Развитие УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка.
учебно-методический материал по английскому языку ( класс) на тему

Обучение английскому языку является одним из важных направлений школьного образования. Сегодня с активным внедрением ФГОС требуются люди, владеющие языком на практическом уровне, основы чего, несомненно, закладываются в школе. Поэтому одной из первостепенных  является формирование мотивации изучения языка и развития коммуникативной компетенции в межличностном общении.

В процессе внедрения стандарта для детей с ОВЗ функция изучения английского  языка заключается в формировании познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает возможность учащимся с ограниченными возможностями здоровья успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sektsiya_2_efimova_ev.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Секция 2. Реализация системно – деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности. Развитие УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка. Ефимова Е.В., учитель английского языка МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1»  Шелаболихинского района Алтайского края.

Обучение английскому языку является одним из важных направлений школьного образования. Сегодня с активным внедрением ФГОС требуются люди, владеющие языком на практическом уровне, основы чего, несомненно, закладываются в школе. Поэтому одной из первостепенных  является формирование мотивации изучения языка и развития коммуникативной компетенции в межличностном общении.

В процессе внедрения стандарта для детей с ОВЗ функция изучения английского  языка заключается в формировании познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает возможность учащимся с ограниченными возможностями здоровья успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся с ОВЗ,  необходимо менять виды учебной деятельности на уроках английского языка. Уже неоднократно доказана эффективность  использования  игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка.  При этом важно научить учащихся  регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо учить прогнозировать свои результаты. Как показывает практика,  при положительном результате у детей  появляются позитивные эмоции, повышается самооценка.

Сочетание традиционных методов формирования учебной мотивации с использованием средств ИКТ на уроках английского языка позволяет доходчиво излагать материал, экономить время для речевой практики, организовывать разные формы работ, активизировать внимание, повышать творческий потенциал, осуществлять разные виды контроля.

Согласно образовательным стандартам общего образования, информационно-образовательная среда общеобразовательной организации должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде [1; c.15].

Одним из наиболее эффективных для достижения метапредметных результатов интерактивных средств обучения является интерактивная доска. В первую очередь, интерактивная доска - образовательное средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на управляющие действия пользователя. Она позволяет сделать процесс изучения английскому языку для учащихся с ОВЗ интересным и доступным. Интерактивные  презентации акцентируют внимание учащихся  на определенном тексте, слове, изображении. Актуально добавление текста, видео, фото. Возможна организация коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Также использование интерактивной доски обеспечивает  высокий уровень наглядности, причем информация предъявляется не сразу, а раскрывается в соответствии с действиями пользователя, что, помимо всего прочего, позволяет варьировать глубину погружения в тему.  Для  успешного формирования регулятивных универсальных учебных действий учащимся с ОВЗ целесообразно предложить  задания [2;c.11]:

  1. При организации целеполагания - поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь) …?»

       2) При организации планирования  - «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»

       3) При осуществлении учебных действий -         «Допиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова, выделение двусложных и трехсложных слов

      4) При прогнозировании - «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно ли знать … для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?», «Прочитай начало рассказа и придумай продолжение», «Посмотри часть картины и предположи, что изображено на полотне»

     5) При организации контроля и самоконтроля –задания типа «Одноклассник сказал … . Проверь, прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать, что … ?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю», «Проверь вывод по ...»

   6) Для организации коррекции – « Установи правильный порядок предложений в тексте»

   7)  При организации оценивания – « Герои выполнили задание. Оцени их работу…», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то, что …», «Мне было интересно …», «Мне показалось важным, что …», «Для меня было открытием, что …», «Сегодня мне было трудно …»

    8) При организации саморегуляции – «Прочитай зашифрованное слово, выполнив ряд заданий», особенно актуальны для детей с ОВЗ - тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три — слушай и смотри! Три, два, раз — мы начнем сейчас!».

Использование интерактивных средств обучения способствует формированию регулятивных УУД: способности к самообучению; навыков самостоятельной работы по овладению языком, рациональных навыков овладения ИЯ;  развитию языковых и речемыслительных способностей; адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи; развитию мышления, памяти, восприятия, воображения.

1. Зубов А. В. Методика применения информационных технология в обучении иностранным языкам: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Зубов, И.И.Зубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 144 с.

2. Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. — С. 11–12.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под редакцией А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 160 с.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 59 с.