Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка.
статья по английскому языку

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васяшина Татьяна Владимировна

учитель английского языка ГБОУ СОШ №404

г.Колпино  Санкт-Петербург

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка.

Проблемно-диалогическое обучение на уроках английского языка является скорее традиционной, нежели инновационной практикой. Современная жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Поскольку язык это структура, его изучение подразумевает понимание взаимосвязей и внутренних правил, которым подчиняются элементы структуры.

Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников, что, в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.

Любая проблема берет свое начало в проблемной ситуации: осознав возникшее затруднение как неразрешимое при данном уровне знаний, ученик проникается желанием найти выход из создавшейся ситуации посредством мышления, т.е. принимать проблему к решению. С этого момента проблема превращается для него в задачу, требующую мыслительной активности, так как ученику известно, для чего говорить, о чем говорить и неизвестно, как надо формулировать мысль, какие средства общения следует использовать. 

Проблемное обучение позволяет:

  • учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;
  • создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством привлечения их в дискуссию по мере возможности;
  • способствовать развитию навыка самостоятельной работы с учебной, справочной литературой, целесообразно использовать информационные технологии;
  • научить ученика  соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями.

Цели проблемного обучения  - формирование  у школьников умения гибко  ориентироваться адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие  знания для самореализации.

Для достижения желаемого результата из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Обучающие

  • формирование учебных навыков работы
  • формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в различных сферах.

Развивающие

  • развитие  способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию

Воспитательные

  • совершенствование нравственных качеств личности
  • выработка уважения к другим культурам
  • ознакомление с культурой стан изучаемого языка и их связями с мировой культурой.

Для реализации проблемной технологии учителю необходимо:

  • отобрать самые актуальные и сущностные задачи;
  • определить особенности проблемного обучения в различных видах учебной работы;
  • применять к обучающимся личностный подход и свое мастерство с целью вызвать у них активную познавательную деятельность и творческий подход к решению поставленных пред ними задач.

Создание проблемной ситуации на уроках изучения грамматики сводится к тому, чтобы наиболее яркими примерами обратить внимание учащихся на внутри языковые и межъязыковые сходства и различия. Учитель продумывает вопросы и задания, репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу) и мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение), которые постепенно приводят класс сначала к видению некоего сходства или противоречия, затем к осознанию некоей закономерности, и после к формулированию самого правила.

 Например,сравнение внутри языка и сравнение с родным языком одновременно может быть использовано при изучении темы «Продукты питания», когда вводится понятие исчисляемые и неисчисляемые существительные и слова much – many. Учащиеся выясняют, какие существительные можно считать, какие нет (на основе знания родного языка), затем предлагается прочитать и сравнить 2 предложения, одно из которых с much, второе с many (сравнение внутри языка). Разница становится очевидной, при этом учащиеся самостоятельно догадываются о различии в употреблении данного грамматического явления;аналогичный прием может быть использован при знакомстве с системой времен английского языка. Например, объяснение сходства и различий Present Simple и Present Continuous происходит при сравнении с русским, затем приводятся 2 предложения для сравнения, когда учащимся необходимо самостоятельно вывести формулу образования времени и определить цель использования обоих времен.

Проблемно-диалогическое обучение используется как на уроках, где новым видом знания будут грамматические и фонетические правила, так и на уроках, на которых учащиеся знакомятся с географией, историей, нравами и обычаями стран изучаемого языка, с их выдающимися представителями). Различают два вида диалога:

  • Побуждающий (учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок).
  • Подводящий (на этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее).

Большим успехом пользуются  выполнение заданий на осмысление на иностранном языке различных географических объектов на карте. Чаще всего подобные задания применяются при изучении географического положения стран. При осмыслении карт учащимся предлагается сделать выводы о климате, флоре и фауне, выгодном или невыгодном положении и т.п.; при изучении схем и планов населенных пунктов - составить туристический маршрут, найти более короткий и удобный, безопасный путь и т.д.

В младших  классах можно применять поисково-игровые задания, направленные на развитие остроты наблюдения, воссоздающего и творческого воображения, а также различных типов мышления. Например:

  • найдите различия между картинками. Опишите, что вы увидели;
  • найдите путь на карте. Расскажите, как вы дошли от дома до школы;
  • составьте картинку. Опишите героя.

В среднем звене можно использовать познавательно-поисковые задания: на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации, перекодирование вербальной информации в схематическую. Например:

  •  выберите из текста информацию, оформите ее в таблицу, составьте по таблице рассказ;
  • составьте рассказ/диалог по схеме;
  • составьте вопросы по таблице, составьте диалог по таблице

Такие задания способствуют повышению интереса к предмету и способствуют развитию логического и творческого мышления школьников. Таким образом, создание проблемных ситуаций на уроке, в соответствии со всеми способами и правилами,  является необходимым условием организации процесса обучения.

Рассматривая приемы создания проблемных ситуаций на уроке, нельзя не отметить еще один способ, при котором проблемная ситуация задается непосредственно содержанием изучаемых текстов. Речь идет о текстах, освещающих изучаемый культурный феномен компаративно. Если изучаемое социокультурное явление характерно не только для страны изучаемого языка, но также имеет место в родной стране (например совпадающие праздники), то желательно объединить в тексте оба описания. С тем, чтобы учащиеся в процессе чтения имели возможность самостоятельно сравнить культурные феномены, провести параллели, найти черты сходства и различия.  Учащимся может быть предложено задание – найти черты сходства и различия, например, в праздновании Рождества и Нового года в Англии и в России. В процессе работы над текстом учащийся сразу вспоминает или получает весь необходимый запас лексем и может успешно и продуктивно использовать их в послетекстовом этапе работе, выполняя задания учителя. Таким образом, преподаватель в порядке работы над текстом может предложить учащимся более сложные и интересные задания «Прочитайте и сравните…», «Найдите отличия…», «Что общего…».

Использование специально подобранных текстов, в которых изучаемое явление раскрывается в пластах родной культуры и культуры страны изучаемого языка, повышает продуктивность и скорость работы за счет того, что многие новые слова и выражения становятся интуитивно понятными за счет отсылки к знакомым реалиям родной страны (языковая догадка). Читать такой текст становится намного проще -ведь то, о чем говорится в тексте про родную страну, ему известно не понаслышке. Все это повышает  заинтересованность учащегося.

 Важнейшим показателем профессионализма является примерно такая формулировка педагогического кредо: «не давать информацию в готовом виде. Работать так, что учащиеся сами открывают новое знание». Это означает, что учитель осуществляет проблемное обучение. Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом  предмете и на всех школьных ступенях. Дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему. Значит, проблемный урок даёт более прочные знания, чем традиционный, подтверждая мысль, что ничему нельзя научить – можно только научиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке" (из опыта работы)

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы проблемного обучения....

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы)

ФГОС по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности  учащихся.Технология проблемного обучения спо...

"Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка"

Технология проблемного обучения  позволяет  открывать знания вместе с детьми,  предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрас...

«Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка»

Данная статья предназначена  для использования классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка в 5 классе

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку...

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка

Данная статься посвящена роли проблемных ситуаций в уроке иностранного языка. Автор раскрывает актуальность данного методического подхода как в связи с обновлениями ФГОС. В материале рассматриваются в...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка (из опыта работы)

Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Задача учителя не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать...