ЭМФАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ (ЭМФАЗА)
учебно-методический материал по английскому языку ( класс) на тему

Нестерук Елена Викторовна

Эмфатической конструкцией называют такую синтаксическую конструкцию, которая служит для выделения того или иного члена предложения.
В данном разделе приводятся основные типы эмфатических конструкций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emfaticheskie_predlozheniya.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

VI. ЭМФАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ (ЭМФАЗА)

Эмфатической конструкцией называют такую синтаксическую конструкцию, которая служит для выделения того или иного члена предложения.

В данном разделе приводятся основные типы эмфатических конструкций.

1. Усилительное do

Усилительное do употребляется в утвердительных и повелительных предложениях в сочетании с инфинитивом смыслового глагола, причем сохраняется прямой порядок слов. При переводе сказуемого перед смысловым глаголом добавляются слова действительно, фактически, на самом деле, все же:

The above law does hold.

Вышеупомянутый закон действительно справедлив.

Иногда усиление сказуемого передается интонационно.

Примечание. Если в предложении есть еще наречие со зна-  чением действительно,  например actually,  really, indeed, то do не переводится.

Упражнения

I

Переведите следующие предложения, выделяя в них усилительное do:

  1. These molecules are too small to be seen, even with
    the microscope, but strong experimental evidence seems to
    show that they do exist.
  2. The formation of ozone during the electrolysis of water

143


does not change the weight of the gas collected at the positive pole but it does decrease the volume.

  1. We were discussing so far what happens to a body
    when forces do not act on it. Let us now consider what
    happens when forces do act on it.
  2. Though some substances (e. g. sand) seem to be very
    nearly insoluble, water does dissolve most things to some
    extent.

II

Переведите следующие предложения. Определите в них функции глагола do: усилительную, вспомогательного глагола, глагола-заместителя.

  1. This field does not affect the forward motion of the
    electrons but does act upon the transverse motion.
  2. Not all metals react with acids, and when they do the
    gas evolved is not always hydrogen.
  3. Gold usually occurs in the natural state while iron does
    not.

4.        The    individual    electrons    do    not    move    even
approximately independent of the another as do, for example,
the planets in the solar system.

  1. Copper does not combine with oxygen when cold, but
    it does do so slowly when heated.
  2. The beta-rays which do pass through the aluminium
    do not ionize the gas as profusely as do the alpha-rays.
  3. Most authorities agree that catalysts do in some manner
    combine with the substance or substances upon which their
    catalytic influence is exerted.

2. Обратный порядок слов

Обратный порядок слов широко используется в английском языке для выделения второстепенных членов предложения. Выделяемый член предложения выносится на первое место, причем это часто приводит к обратному порядку слов.

А. Обратный порядок слов может быть вызван некоторыми наречиями и союзами.

144


1.        Perhaps nowhere have been achieved better results as
in this field of science.

Может быть, нигде не были достигнуты лучшие результаты, чем в этой области науки.

2.        Not only does Н2О2 act as an oxidizing agent but it
also acts as a reducing agent.

H2O2 действует не только как окисляющий агент, но и как восстанавливающий агент.

Примечание 1. Если сказуемое имеет форму Present или Past Indefinite, то при обратном порядке слов перед подлежащим стоит вспомогательный глагол do, который не следует смешивать с усилительным do, требующим всегда прямого порядка слов. При вынесении второстепенного члена предложения на первое место обычно наблюдается частичная инверсия.

Сочетание not until — только после, до (если until — предлог) или только тогда, когда (если until — союз) также может вызвать обратный порядок слов:

Not until Dalton made his famous discovery did scientists realize the importance of this law.

Только тогда, когда Дальтон сделал свое знаменитое открытие, ученые поняли значение этого закона.

Примечание 2. При сочетании not until может быть и прямой порядок слов:

The names of many Russian scientists were not known until the October Revolution.

Имена многих русских ученых стали известны только после Октябрьской революции.

Имена многих русских ученых не были известны до Октябрьской революции.

Б. Часты случаи вынесения на первое место в предложении причастия I, входящего в состав формы Continuous, и причастия II или прилагательного, которые являются частью составного сказуемого. Перевод таких предложений следует начинать с дополнения или обстоятельства, стоящих после выделенного слова:

1.        Confirming this possibility is another fact.

Эту возможность подтверждает еще один факт.

2.        Related to the chemical activity are many other effects.
С химической активностью
связаны многие другие
эффекты.

145


3. Important for this method was the following point. Для этого метода был важен следующий момент.

В. Обратный порядок слов употребляется в эмфатических предложениях, вводимых союзами so, neither или nor.

1)        В предложениях с союзом so сказуемое представ
лено  или  глаголом-связкой,  или  глаголом-заместите
лем, или модальным глаголом. Союз so переводится
а
также и,
при этом повторяется сказуемое предыдущего
предложения:

Не was late and so was his friend.

Он опоздал, опоздал также и его друг.

2)        В предложениях с союзами neither или nor ска
зуемое часто бывает представлено полностью. Союзы
neither и nor переводятся(
а) также не,  и не, причем
отрицание относится к глаголу:

Nor should we forget the importance of this word. А также мы не должны забывать весомость этого слова.

Не должны мы забывать и весомость этого слова.

Лексика

Запомните значения следующих союзов и наречий, требующих обратного порядка слов:

not only ... but (also)      — не только ... но и

hardly ... when    }        — едва ... как
scarcely ... when }

no sooner ... than        — как только

only        — только

never        — никогда

nowhere        — нигде

neither    }        — и не; а также не

nor                 }

so        — а также; и

146


Упражнения

A.        Переведите следующие предложения. Укажите, чем в них вы
зван обратный порядок слов:

  1. Nowhere can we see such rapid progress as in radio
    engineering.
  2. Not only does chlorine unite with gaseous hydrogen,
    but it will sometimes take hydrogen from other elements.
  3. Only upon the adsorption of larger amounts was the
    sensitivity again lowered.
  4. No  sooner has the current  started running in one
    direction than back it comes again.
  5. Of great significance, however, is the fact that a few
    of particles are deflected through large angles.
  6. Perhaps never was the making of an important invention
    shared by so many persons distributed so widely over the
    world.

Б. Переведите следующие предложения. Выделите в них сказуемое:

7.        Correlative with the conception of a system of planes
is that of a system of great circles.

  1. Surrounding  this  nucleus   are  electrons,   the  actual
    number depending upon the atom being considered.
  2. Included in this table are currents calculated on the
    supposition that the entire effect is due to ionization by
    collision of negative ions only.

10.        Belonging to this class are all elastomeric substances.

B.        Переведите следующие предложения. Выделите в них союзы
so, neither, поп

  1. Lever J moves upwards, so does lever M.
  2. Carbon dioxide does not burn, nor does it support
    combustion.
  3. The Moon having no atmosphere, there can be no
    wind, neither can there be any noise, for sound is carried
    by the air.
  4. It is incorrect to say that an element is that which
    cannot be broken up into anything simpler. Nor can the
    electron be regarded as a chemical element.
  5. The ancients had no knowledge of stellar distances,
    neither was there  then  any means by which  they could
    determine them.

147


3. Эмфатические уступительные предложения

1)        В уступительных эмфатических предложениях на
первом месте стоит именная часть сказуемого, выра
женная прилагательным или причастием с последую
щими союзами as, though или с предшествующим how
ever.

1.        Hard as it is we must do this work.

Как ни трудно, мы должны сделать эту работу.

2.        Late though it was the sun was still in the sky.
Хотя и было поздно, солнце все еще было в небе.

3.        However cold this winter is, the one of 1941 was still
colder.

Как ни холодна эта зима, зима 1941 года была еще холоднее.

Какой бы холодной ни была эта зима...

Примечание. Глагол may (might) в составе сказуемого уступительного предложения при переводе обычно опускается:

Erroneous as these results may be, they are still valuable.

Хотя эти результаты и ошибочны, они все-таки представляют (могут представлять) ценность; ... они все-таки ценны.

2)        Уступительные придаточные предложения, выра
жающие дополнительный оттенок возможности, начи
наются с местоимения или наречия в сочетании с ever.
Они могут употребляться как с глаголом may (might),
так и без него. При переводе этот глагол обычно опу
скается:

  1. I am right whatever other people may say.
    Я прав, что бы ни говорили.
  2. Whoever else may object, I shall approve.

Кто бы ни возражал, а я (все-таки) буду поддерживать.

Лексика

Запомните значения следующих уступительных союзов, местоимений и наречий:

as                                 }        — как ни; как бы ни; какой

however        }        ни; какой бы ... ни; хотя;

though (although)  }        хотя и

148


whoever        — кто (бы) ни; всякий, кто

whatever        — что (бы) ни; все, что; ка-

кой (бы) ни; всякий, который

wherever1        — где (бы) ни, всюду, где; ку-

да (бы) ... ни; всюду, куда

whenever        — когда (бы) ни; всякий раз,

когда

Запомните значение сочетания

however that may be — как бы то ни было

Упражнение

Переведите следующие предложения. Обратите внимание на уступительные предложения:

  1. Important as this question is in itself, the debate on
    the subject went far beyond its original bounds.
  2. Strange as it may seem, sulphur dioxide may act as a
    reducing agent or as an oxidizing agent.
  3. Small though it is, the proportion of natural plutonium
    is apparently greater than it can be thus accounted for.
  4. Enormous as this prodigious flow of energy is, we do
    not know the manner of its coming.
  5. Whatever these consideration may appear at first glance
    they are of great practical importance.

  1. Wherever "a craze intersects the surface perturbation
    or discontinuity results.
  2. Whoever the author may have been he should have
    dwelt on this problem.    .

4. Двойное отрицание

Отрицание not в сочетании с отрицательной приставкой прилагательного или наречия усиливает любые члены предложения, кроме подлежащего и дополнения. Такое сочетание перед прилагательным или наречием обычно переводится довольно, весьма, вполне:

The case is not improbable.

Этот случай довольно (весьма, вполне) вероятен.

Wherever может иметь значение всякий раз, когда.

149


Упражнение

Переведите следующие предложения. Укажите отрицательные префиксы:

  1. Mars and Venus have atmospheres not dissimilar to
    ours.
  2. River and lake deposits also not uncommonly contain
    remains of organisms which inhabited waters.
  3. It seems not at all unlikely that many of the lower
    animal   forms   also   have   the  power   to   make  a  similar
    distinction.
  4. The advances of modern sciences in the production of
    a wide range of experimental temperatures are thus seen to
    be not inconsiderable.

5. Эмфатическое сочетание it is ... that (which, who)

А. Сочетания it is... that, it is., which, it is... who могут выделять любой заключенный между компонентами этого сочетания член предложения, кроме сказуемого. Предложения такого типа — сложноподчиненные по форме, но простые по содержанию. Дополнительный акцент на слове или группе слов (эмфаза) в русском языке передается или словом именно, или порядком слов: то, что выделяется рамочной конструкцией it is... that, ставится в конец предложения:

It is these properties of crystals that are the most important. Именно эти свойства кристаллов наиболее важны. Наиболее важны эти свойства кристаллов.

Признаком того, что that — часть эмфатического оборота, является возможность убрать рамочную конструкцию it is... that без искажения смысла предложения, лишь сняв эмфазу. Приведенный выше пример примет вид:

These properties of crystals are the most important. Эти свойства кристаллов наиболее важны.

Б. Одним из вариантов эмфатической конструкции с сочетанием it is.. that является выделение обстоятельства времени, которому предшествует эмфатическое со-

150


четание not until. Сочетание it was not until ... that не переводится, а перед выделяемым обстоятельством времени добавляются слова только, только после, только тогда, когда:

It was not until 1953 that this book was published. Эта книга была опубликована только в 1953 году.

It was not until Reontgen discovered X-rays that scientists began to take interest in this subject.

Только тогда, когда Рентген открыл Х-лучи, ученые начали интересоваться этим вопросом.

Упражнение

Переведите следующие предложения, выделяя эмфатические сочетания it is... that (who, which) и it is not until... that:

  1. It is these special properties of sound that are the
    subject   of the present chapter.
  2. It was the Dutch physicist, Christian Huygens, who
    first offered an explanation for the phenomena.

3.        It was not until about 1911 that a first really successful
theory of atomic structure was suggested by Rutherford.

  1. It was not until Einstein discovered the connection
    between gravitation and inertia that the mystery Newton
    could not understand was solved.
  2. Radioactive phenomena occur within the nucleus, and
    it is here that mass and positive charge resides.
  3. A solenoid carrying a current behaves just like a magnet.
    It was the great French physicist Ampere who first showed
    this to be the case.
  4. It is just energy which the atom thus yields up that is
    held to account for the radiation.

6. Повторение эмфатических конструкций

У пра жнение

Переведите следующие предложения. Определите, какими способами в них выделен тот или иной член предложения:

I

1. Not only did the newly discovered electron provide an entity which was assumed to be a constituent of all atoms, but it also provided a natural unit of electric charge.

151


  1. Positrons have only a short period of existence after
    their formation. It is for this reason that the positive electron
    had proved so difficult to detect.
  2. Incomplete   though   these   figures   are,   they   give
    more information in several respects than has before been
    available.
  3. Satisfactory as this theory may be in many respects it
    is far from being probable.
  4. Not all substances separate from solution in the crys
    talline state: for instance, wax dissolves in petrol, but on
    evaporating the solvent we do not get crystals of wax, nor
    is glass crystalline.
  5. It can only have been the close chemical similarity of
    circonium and hafnium which prevented the isolation of the
    latter by chemical means at a much earlier date.
  6. Inserted in the circuit thus created is an instrument,
    called a galvanometer, diagrammed as a circle with an arrow
    that will indicate the passage of electric current through it
    and the two wires.
  7. In short, it is practically impossible to design a machine
    so specialized that it will have value only with respect to the
    field of application originally intended. Nor is there any
    computer which is superior to any other computer with
    respect to every problem.

II

9.        It is from experiments on solubility of gases in liquids
that Dalton appears first to have derived direct evidence in
favour of this view.

  1. The particles of water grow larger as condensation
    continues and ultimately become rain drops. Not until then
    do they fall earthward with an appreciable velocity.
  2. So    slight    are    the    differences    between    the
    members of division
    A and В in the Periodic Table that the
    division  into  subgroups  is  scarcely  necessary  except  for
    convenience.
  3. The value of this mass would not be affected by any
    systematic error common to all the observations not even
    by such an error which varied uniformly with the time. Nor
    would small errors in the adopted elements of the sun have
    any effect upon result.

152


  1. At first it is only the molecules which terminate the
    longer paths that are ionized by collisions.
  2. As the flux oscillates across the pole faces, so also
    does the neutral commulating zone oscillate.

  1. Prominent among the  confirmations of Einstein's
    hypothesis is the work related to the "photoelectric effect".
  2. The "quant" theory, useful as it has proved itself
    does not yet possess the assured position of the atomic
    theory of matter.
  3. Not until after the humanistic movement revived the
    study of Greek in Western Europe did Greek words begin
    to enter the English vocabulary in great quantity.
  4. The values so estimated were not so high as we now
    know them  to be, nor were they always accepted, but
    recognition of the polymeric nature of proteins is as old as
    the peptide theory.
  5. Whatever theis cause, or causes, the symptoms are
    the following.

Ill

  1. Not only are perfect crystals an unattainable ideal,
    but they would be completely useless for most research
    studies.
  2. It was Thales who taught the Greek sailors to steer
    their ships by the Pole Star.
  3. Indeed, it is not unusual to find evidence of partial
    melting of the lead bullet on extracting it from the block,
    especially if the latter be of rather hard and resistant wood.
  4. Thus it is known that birds do not keep direction by
    orientating themselves in the earth's magnetic field, neither
    apparently, does memorizing the route play an essential part.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

Эмфатические конструкции

Карточка с самостоятельной работой для учащихся 10 класса...

Тест "Сослагательное наклонение. Условные предложения 2 типа. Эмфатические конструкции"

10 класс Enjoy English.Тест "Сослагательное наклонение. Условные предложения 2 типа. Эмфатические конструкции"...

Тема урока: Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению

Цели:- дать понятие о вводных конструкциях как средстве выражения субъективной оценки к высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;- формировать умение выражать определённые отношения к выск...

Комплекс упражнений по обучению элементам эмотивной эмфазы на уроках английского языка в средней школе на старшем этапе обучения.

В данной статье приводятся эффективные упражнения для активации эмоциональности в диалогах на уроках английского языка в 11 классах среднеобразовательных школ....

Выделение сказуемого посредством глагола do (эмфатическое do)

в уроке рассматривается значение эмфатического do  и выполняются упражнения на эту тему...

Теория и упражнения "Эмфатические предложения"

Краткий обзор вилов эмфатических предложений по  цели высказывания и тренировочные упражнения...