Повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка через театральную деятельность
статья по теме

Cаркисян Армине Мкртичевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sarkisyan.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка через театральную деятельность

В последнее время проблема устноречевого общения стала одной из наиболее привлекательных областей в методике преподавания иностранного языка. Исходной идеей методики обучения иностранному языку на данный момент  является овладение им как средством межкультурного и межличностного общения. Нужными и важными становятся не только специальные знания об изучаемом предмете, но и способность общающихся к формированию своего речевого поведения. Его успешность зависит от многочисленных факторов: от умения слушать и слышать, оказывать воздействие на собеседника, адекватно и чутко реагировать на поведение речевых партнеров, выражать отношение к предмету общения.

Таким образом, можно подтвердить довод о необходимости отобразить сущность поведения как взаимодействие. Под взаимодействием я имею в виду устойчивое выполнение некоторых действий. Они должны быть направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны собеседника, при этом вызванная реакция, в свою очередь, должна породить реакцию воздействующего.

Речевое взаимодействие можно выразить через воздействие, имеющее в своей основе речевую стратегию как когнитивный план общения. Его посредством можно контролировать оптимальное решение коммуникативных задач говорящего в случае недостатка информации о действиях партнера. Оно связано как с общением, так и с совместной деятельностью и является обязательным компонентом эффективного обучения устноречевому общению.

Устноречевое общение всегда обусловлено уровнем развития коммуникативной «подкованности» в иноязычном общении. На мой взгляд, причинами, затрудняющими общение, могут быть как банальное отсутствие внимания и интереса у собеседника, так и неумение пользоваться структурами языка в разных ситуациях, а также невладение техникой общения, т.е. неправильный выбор слов, нелогичность, излишняя сложность в речи. И, как мне кажется, именно необходимость сближать обучаемых друг с другом, помогать им контактировать и внести больше практики в урок натолкнула меня на мысль активизировать одну из возможностей внеклассной воспитательной работы – театральную деятельность.
При организации театральной деятельности на иностранном языке я поставила перед собой несколько целей:
Формирование устноречевого общения учащихся;
Повышение мотивации обучения, стимуляция речевой активности;
Развитие самостоятельности, энергичности и изобретательности учащихся в процессе организации спектаклей.

В современном мире инновационный потенциал образования признается одним из основных факторов развития культуры и технологического процесса. Обучение иностранным языкам становится необычайно важным делом, формированием глубокой, готовой к общению личности. И именно инновационные технологии, настроенные на вовлечение каждого ученика в коммуникативный процесс, позволят достичь этих высоких целей  иноязычного образования. Инновации в сфере иноязычного образования и педагогики вообще отличаются от других нововведений тем, что их «предметом» является личность ученика и педагога. Эти новшества направлены прежде всего на совершенствование личности. Наиболее популярными становятся инновации, связанные с организацией учебного процесса и внедрением новых технологий в иноязычное образование. В новых методиках все чаще практикуется самостоятельное решение поставленных задач, активное включение ученика в процесс.

Из двух типов технологий обучения – социального и информационного, изучение иностранного языка принято относить к социальному типу. В его основе лежит общение как ученика с учителем, так и общение учеников друг с другом.  Личность учащегося является приоритетным субъектом. А такие социальные технологии, как проектная,  Дальтон-технология, обучение в сотрудничестве, иностранный язык через театр могут обеспечить самостоятельность, коммуникабельность учащихся, стимулировать их активность. В средней школе переориентация обучения иностранным языкам предлагает расширить культурный опыт и перейти с прагматических идей и целей на культурологические за счет познания другой культуры и формирования ценностного отношения к ней. Это становится возможным при воздействии педагога на такие чувствительные и важные точки личности ребенка, как  интеллект, чувства, мировоззрение, поведение.

Именно внеклассная работа лучше всего мотивирует учеников к творчеству, вместе с тем помогая осваивать иноязычную культуру. Именно она способна придать личностный смысл обычному познавательному процессу, так как организованная в виде эстафет, игр-путешествий, праздников, спектаклей, она вызывает сильные эмоциональные переживания. Поэтому внеклассная воспитательная работа должна быть неотъемлемой частью всего учебного процесса.

В наше время все больше возникает необходимость в лингвосоциальной адаптации учащихся к условиям жизни. Человек должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на иностранном языке. А коммуникация, естественно, нуждается в мотивации. Важно создать условия, при которых ребенок захочет говорить, причем не для получения хорошей оценки, а чтобы для него общение стало своеобразной потребностью. Однако, школьные уроки препятствуют этому из за временных рамок и тяжелого психологического воздействия. Из за боязни получить плохую оценку ребенок часто не может раскрыться и самореализоваться.  Так и возникла идея создания театрально-языкового социума. В рамках его пространства осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.

Идя использования театральной деятельности в ходе урока и во внеурочной работе сама по себе не нова. Ее особенности:

Она позволяет соединить оба компонента учебно-воспитательного процесса в единое целое, сделав их логичным, динамичным и последовательным продолжением друг друга;

При выборе репертуара учитываются требования Государственного стандарта преподавания французского языка к языковому и речевому материалу;

Инсценировки подбираются из литературных произведений.

Изучаемый программный материал становится основой для создания сценария, несмотря на подборку их других, аутентичных источников.

Этот метод можно сформировать в двух вариантах: поставить готовое драматическое произведение или использование сюжета-отрывка. В последнем случае необходимо трансформировать все монологи в диалог
Алгоритм действия учителя и учащихся:

Прочитать художественное произведение, разбить на эпизоды
Обсудить и дать характеристику времени, внешним обстоятельствам, персонажам

Распределить роли

Провести работу в группах над отдельными эпизодами с использованием косвенной речи с помощью карточек и реплик

Проиграть эпизоды по порядку

Осмыслить «актерскую задачу»

Выбрать музыкальное оформление

Обсудить личностное видение

Проиграть и обсудить спектакль

Задать ситуацию перед показом спектакля

Провести презентацию спектакля

Оценить спектакль с помощью членов жюри и провести церемонию награждения в разных номинациях

Осуществить рефлексию учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Доклад, представленный на IV Августовских педагогических чтениях "От компетентного учителя к компетентному ученику"...

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Презентация «Повышение мотивации учащихся к обучению иностранного языка через использование новых педагогических технологий»

На мой взгляд,в  использовании новых технологий заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в реч...

«Использование активных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка».

Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: дост...

Проект по теме « Повышение мотивации учащихся к изучению татарского языка через театральную деятельность»

Проектпо теме« Повышение мотивации учащихся к изучению  татарского языка  через театральную деятельность»...