Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке математики
статья

Валиева  Наталья Евгеньевна

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пахомова Наталья Евгеньевна, учитель математике

ГБОУ школы №635 Приморского района

Санкт-Петербурга

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке математики

(из опыта работы)

Основная задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг задачи, творчески мыслить. «Повторять слова учителя – не значит быть его продолжателем», говорил Д.И.Писарев.

Часто у меня возникает вопрос: «Как заинтересовать учащихся на уроке математики? Как привить любовь к этому предмету?» Я стараюсь использовать различные методы обучения, чтобы дети были активны в течение всего урока. Если обучение ведёт к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим.

Проблемное обучение способствует реализации двух задач:

  • формирование у учащихся необходимой системы знаний, умений и навыков;
  • достижение высокого уровня развития школьников, способности к самообучению, самообразованию.

Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.

Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её, пробуждать у него интерес к ещё нерешённым задачам.

В 5 классе практически на каждом уроке я предлагаю по одной олимпиадной задаче, чтобы у учащихся не пропал интерес к математике, к решению более сложных задач, так как эти дети в начальной школе обучались по учебнику Л.Г.Петерсон. В этом классе постоянно предлагаю задачи:

  • составить разные задачи по выражению;
  • поставить вопрос к условию задачи;
  • решить задачу разными способами;
  • с лишними данными.

При изучении геометрии в 7 классе:

Тема: Длина отрезка. Треугольник.

На доске: прямые, лучи, отрезки.

- Чем отличаются данные фигуры?

- Какие геометрические фигуры можно построить с помощью данных фигур?

- А из трёх отрезков?

- Как вы думаете, почему он так называется?

- Какие ещё геометрические фигуры, состоящие из отрезков, вы знаете? Как они называются?

- Что влияет на название геометрических фигур?

- Чем являются отрезки для геометрических фигур?

При построении треугольников предлагаю построить треугольники со сторонами:

  1. 6см, 9см, 5 см; 2) 3см, 4см, 5см; 3) 2см, 3см, 5см.

Предлагаю такие задачи на уроках геометрии:

  • Больший угол треугольника 400. Найти остальные углы.
  • Две стороны перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника.
  • Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 780. Чему равны углы треугольника?

В старших классах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ разбираем задачи с лишними данными, ищем наиболее рациональные способы решения задач, часто применяю такой способ: пишу на доске решение задачи с ошибкой. Раньше учащиеся не замечали ошибки и списывали решение. Сейчас же уже большинство учеников видят ошибки, доказывают правильность решения, умеют объяснить другим учащимся.

Заметила, что создавая проблемные ситуации на уроках, у учащихся повышается не только уровень знаний, но и его мыслительная активность. Анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя материал, они получают из него новую информацию. Постепенное овладение учащимся системой творческих умственных действий приводит к накоплению умений, навыков, опыта таких действий, изменению качества самой умственной деятельности, к выработке особого типа мышления, к новому уровню развития и готовности решать более сложные задачи.

Литература:

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Проблемные уроки.- Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.
  2. Орехова О.Ю. Применение проблемного обучения на уроках математики. /О.Ю.Орехова //Учебно-методический кабинет – (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/uchiteljam/matematika/primenenie-problemnogo-obuchenja-na-urokah-matematiki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке" (из опыта работы)

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы проблемного обучения....

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы)

ФГОС по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности  учащихся.Технология проблемного обучения спо...

"Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка"

Технология проблемного обучения  позволяет  открывать знания вместе с детьми,  предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрас...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке

Для современного общества владение иностранным языком рассматривается как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста. Это приводит к значительной перестройке учебного процес...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы)

Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников, что, в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни.Технология проблемного обуч...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка в 5 классе

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка.

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроках английского языка...