Различные подходы к вопросу формирования мотивации к изучению иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Буслеева Елена Евгеньевна

данная работа посвящена проблеме формирования мотивации, как основного условия повышения эффективности и качества обучения иностранному языку. Представлены различные подходы решения данной проблемы, рассматриваются семь этапов методического исследования Action Research, предложенного специалистами издательства Cambridge.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razlichnye_podhody_k_voprosu_formirovaniya_motivatsii.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Е.Буслеева

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация: данная работа посвящена проблеме формирования мотивации, как основного условия повышения эффективности и качества обучения иностранному языку. Представлены различные подходы решения данной проблемы, рассматриваются семь этапов методического исследования Action Research, предложенного специалистами издательства Cambridge.

Abstract: this work deals with the problem of motivation, as one of the most important components in the English language teaching. Different approaches of solving the problem are considered and seven steps of Action Research presented by the specialists of Cambridge University press are also stated.

Ключевые слова: мотивация, множественный интеллект, мотив успеха, задания «открытого типа», методика исследования.

Key words: motivation, Multiple intelligences, success oriented approach, open-ended tasks, Action Research.

В современной системе образования предъявляются всё более высокие требования к уровню владения иностранным языком. Однако некоторые особенности учебного процесса в неязыковом вузе не способствуют успешному овладению иностранным языком. Наряду с ограниченной сеткой часов, недостаточным обеспечением данной дисциплины современными обучающими средствами, существует проблема с низким уровнем мотивации студентов к изучению иностранного языка. Проблеме формирования мотивации, как основного условия повышения эффективности и качества обучения иностранному языку, и посвящена данная работа.

 В словаре методических терминов можно найти такое определение мотивации – «процесс побуждения к деятельности, связанный с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность». Данное определение позволяет выделить два вида мотивации: внешнюю (extrinsic motivation) и внутреннюю (intrinsic motivation).  Среди внешних факторов, побуждающих   студента неязыкового вуза (в частности – Университета Водного Транспорта) изучать английский язык можно выделить следующие: успешное прохождение тестирования по английскому языку для устройства на практику и работу, карьерный рост, высокооплачиваемая работа. К внутренним факторам можно отнести: желание общаться с новыми коллегами из других стран, желание смотреть фильмы и программы на иностранном языке, стремление участвовать в международных проектах и новых разработках. Но такая мотивация, связанная с самосознанием, характерна для небольшого круга студентов, поэтому  вопрос мотивации студентов всегда является актуальным  для преподавателя неязыкового вуза.

  Интересно заметить, что существуют разные подходы к проблеме формирования мотивации. Так, некоторые преподаватели берут за основу теорию множественного интеллекта американского психолога Говарда  Гарднера. Согласно данной теории человек обладает не единым интеллектом, а рядом относительно независимых способностей: музыкальной, кинестетической, внутриличностной, межличностной, пространственной, логико-математической, лингвистической. Учитель планирует различные виды деятельности, затрагивающие разные «виды интеллекта», для того чтобы максимально заинтересовать учащихся.

Другой подход представлен психологом Джоном Аткинсоном. Теория Аткинсона исходит из того, что каждый человек стремится к успеху, избегает неудач, то есть имеет два мотива любой деятельности – мотив успеха и мотив, побуждающий избегать неудачи. Используя мотив успеха (success oriented approach), преподавателям рекомендуют подбирать задания минимального уровня сложности, постепенно усложнять их, постоянно подбадривая учащихся и оказывая им помощь.

           Специалисты издательства   Cambridge    выделяют следующие моменты, на которые необходимо обращать внимание при формировании мотивации учащихся:                                            

  1. Интересная тема. На занятии может обсуждаться не только новая, ранее неизвестная информация, но также и тема, хорошо знакомая студентам, но не оставляющая их равнодушными.
  2. Задание не должно занимать много времени. Чем менее мотивированы студенты, тем короче должно быть задание.

3) Чередование заданий (по сложности, по организации деятельности).

 4) Чёткая цель. Цель задания можно сформулировать по-разному.  Например, формулировки: "Посмотрите, сколько ... вы можете найти”; "Сможете ли вы выполнить это менее чем за пять минут”; "Сможете ли вы догадаться, что произойдет дальше ...” - являются гораздо более стимулирующими, чем просто "Запишите слова"; "Выполните упражнение"; или "Прочитайте текст".

5) Вопросы и задания «открытого типа» (open-ended tasks).  Вопрос «открытого типа» состоит в том, что он имеет множество правильных ответов, в отличие от вопроса «закрытого типа» (closed-ended task), который имеет один правильный ответ. Открытые вопросы гораздо интереснее, задействуют гораздо больше учеников, ответы непредсказуемы и разнообразны. Кроме того, учащиеся мотивированы, чтобы слушать друг друга и быть уверенным, что кто-то уже не сказал, что они собираются добавить. (Ex: What can people do after work? - open-ended task; Do you meet your friends after work? – close-ended task)

6) Зрительная опора.  Визуальное восприятие способствует концентрации на выполнении задания. Даже если выполняется задание на аудирование, можно предложить картинку, связанную с темой задания.

7) Использование заданий HOTS (higher-order thinking skills) предпочтительнее, чем LOTS (lower-order thinking skills).  Интереснее выполнять задания, которые включают разъяснение логических причин или результатов события, требуют оригинальных решений проблемы или классификации, или приоритетности пунктов; а не задания «более низкого порядка», такие как заполнение пробелов, подбор слов, или определение формы.

8) Желательно задействовать как можно больше учащихся. Часто учащиеся теряют интерес к деятельности потому, что они не принимают непосредственного участия. Довольно часто встречаются ситуации, например, когда один ученик отвечает на вопрос учителя или один ученик выходит к доске, чтобы написать что-то, большая часть класса остаётся неактивной.

9) Использование игровых элементов.

10) Обсуждение того, в чём лично заинтересованы сами студенты. Учащиеся могут выражать свои собственные мнения, вкусы, предпочтения, или привести доказательства из своего собственного опыта.

 Нередко для поддержания мотивации учащихся преподаватель использует новые формы работ и заданий. Специалисты издательства Cambridge предлагают использовать методику Action Research для исследования проблемы, апробации новых элементов работы и введения их в учебный процесс. Данная «методика исследования» включает семь этапов:

1. Обозначить проблему.  Необходимо определить то, что вы хотели бы исследовать и изменить. Это может быть выражено в виде вопроса. Например, являются ли задания мотивирующими для моих студентов?  Что мотивирует моих студентов выучить английский язык? Как различные виды деятельности влияют на мотивацию моих учащихся?

2. Проанализировать ситуацию. В данном случае – составить профиль группы, провести анкетирование, беседу, чтобы выяснить, чем интересуются и увлекаются студенты.

3. Планирование нового элемента. (Intervention). Например, формируя мотивацию, можно запланировать использование альтернативных видов деятельности: при аудировании использовать больше визуальной опоры, при обсуждении использовать вопросы «открытого типа».

4. Реализация запланированного нового элемента. Необходимо опробовать новые элементы работы.  Цель данного подхода (Action Research) заключается не в том, чтобы сразу улучшить процесс обучения, но вносить небольшие или постепенные изменения и внимательно наблюдать за результатами.

5. Изучение проведённого эксперимента. Можно понаблюдать или даже поговорить с учащимися, интересно ли было им выполнять данное задание, хотели бы они выполнить его ещё раз.

 6. Оценить свои результаты. На данном этапе нужно оценить и обозначить выводы об использовании данного вида заданий в дальнейшем процессе обучения.

 7. Поделиться своими выводами. Возможно, этот этап является не только заключительным, но и ключевым в данном исследовании.  Обмен опытом способствует повышению эффективности педагогической деятельности.

Специалисты издательства Cambridge предлагают также советы для успешной реализации данного подхода.

1. Не нужно ставить сложных задач.  Исследование может помочь учителям в их ежедневной работе; но не предназначено быть основой более длительных научно-исследовательских проектов.

 2. Исследование не должно требовать дополнительной сложной подготовки.

3. Если это возможно, желательно работать с другими преподавателями, чтобы иметь возможность сравнивать свои результаты.

 4. Не нужно прогнозировать возможные ответы и итоги, необходимо внимательно наблюдать за реакцией учащихся.

5. Нужно использовать свои наблюдения и результаты своей работы при дальнейшем обучении.

Таким образом, апробируя новые подходы и элементы, обмениваясь опытом с другими преподавателями, необходимо постоянно совершенствовать учебный процесс, превращая его в творческую деятельность, учитывающую мотивационный компонент.

Список литературы

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/сост. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР,2009.

2.Алонова С.В. Значение мотивационного компонента в обучении иностранным языкам /С.В. Алонова //Доклады и материалы ΙΙ Международной научно-практической конференции. – М.: Логос,2013 – с.28-34.

3. Cambridge English Teacher Development. 5 Teaching Challenges: Find new ways to motivate your learners.: [сайт]- Режим доступа: http://www.cambridgeenglish.org/teaching-english/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Все берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляетс...

Компетентностно-ориентированный подход как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка

Данная статья освещает актуальность и эффективность компетентностно- ориентированного подхода в преподавании иностранных языков....

Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

Проблема мотивации в учении возникает по каждому предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков....

Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

Проблема мотивации в учении возникает по любому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков....

Внеурочная деятельность как способ формирования мотивации к изучению иностранного языка.

Ознакомление с формами,видами и способами формирования мотивации для развития лингвистического образования....

Формирование мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности

Формирование мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ

Формирование учебной мотивации - это воспитание у обучающихся идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика. Учитывая требования ФГОС, мет...