Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на занятии (из опыта работы).
статья

Лукаревская Ирина Александровна

"Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их,что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого!"

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Антуан де Сент-Экзюпери. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nsportal.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы).

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого».     

Антуан де Сент-Экзюпери 

Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которых выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.

Задачами проблемного обучения являются:

  • Развитие мышления и творческих способностей учащихся;
  • Усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы;
  • Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебного процесса, который предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности школьников, что ведёт к развитию творческого потенциала личности и к повышению качества знаний.

На мой взгляд, проблемное обучение является наиболее эффективным способом активизации мышления учащихся. Поэтому в своей работе я стараюсь применять на уроках технологии методы проблемного обучения. Например, такие как: приём выдвижения гипотез, экспериментальное исследование, эвристическую беседу, проблемное изложение материала.

ПРИМЕР (из опыта работы)

Ребенку необходимо давать задания, подразумевающие исследовательский характер изучения материала. Это дает возможность выполнять самостоятельную работу разными методами, что способствует его интеллектуальному и творческому развитию.

Например, в учебном разделе «Кулинария», ученику предлагается выполнить задание двумя разными способами:

  • по рецепту приготовить рагу из овощей обычным способом;
  • или приготовить овощи в микроволновой печи.

Так же необходимым условием выполнения задания является: определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.

Для выполнения задания можно применить частично- поисковый метод проблемного обучения, для этого:

Формулируем проблемную ситуацию: «по мнению хозяек приготовление пищи в микроволновой печи занимает меньше времени, чем на газовой или электрической плите, но является менее полезным».

Проблемный вопрос:

Так ли это, и как это проверить?

Дети делают предположения, высказывания:

(например, посоветоваться с мамой, у которой есть опыт приготовления пищи на плите и в микроволновой печи, ознакомиться с соответствующей литературой по данной тематике, может быть на качество приготовления пищи оказывает влияние посуда, в которой она готовится и т. д.)

Учитель направляет на верный путь решения проблемы:

- Чем отличается микроволновая печь от газовой или электроплиты?

- Является ли приготовление пищи в микроволновой печи полезным?

- Что необходимо знать о посуде, которая используется для приготовления пищи в микроволновой печи?

- Какие особенности газовой и электроплиты надо знать?

- Почему на плите электрической разные по размеру конфорки?

- Почему у хозяйки разные по размеру кастрюли?

- и т.д.

Формирование выводов:

  • Правильное использование посуды для приготовления пищи:

- тепло от поверхности конфорок к дну посуды передаётся благодаря плотному контакту, поэтому дно посуды должно быть ровным;

- диаметр посуды и соответственно диаметр конфорки должны быть одинаковы;

- лучше использовать посуду с антипригарным покрытием;

- применение посуды с толстым дном;

- для использования в микроволновой печи необходима специальная посуда.

  • Какое влияние оказывают микроволны на качество и полезность пищи:

- По мнению ученых, частое применение в быту микроволновой печи может пагубно сказаться на здоровье человека.

- Микроволны разрушают структуру пищевых волокон.

- Микроволновая печь нужна для разогрева пищи, а не для ее приготовления!

В данном примере форма представления проблемной ситуации аналогична традиционному обучению: это учебные задачи и вопросы. Но, если в традиционном обучении эти средства применяются для закрепления учебного материала и приобретения новых навыков, то в проблемном обучении они служат предпосылкой для новых знаний.

Метод проектов так же является одним из видов проблемного обучения.

Например, работа над проектом «Свой авторский стиль» подтверждает народное изречение «По одежде встречают, по уму провожают».

Проблема: Каково влияние внешнего вида человека на восприятие его окружающими?

Через частично- поисковый метод и исследование решается задача сбора информации о различных видах костюмов, разработка эскизов, знакомство с различными стилями одежды.

Практическая работа: составление эскизов, зарисовок из журналов мод, краткое описание элементов костюмов, составление творческих эскизов.

В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, создаётся банк идей и предложений. Найден лучший вариант, идёт дальнейшая работа над проектом.

Проблемное обучение повышает интерес к предмету и активность учащихся. При этом складываются хорошие отношения с учителем, формируется дружественный и благоприятный климат в коллективе. Развивается внимание, воля, повышается самооценка личности. Это отражается на усвоении знаний, умений и навыков, на повышение качества обучения.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что значение применения метода проблемного обучения на уроках нельзя недооценить! Поэтому свое выступление, мне хотелось бы закончить словами выдающегося советского педагога-теоретика М. И. Махмутова, который писал, что:

 «Проблемное обучение не может заменить всего обучения, но без принципа проблемности, обучение не сможет быть развивающим».

Список литературы:

1. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М., : Знание. 1991.- 80 с. (серия «Педагогика и психология», №4

2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., «Просвещение», 1977., 240 с.

3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, 181 с.

4. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., «Просвещение», 1975, 148 с.

5. Статья Г.П. Кирилиной «Проблемное обучение на уроках технологии как условие повышения качества учебной деятельности» (Открытый урок, SSN 2410-2830. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-65466 от 04.05.2016)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке" (из опыта работы)

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы проблемного обучения....

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы)

ФГОС по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности  учащихся.Технология проблемного обучения спо...

"Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка"

Технология проблемного обучения  позволяет  открывать знания вместе с детьми,  предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрас...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке

Для современного общества владение иностранным языком рассматривается как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста. Это приводит к значительной перестройке учебного процес...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы)

Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников, что, в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни.Технология проблемного обуч...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке математики

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке математики...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка (из опыта работы)

Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Задача учителя не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать...