усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных  на  уроках иностранного языка;
  2. расширение мировоззрения учеников;
  3. развитие  их  творческих  способностей,  самостоятельности,  эстетических вкусов;
  1. воспитание любви и уважения к людям своего  родного  края  и  страны, язык которой изучается.

    Важным фактором успешного выполнения этих задач  есть  учет  психолого- педагогических особенностей обучения иностранного языка  на разных  уровнях.  Знание  свойств личности того или другого возраста  дает  возможность  правильно  определить содержание и форму внеклассной деятельности по данному предмету.

    Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по иностранному языку  необходимо учитывать как психологические особенности  личности, так  и  психологические  особенности  коллектива:  уровень  его    развития, степень    организационного,    психологического,    интеллектуального     и эмоционального   единства,   направленность   деятельности   коллектива   на отношения  между  его  членами,  эмоциональное  состояние  класса  во  время выполнения задач по внеклассной работе.

    Знание психологических особенностей учеников - необходимая  предпосылка успешного   выбора  соответствующих  форм  внеклассной  работы,  определение содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия.

Большие возможности для расширения знаний учащихся о стране изучаемого языка открывает внеклассная работа по предмету, которой в нашей школе уделяется большое внимание.

Из опыта моей работы

В  своей работе использую разнообразные формы и виды внеклассной работы. В методической литературе принято различать следующие три формы:  массовую, групповую и индивидуальную. Рассмотрим в основном две формы: массовую и групповую, так как индивидуальная растворяется в них.

Массовая форма внеклассной работы может проводиться эпизодически и периодически; во всех случаях, однако, она должна включатся в общешкольный план внеклассных мероприятий. К этой форме относятся: вечера, утренники, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, пресс-конференции и т.д.
В них принимают участие целые классы, а иногда вся школа.

К групповой форме относятся кружки, клубы. Групповая форма внеклассной работы характеризуется стабильностью участников (примерно 10-15 человек), регулярностью занятий.
Обе формы - массовая и групповая - планируются, подготавливаются и строятся на основе теснейшей связи с обязательным курсом.

Очень часто внеклассные мероприятия проводятся как итоговые после изучения определенных тем.

 Определяю  форму и тематику мероприятия с учетом возрастных и других особенностей конкретной группы учащихся. В младших классах такие мероприятия обычно проводятся в форме викторин, конкурсов, театрализованных и музыкальных утренников.

Не менее интересны для учащихся конкурсы песен и стихов, стенгазет, инсценировок на лучшее произношение и чтение, конкурсы по аудированию и грамматике, конкурсы сочинений и рефератов, конкурс на лучшего переводчика, лучшего знатока англоязычных стран.

Усвоению знаний учащихся, формированию прочных умений и навыков в устной речи способствуют игры различного типа, проводимые в послеурочное время, где учащиеся могут активно использовать языковой материал. Игровые ситуации в виде конкурса знатоков, брейн – ринга, "Слабое звено", "Что? Где? Когда?", вызывают большой интерес у школьников и повышают их образовательный уровень.

За время работы в школе мною был собран большой материал по наиболее известным праздникам, таким как "Рождество", "Хэллоуин", "День благодарения", "День Святого Валентина"

Как правило, подготовка к празднику начинается задолго до самого праздника. Сначала идет систематизация имеющегося материала, много прочитывается, запоминается, переводятся статьи из газет, журналов, книг, брошюр. Затем планируется сама подготовка к празднику.

За месяц до праздника начинаю рассказывать о самом празднике, его истории, зарождении, развитии, объясняю, каким образом праздник появился в России. Знакомлю ребят с легендами, обычаями, традициями проведения праздника.

Процесс подготовки не менее увлекателен, чем сам праздник. Ребята с удовольствием выпускают газеты, делают рисунки, придумывают валентинки, вырезают сердечки, тыквы, ангелочков и т.д.

Вечера на иностранном языке - один из интересных видов внеклассной работы. Разрабатывая сценарии вечеров, стремлюсь к тому, чтобы материал был доступен детям, и каждая возрастная группа имела возможность активно участвовать в учебной деятельности. Участники вечера делятся на две команды, задания неизвестны ребятам заранее. Цель предлагаемых конкурсов - показать учащимся их новые возможности в сфере владения английским языком. Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс участия в вечерах детей различных возрастных групп: они учатся без стеснения общаться на английском языке. Это создаёт благоприятную психологическую атмосферу для обучения в целом.

Для активизации познавательного интереса к предмету  был разработан план участия школьников в различных конкурсах  и  олимпиадах  по английскому языку. Прокопьева Влада принимала участие в Российском конкурсе «Познание и творчество» - в номинации «Эрудит», стала лауреатом в 2012 учебном году, также она принимала участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по английскому языку для 3-4 классов и заняла 3 место Самарский центр РМИ. Панов Дмитрий участвовал во Всероссийской дистанционной викторине по английскому языку «The main cities of the British Isles» занял 8 место, он же принимал участие в «The world оf Adventures and travelling in the British Literature» занял 5 место, и в Шубин Никита во Всероссийском открытом заочном конкурсе «Интеллект-экспресс» в номинации «Загадки английского языка» стал лауреатом.

Одним из эффективных форм внеклассной работы является декада английского языка. Эта  форма  по  своему  характеру   является массовой,  так  как  предусматривает  участие  в  ней  широкого  контингента учеников, а по  своей  структуре  является  комплексной,  так  как  включает комплекс  разных  по  смыслу  и  форме  мероприятий,  которые  происходят  в определенный период времени и направлены на  реализацию  задач  комплексного подхода к воспитанию учеников.

 Неделя  иностранного  языка  в  школе  как  комплексная  форма   должна оказывать содействие  целенаправленной  организации  и  систематизации  всей внеклассной работы по иностранному языку  в школе. Предметная неделя становится своеобразным творческим отчетом учителя-предметника и способствует   формированию  творческих отношений между учениками, учителями и родителями,  которые  взаимодействуют в  процессе  подготовки  и  проведении  Недели.  Неделю  иностранного  языка проводят в определенный период учебного года по предварительно  составленной программе, которая  определяет  цели,  содержание  и  форму  любого  из  его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели  должна  быть  интересной, познавательной,  доступной,  связанной  с  учебным  материалом  и   отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.

          Проведение недели иностранного языка  способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса, расширению кругозора учащихся. Найти задание каждому – таков девиз предметной недели  иностранного языка.

В нашей школе неделя  английского языка в этом году  проходила с 19 по 24 ноября.

Процесс подготовки и проведения недели английского языка проходил в 3 этапа:

1 этап (подготовительный). На этом этапе мною была  составлена программа проведения  предметной недели. План проведения недели английского языка заранее был согласован с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

2 этап (проведение предметной недели). При проведении Недели английского языка  мы постарались создать атмосферу праздничности, непринужденности. Открыли ее выставкой стенгазет, ознакомили учащихся с планом проведения.

3 этап (заключительный). Этот этап мы посвятили подведению итогов предметной недель. На общешкольной линейке мы объявили, каких успехов достигли участники, наградили тех участников, которые   принимали активное участие и показали лучшие результаты.

Подобное мероприятие проводится не впервые и  всегда пользуется неизменным успехом у учащихся,  поскольку,  будучи   активной   формой обучения, вносит  разнообразие в привычную урочную деятельность, вызывает живой интерес, воспитывает культуру обучения, раскрепощает    учащихся и является  прекрасным средством повышения мотивации к изучению  иностранных  языков.  

 Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы работы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались оригинальные наглядные пособия; проведены игры, викторины, открытые уроки с применением ИКТ; организован просмотр страноведческих фильмов.

Для учащихся 4 класса была проведена викторина «Эрудит», в которой ребятам пришлось отвечать на достаточно каверзные вопросы по страноведению, грамматике и лексике. В течение всей предметной недели учащиеся 4 классов работали над индивидуальными проектами по теме «Мое семейное древо».

К началу недели были подготовлены красочные интересные стенгазеты на английском языке. План недели и стихи для литературного перевода были вывешены в фойе школы.

Во втором классе был проведен открытый урок по теме «Волшебное путешествие в Британию». Главная цель урока – формирование социокультурной компетенции учащихся на основе презентации. На уроке учащиеся знакомились с традициями, обычаями и символами страны изучаемого языка. Учащиеся проявляли интерес в разных видах речевой деятельности, в том числе и игровой. Учащиеся посетили выставку «Welcome to Great Britain”, где ознакомились с главными достопримечательностями Великобритании.

В третьем классе был проведен урок-соревнование по пройденным темам “ Culinary Duel   ” Целью данного урока являлось – отработка ранее пройденных лексических и грамматических единиц в разных видах речевой деятельности.  Класс был поделен на две команды, которые успешно справились со всеми заданиями. В ходе урока учащиеся демонстрировали высокий уровень знаний по ранее изученным темам. 

С целью привития интереса к изучению английского языка, мы разработали ряд развлекательных, но в то же время познавательных конкурсов. Конкурсы – это тот вид внеклассной работы, который более всего привлекает третьеклассников, так как в этом возрасте им свойственно соревноваться, соперничать друг с другом или в команде  или с командой соперников. Поэтому учащиеся с удовольствием принимают участие в этих мероприятиях.

 Конкурс “ Culinary Duel   ” был предложен следующими заданиями:

Задание 1. “Lost Letters”;

Задание 2. “Eggs”;

Задание 3. “Bees and Flowers”;

Задание 4. “Translator”;

Задание 5. “Auction”.

При подборе команд мы учитывали уровень знаний учащихся, чтобы команды были равноценными. В начале мероприятия мы предложили школьникам придумать названия своим командам. Для того, чтобы определить номер задания и заинтересовать участников, мы использовали ромашку. Учащиеся по очереди вытягивали лепесток, под которым был номер задания.

При выполнении задания “Lost letters”, учащиеся вставляли пропущенные буквы в слова. В этом конкурсе учащиеся показали знание лексики и правописания слов. Выполняя это здание, учащиеся спорили между собой, решали, какую букву вставить.

При выполнении задания “Eggs” учащиеся слушали стихотворение, и сосчитав яйца, дорисовывали их на рисунке. В этом конкурсе учащиеся показали умение воспринимать иноязычную речь на слух. Этот конкурс показал, что школьники еще недостаточно понимают звучащую речь.

Для проведения конкурса “Bees and Flowers” был подготовлен  специальный реквизит. На ватмане были изображены цветы и пчелы. На них были написаны половинки слов. Учащиеся составляли слова, совмещая половинки, то есть, пересаживая пчел на нужный цветок. Красочное оформление этого задания привлекло внимание учащихся, поэтому они с интересом его выполняли. С этим заданием школьники справились, а это говорило о том, что они усвоили лексический материал по теме.

При проведении конкурса “Translator” учащиеся переводили предложения с русского языка на английский с оборотом “There is/There are”. В этом конкурсе мы задействовали всех учащихся. Каждый переводил свое предложение. Было видно, что работал каждый ученик не сам за себя, а команда в целом. Участники поддерживали друг друга, помогали слабым.

При выполнении заключительного конкурса “Auction”, отстающая команда могла стать лидером. Каждая команда по очереди называла слово по теме “Food”. За правильно названное слово командам присуждался балл. Во время проведения этого задания, внимание учащихся было сконцентрировано на том, чтобы вспомнить все слова, слушать соперников и не повторить названные ими слова. В итоге после проведения этого мероприятия счет команд был почти равным. Победители были награждены.

После проведения этого мероприятия, мы заметили, что на последующих уроках английского языка у некоторых учащихся появился интерес к пополнению своего лексического запаса. Также мы считаем, что проведение этих конкурсов способствовало не только появлению интереса к английскому языку, но помогало сплотить коллектив класса, воспитывало чувство взаимопомощи, поддержки друг другу.

В четвертом  классе был проведен урок-КВН                                                                     на основе обучения в сотрудничестве, целью которого являлось научить учащихся взаимодействовать друг с другом в ходе решения различных задач. Особое внимание уделялось развитию социокультурной компетенции младших школьников. Учащиеся применяли правила этикета при работе в группах и демонстрировали высокий уровень владения языком.

Выбор такого  вида деятельности  был обусловлен возрастными особенностями  учащихся, так как в этом возрасте игра вызывает наиболее активный интерес  учащихся,  способствует  более качественному  запоминанию иноязычных структур. Игровая деятельность позволяет не только лучше усваивать изучаемый материал, но и способствует приобретению новых знаний, развивает логические способности к иностранным языкам.

Игра приходила  следующим образом. Учащиеся  произвольно были разделены на две команды, были выбраны члены жюри, которые оценивали работу участников. На обдумывание задания давалось две минуты. За правильные ответы присуждались очки,  победителями считалась команда, набравшая  максимальное количество  баллов.

Задания, подобранные  учителем, были не слишком сложными, однако, познавательными  и увлекательными. Частично они основывались на знаниях, частично на способности к языковой загадке и способности к логическому  мышлению. Вопросы в основном были страноведческого  характера.

В третьих и четвертых классах на неделе английского языка была проведена олимпиада (школьный тур). В ней были включены задания по основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), которые были составлены с учетом уровня владения языка учащимися, а также с учетом их интересов и возрастных особенностей.

Таким образом, неделя английского языка способствовала развитию творческих способностей учащихся, формированию их социокультурной компетенции, обучению в сотрудничестве и повышению мотивации к изучению английского языка.

По итогам недели наиболее активные участники и победители олимпиад, а также авторы лучших проектов были награждены грамотами.

Предметная   неделя   прошла   на должном методическом уровне.

Выбор языкового материала для каждого мероприятия определялся возможностями учащихся, задания распределялись по степени  трудности. В творческую деятельность вовлекались не только лучшие учащиеся, но и инертные школьники. Всем детям была предоставлена возможность разделить радость успеха, участвовать самим в мероприятиях или, будучи зрителями, сопереживать своим одноклассникам.

      Участвуя в «неделе английского языка» ребята развивают и совершенствуют свои интеллектуальные и творческие способности, учатся достойно побеждать и терпеть поражения.  

Заключение

Мой пока еще маленький  педагогический опыт подсказывает, что количество детей, которые принимают участие во внеклассных мероприятиях, неуклонно повышается. На уроках английского языка такие ребята чувствуют себя более уверенно, успешно. Также повышается качество знаний.

Проблема все равно остается, и это заставляет меня продолжить работу по данной теме. На следующем этапе моей педагогической деятельности стоит задача: вовлекать во внеклассные мероприятия всех детей, изучающих английский язык.

Вывод: на своем опыте я убедилась, что использование разнообразных методов внеклассной работы способствует повышению мотивации и интереса к изучаемому предмету.

Приложение

Первый день

  1. Торжественное открытые недели английского языка «Добро пожаловать в мир дружбы» «Welcome into the World of Friendship» (2 – 9 классы)
  1. Брейн-ринг для начальных классов   3-4классы    
  2. Викторина «Эрудит»    5-9 классы                              

Второй день

  1. Олимпиада по английскому языку 5-9 классы  
  1. "A magic trip to English Land". 2 класс 

Третий день

  1. Страноведческие викторины:
  1. «Знаете ли вы Великобританию?»  7-8 классы   
  1. «Знаете ли вы США?»                       9 класс       
  1. Путешествие в «Страну английского языка»                  

Четвертый день

  1. Урок-КВН                                                                     4 класс            

 

  1. «Звёздный час»                      8-9 класс                  

Пятый день

  1. Culinary Duel   (3 класс)
  2. Викторина «Кто хочет стать миллионером?» (‘Who wants to be a millionaire?’)           5-9 классы    

Шестой день

Торжественная линейка. Подведение итогов конкурсных работ объявленных в начале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ  МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ...

Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

Проблема мотивации в учении возникает по каждому предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков....

Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

Проблема мотивации в учении возникает по любому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков....

Формирование мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

Формирование мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности...

Повышение Мотивации изучения иностранного языка на примере проектной деятельности

Повышение Мотивации изучения иностранного языка на примере проектной деятельности Аннотация Осуществление проектной  деятельности - один из важных этапов в процессе обучения в условиях ...

Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения.

Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения....