Статья "Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке" (из опыта работы)
статья по английскому языку ( класс) на тему

Шерепа Елена Александровна

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 

                                      Шерепа Елена Александровна,

                                 учитель английского языка,

                       ГБОУ гимназия№116,

                  г.Санкт-Петербург

Использование классических приемов создания  проблемных ситуаций на  уроке

(из опыта работы)

«Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»

 (Р.Декарт).

Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников, что, в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни.

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию. 

Итак, проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.  Именно проблемное обучение способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий.

Любая проблема берет свое начало в проблемной ситуации: осознав возникшее затруднение как неразрешимое при данном уровне знаний, ученик проникается желанием найти выход из создавшейся ситуации посредством мышления, т.е. принимать проблему к решению. С этого момента проблема превращается для него в задачу, требующую мыслительной активности, так как ученику известно, для чего говорить, о чем говорить  и неизвестно, как надо формулировать мысль, какие средства общения следует использовать.

Проблемное обучение позволяет:

-учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;

-создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством привлечения их в дискуссию по мере возможности;

-построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать собственные открытия, выполнять мини-исследования;

-способствовать развитию навыка самостоятельной работы с учебной, справочной литературой, целесообразно использовать информационные технологии;

-научить ученика  соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями

Проблемное обучение на уроках ИЯ помогает найти наиболее эффективные пути и способы перестройки репродуктивного мышления на продуктивное, творческое.

Цели проблемного обучения  - формирование  у школьников умения гибко  ориентироваться адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие  знания для самореализации.

Для достижения желаемого результата из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Обучающие

  • формирование учебных навыков работы
  • формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах
  • познание достижений национальных и общечеловеческих ценностей

             Развивающие

  • развитие  способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию
  • развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля
  • развитие этикетных норм (речевой такт и поведение)

Воспитательные

  • совершенствование нравственных качеств личности (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество)
  • выработка языковой, этнической и расовой терпимости, уважения к другим культурам
  • ознакомление с культурой стан изучаемого языка и их связями с мировой культурой

            Выделим общие приемы создания проблемных ситуаций:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (юриста, финансиста, педагога…);
  • побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения…);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  • ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке  вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

      Для реализации проблемной технологии учителю необходимо:

  • отобрать самые актуальные и сущностные задачи;
  • определить особенности проблемного обучения в различных видах учебной работы;
  • применять к обучающимся личностный подход и свое мастерство с целью вызвать у них активную познавательную деятельность и творческий подход к решению поставленных пред ними задач.

В своей работе широко использую приемы создания проблемных ситуаций на проблемно-диалогических уроках. На таких уроках сначала с помощью диалога помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников возникает познавательная мотивация, интерес к изучению нового материала. Затем с помощью диалога организую поиск решения поставленной проблемы. Именно так  достигается  полное понимание  учениками материала.

Различают два вида диалога:

  • Побуждающий (учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок).
  • Подводящий  (на этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее).

Продуктивно используется    приём сопоставления. Например, изучая тему «Great Britain: a country of traditions»,  учащимся предлагается  сравнить, сопоставить традиции, праздники и обычаи Великобритании и России.  Школьники могут сделать выводы о традициях разных стран, найти сходства и различия.                                                                    

Большим успехом пользуются  выполнение заданий на осмысление на иностранном языке различных географических объектов на карте. Чаще всего подобные задания применяются при изучении географического положения стран. При осмыслении карт учащимся предлагается сделать выводы о климате, флоре и фауне, выгодном или невыгодном положении и т.п.; при изучении схем и планов населенных пунктов - составить туристический маршрут, найти более короткий и удобный, безопасный путь и т.д.                                                        

 В младших  классах можно применять поисково-игровые задания, направленные на развитие остроты наблюдения, воссоздающего и творческого воображения, а также различных типов мышления. Например:

- найдите различия между картинками. Опишите, что вы увидели;

- найдите путь на карте. Расскажите как вы дошли от дома до школы;

- составьте картинку. Опишите героя.

В среднем  звене  использую познавательно-поисковые задания: на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации, перекодирование вербальной информации в схематическую. Например:

- выберите из текста информацию, оформите ее в таблицу, составьте по таблице рассказ;

- составьте рассказ/диалог по схеме;

- составьте вопросы по таблице, составьте диалог по таблице

В старших классах возможно использование  тематических дискуссий (завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов), проведение «круглого стола»  (проблема для обсуждения, приглашение гостей, обмен мнениями, подведение итогов), деловой игры.

Этапы игры: подготовка, проведение, подведение итогов. Виды игры : ролевая игра, викторины, конкурсы, имитационные игры: дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и другие), мозгового штурма  (формирование проблемы, тренировочная разминка, мозговая атака – штурм поставленной проблемы, оценка и отбор наилучших идей, сообщение результатов мозговой атаки). Переработка текста в диалог позволяет работать над развитием диалогических навыков, обратная операция учит вычленять из диалога необходимую информацию и оформлять ее в монологическое высказывание разного содержания – от научной статьи до рекламного объявления, что также позволяет работать над стилистической стороной речи.

Такие задания способствуют повышению интереса к предмету и способствуют развитию логического и творческого мышления школьников. Таким образом, создание проблемных ситуаций на уроке, в соответствии со всеми способами и правилами,  является необходимым условием организации процесса обучения.

В заключение следует отметить, что проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании. Ученики становятся более коммуникабельными, умеют обосновать свою точку зрения, находят свой способ выражения мыслей и чувств. При выполнении практических заданий проявляется самоконтроль. Меняется поведение учащихся в коллективе: ведут себя более активно, слушают друг друга, защищают свою точку зрения

                                       Список используемой литературы:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.: АПКиПРО, 2002. 168 с.
  2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного-диалогического обучения//Образовательная система «Школа 2100». Сборник Программ. – М.,2004.- С. 75-90
  3. Спасская Е.Б. Уроки английского языка. – СПб., 2000.
  4. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы коррекции мнестической дислексии (из опыта работы)

          Учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у некоторых детей процесс овладения чтением связан с большими сложностями  и вызывает негативные реакци...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы)

ФГОС по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности  учащихся.Технология проблемного обучения спо...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на занятии (из опыта работы).

quot;Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и спосо...

« Инновационные методы и приемы преподавания литературы Бурятия» ( Из опыта работы)

В данной статье дано описание опыта работы  в преподавании  курса "Литература Бурятии "...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы)

Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников, что, в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни.Технология проблемного обуч...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка (из опыта работы)

Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Задача учителя не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать...