«Использование активных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка».
статья

Бирючина Елена Сергеевна

Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то и - результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Работа в коллективах  - кружках, общества, секциях - воспитывает учащихся в духе товарищества, целеустремленности, глубокого и активного интереса к науке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_inyaz_noyabr.docx514.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Урывская СОШ
Методическое объединение
учителей иностранных языков

Доклад

на тему

«Использование активных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к изучению иноязычного языка».

Подготовила и провела :учитель английского языка Е.С.Бирючина

 https://fs00.infourok.ru/images/doc/240/194490/2/img10.jpg

 Подтемы:

1.  Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

2.  Речевая разминка как средство обучения спонтанной речи.

3.  Традиционные и нетрадиционные формы внеклассной деятельности.

4.  Профессиональное самоопределение учащихся по средствам изучения иностранного языка.

5.   Учение в сотрудничестве как активная форма урочной работы.

«Воспитывает ребенка 
каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, 
с которым формирующаяся личность соприкасается».
В.А.Сухомлинский.

Активные методы обучения - это методы, включающие учащихся  в процесс "добывания знаний" и Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные. Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

развитие мышления. Они позволяют:

· стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

· раскрыть свои способности;

· приобрести уверенность в себе;

· совершенствовать свои коммуникативные навыки;

· возможность формировать у учащихся творческое мышление. 
Можно утверждать, что активные методы обучения смещают акцент на развитие школьников, не просто воспроизводя усвоенные знания, но и используя их в практической деятельности.

Исходя из профессионального опыта, к числу таких  активных форм   можно отнести:

· игровой метод;

· метод критического мышления;

· проектный метод;

· практическое занятие;

Одной из форм учебно - воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеклассная работа по химии. Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.

Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

При всем многообразии форм внеклассной работы должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.

Цель: помочь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности, в выявлении склонностей, способностей и дарований в ходе углубленного изучения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся.

Основные задачи внеурочной работы:

1. Привитие интереса к предмету

2. Развитие и усовершенствование знаний-умений-навыков

3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся

4. Подготовка учащихся к практической деятельности

5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

Обучение и воспитание составляет единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно - воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеурочные занятия справедливо рассматриваются как важная составная часть работы школы.

Следует подчеркнуть еще одну весьма важную сторону внеурочной работ. Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то и - результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Работа в коллективах  - кружках, общества, секциях - воспитывает учащихся в духе товарищества, целеустремленности, глубокого и активного интереса к науке.

Значимыми характеристиками урока иностранного языка в современных условиях являются:

комплексность в решении практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей (при этом практические цели выступают как ведущие);

коммуникативная направленность процесса обучения;

наличие мотивации изучения иностранного языка;

выбор оптимальных для данного класса приемов и методов обучения;

использование таких организационных форм деятельности обучающихся, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в овладении иностранным языком;

создание благоприятного психологического климата на уроке для общения и речевого партнерства между учителем и учениками и обучающимися между собой;

наличие и систематическое использование различных средств обучения, в том числе и технических;

единство урочной и внеурочной работы по иностранным языкам.

Учителя часто упускают из виду тот факт, что значительную часть процесса обучения занимает общение, которое может стать основой иноязычной культуры на уроке иностранного языка. Такое общение можно назвать естественным или реальным, ибо оно наиболее приближено к жизненному, реальному и должно являться органичной частью урока.

Многие учителя жалуются на то, что они теряют язык, а возможности его тренировать нет никакой. Действительно, учитель – самое компетентное лицо на уроке в области языка, и именно он должен сделать так, чтобы на уроках постоянно звучала хорошая английская речь.

Речевая разминка как основа иноязычного общения

В начале урока иностранного языка обычно отмечается иноязычно-речевая скованность, и учителю важно постараться настроить обучающихся на общение, создать рабочий контакт как можно с большим числом учеников, т.е. осуществить речевую подготовку естественным путем. Такая речевая подготовка носит название «речевая зарядка» (warmerorwarmingup). Зарубежные методисты считают, что речевые зарядки – это такой вид деятельности в начале урока (обычно не более 5 минут), который преследует две цели: первая – помочь обучающимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок английского языка после изучения других школьных предметов; вторая – ввести в тему урока и являться переходным этапом к дальнейшей работе [3].

Задачи речевой зарядки:

вызвать у обучающихся желание говорить по-английски;

настроить слуховой и речевой аппарат обучающихся на иностранный язык;

повторить изученный на предыдущих уроках языковой материал;

активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций;

развивать спонтанную речь обучающихся.

Речевая зарядка занимает немного времени, ее следует проводить в быстром темпе. Учитель может жестами попросить других учеников помочь отвечающему, сам подсказать нужное слово.

Игра как основа обучения детей устному общению

Дети изучают язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия друг с другом, учителем, куклами, персонажами любимых сказок и мультфильмов, с книгой.

В основе обучения детей устному общению в начальной школе – игра, которая, по меткому выражению И. А. Зимней, является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения. Использование игры как способа обучения устной речи в начальной школе позволяет учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть и мотив, и цель речевого действия и который диктуют употребление необходимых образцов общения (Е. И. Негневицкая) [5].

Как в начальных, так и в средних и старших классах достаточно эффективна работа с предметами. Предметы могут стать отправной точкой для интересных заданий, упражнений и игр, направленных на развитие различных языковых навыков.

При работе со старшими обучающимися характер заданий несколько меняется. Например, учитель приносит с собой на урок различные предметы: билеты на концерт, театральные программки, брелоки, шкатулки, значки, сувениры, т.е. любые предметы, которые могут храниться дома.

Класс можно разделить на небольшие группы, каждая группа получает по одному предмету и за 10-15 минут пытается сочинить историю, которую данный предмет мог бы рассказать о себе и своем хозяине. После подготовки группа знакомит класс со своей историей, а учитель комментирует прослушанную историю, рассказывая, как в действительности эта вещь попала к нему, насколько она дорога ему и т.д. Если обучающиеся не справляются с заданием самостоятельно, то такую работу можно проводить фронтально и составлять рассказ совместно с классом. В следующий раз предметы могут принести обучающиеся, и сами будут корректировать рассказы одноклассников.

Учителя стараются вносить элементы новизны, строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался.

В результате были выявлены формы и методы деятельности учителя, которые реже всего используются на уроке. К таким относятся:

необычная форма изложения материала и нетрадиционная форма проведения занятий;

эмоциональность речи, заставляющая детей сопереживать;

очень ограничен арсенал методов поощрения и порицания;

не всегда на уроках создается ситуация, сориентированная на успех учащихся.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему . Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Используя наш опыт, попробуем составить структурную схему “Формирование активных форм деятельности и  мотивации учения”

Атмосфера общения является ведущей чертой современного урока иностранного языка. Создание этой атмосферы – требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Если целью ставится обучение общению, а успешно обучать какой-либо деятельности можно лишь в адекватных условиях, то создание атмосферы общения оказывается насущной необходимостью.

Создать атмосферу иноязычного общения означает настроить обучающихся на иноязычный лад: ввести в тему беседы, вызвать их речевую заинтересованность, обеспечить речевое партнерство. Для этого учителю необходимо обратить особое внимание при подготовке урока на речевую зарядку, речевую подготовку, установку на урок, установки в процессе урока.

При обучении общению наиболее важен речевой контакт: учитель и ученики должны стать речевыми партнерами. Это не произойдет, если учитель будет прерывать учеников, возмущаться их незнанием чего-либо, раздражаться по любому поводу, не признавать шуток и не улыбаться, т.е. фактически оградит себя от контакта.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/240/194490/2/img12.jpg

Список литературы

 Выготский Л.С. Психология. Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, -М., 2000, 1008 с.

 Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 2006.

Запорожец А. В. Психология. М., 1953. - 245 с.

 Изучение мотивации поведения детей и подростков под ред. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. - М.: Педагогика, 1972.

 Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер» 2002г. - 320 с.

Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология - Санкт-Петербург, Питер, 2000.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Методические рекомендации по использованию  нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии....

Использование компьютерных технологий на уроке, как важный фактор повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реали...

"Использование активных форм урочной и внеурочной работы для повышения мотивации учащихся к изучению иноязычной культуры"

Выступление на районном методическом объединении учителей иностранного языка, 2019 год. В выступлении отражены теоретические и практические рекомендации по подготовке уроков и внеурочных занятий для п...

«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности, как системообразующая составляющая воспитательного процесса в условиях ФГОС».

В соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания учащихся в школе создана и реализуется модель воспитательной системы рационально-познавательной ориентации, которая предполагает взаимодейс...

Использование инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС.

laquo;Использование инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС».Физическая культура является неотъемлемой частью ...

«Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС.

В настоящее время невозможно представить образовательную деятельность без использования ИКТ. Урочная и внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность школьни...