Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке
методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Для современного общества владение иностранным языком рассматривается как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста. Это приводит к значительной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку. Это подталкивает к использованию современных педагогических технологий. Главной целью моей педагогической деятельности стало формирование у учащихся умения гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, научиться самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке

Для современного общества владение иностранным языком рассматривается как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста. Это приводит к значительной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку. Это подталкивает к использованию современных педагогических технологий. Главной целью моей педагогической деятельности стало формирование у учащихся умения гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, научиться самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации .

Изменения, происходящие в стране, в обществе, в системе требует от  учителя умения заинтересовать ученика и привить навыки самому открывать новое знание. Очень  важна мотивация к изучению предмета среди учащихся. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Так,  способом стимулирования познавательной активности является проблемная ситуация на уроке. 

Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал:"Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причем эта деятельность должна быть такого рода, чтобы она заставляла думать и естественным образом запоминать полученные результаты"

В проблемной ситуации, как ее понимает С.Л. Рубинштейн, выделяются три основных признака: неизвестное, противоречие, потребность. Психолог А.М. Матюшкин отмечает: "Проблемной называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического... или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия..." Главным элементом проблемной ситуации А.М. Матюшкин, вслед за С.Л. Рубинштейном, считает неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия.

Таким образом, можно сделать вывод, что учебная проблема — это специально организованное учителем состояние интеллектуального дискомфорта у учеников. Причиной этого дискомфорта может являться несоответствие результатов опыта ожиданиям, основанным на уже имеющихся у школьника сведениях, или, например, недоумение, вызванное различием мнений по изучаемому вопросу.

Путем решения нестандартных задач, поиском ответа на проблемный вопрос, использованием проблемных ситуаций на уроках целесообразно развивать мышление школьников. Учебная проблемная ситуация должна вызвать познавательную потребность к решению учебной проблемы, так как познавательная потребность порождает познавательную мотивацию и является началом мыслительного процесса. Она активизирует мыслительную деятельность учащегося, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязи.

Любая проблема берет свое начало в проблемной ситуации: осознав возникшее затруднение как неразрешимое при данном уровне знаний, ученик проникается желанием найти выход из создавшейся ситуации посредством мышления, т.е. принимать проблему к решению. С этого момента проблема превращается для него в задачу, требующую мыслительной активности, так как ученику известно, для чего говорить, о чем говорить  и неизвестно, как надо формулировать мысль, какие средства общения следует использовать.

В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала я на занятиях применяю различные виды естественно - речевых ситуаций.

Проблема – «удивление»

В этом случае школьникам предлагается неожиданный, иногда абсурдный, на первый взгляд, материал, может быть, даже парадокс.

Приемы, которые могут быть здесь использованы:

  • ошибочное прогнозирование результатов /ответов;
  • вопрос, вызывающий недоумение;
  • несоответствие новой информации имеющимся знаниям и так далее.

Например, на уроке английского  языка учитель просит определить название времени глагола /дать определение слову или понятию,... Дети, конечно, отвечают, но им сначала нужно проанализировать

Проблема – «затруднение»

В их основе лежит единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать Это, как правило, задание, которое ученики не могут выполнить исходя из имеющихся у них знаний: объяснить явление природы, решить задачу, проверить правописание слова и т.д.. 

Например, это могут быть такие вопросы:

  • Почему на юге не бывает северного сияния?
  • Почему не выходят из берегов моря, в которые впадает много рек?
  • Почему человек не всегда заболевает, если в его организм попадают болезнетворные микроорганизмы?

«Актуальность»

Это прием, при котором учитель начинает разговор с вопроса о том, для чего может пригодиться новый материал. Например, как найти слово в словаре? Невозможно же пролистать его весь! Значит, слова следует располагать в некотором порядке, известном всем. Что это за порядок?

Мы можем сделать вывод, что использование на занятиях английского языка  проблемного обучения ,создает атмосферу непринужденного общения , где меняется моя роль как учителя. Оно стимулирует личностную активность  обучающихся, творческую самостоятельность, заставляет их мыслить и искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы. И, конечно же, это дает положительный результат в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке" (из опыта работы)

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы проблемного обучения....

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы)

ФГОС по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности  учащихся.Технология проблемного обучения спо...

"Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка"

Технология проблемного обучения  позволяет  открывать знания вместе с детьми,  предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрас...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы)

Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников, что, в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни.Технология проблемного обуч...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке математики

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке математики...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка в 5 классе

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка.

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроках английского языка...