Реализация информационных образовательных технологий на учебных занятиях по английскому языку
статья по теме

Карьялайнен (Лимаренко) Алена Александровна

Реализация информационных технологий в рамках преподавания учебной дисциплины ОУД.02 Иностранный язык также происходит в процессе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.; во внеурочное время при подготовке самостоятельной работы, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация информационных образовательных технологий на учебных занятиях по английскому языку

Лимаренко Алена Александровна,

преподаватель иностранного языка,

ГБПОУ «УИ ТЛТУ»

Повышая гибкость образовательного процесса, уровень самостоятельности обучающихся, нельзя не говорить об информационных образовательных технологиях. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с обучающимися. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные и мобильные телефонные сети, телевидение и радио. Новые информационные технологии стали инструментом для познания мира и осознания себя в нем.

Вопросами внедрения информационных технологий в образовательный процесс занимаются многие ученые, педагоги и психологи, такие как И.Л. Антипов, Я.А. Ваграменко, АЛ. Ершов, В.М. Монахов, И.Г. Захарова, Е.И. Машбиц, Г.М. Коджаспирова и И.Г., Г.П. Максимова, Е.С. Полат, В.А. Трайнев и др.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Рассмотрим возможности, предоставляемые различными информационными технологиями, способствующие развитию коммуникативной компетенции.

Телеконференции – это общий термин, относящийся к различным технологиям, включая аудиоконференции и видеоконференции.

Аудиоконференции – это разновидность телеконференций, при которых происходит голосовая коммуникация участников конференции.

Видеоконференция – это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами. Ее участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать.

Телевизионные жанры – одна из самых неизученных форм работы (телепередачи, видеоуроки и т.п.).

Таким образом, обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д.; оно принимает их и соразмеряется с ними. Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно, все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.

Изучение научно-методической литературы позволило актуализировать проблему на теоретическом уровне, повысить уровень профессиональной компетентности, определить подходы к формированию общих компетенций, выявить формы и методы обучения, способствующие повышению качества образования по учебной дисциплине.

Реализация информационных технологий на учебных занятиях на уровне среднего профессионального образования обеспечивается на следующих этапах:  

  1. мотивационно-целеполагающем

- во вступительном слове преподавателя или обучающегося;

  1. деятельностном

- на этапе предъявления учебной информации

- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

  1. оценочно-рефлексивном

- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

Реализация информационных технологий в рамках преподавания учебной дисциплины ОУД.02 Иностранный язык также происходит в процессе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.; во внеурочное время при подготовке самостоятельной работы, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям.

Таким образом, целесообразно использовать информационные технологии в обучении английскому языку, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения. При изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска). На этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры). При контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля). При самостоятельной работе обучающихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы). Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей обучающихся: внимания, памяти, мышления и т.п.

В данной статье более подробно освещается реализация информационных образовательных технологий на деятельностном этапе.  

На данном этапе обучающиеся непосредственно работают с компьютерными программами, а затем представляют результат деятельности на учебном занятии.

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио - и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации.

Виртуальные экскурсии предназначены для изучения таких тем как «Путешествия», «Страны изучаемого языка», «Обычаи и традиции», «Еда». 

Применение виртуальных экскурсий на учебных занятиях по английскому языку помогает решить следующие задачи:

- способствует овладению обучающимися общих компетенций, предусмотренных ФГОС СПО;

- помогает осуществить личностно-ориентированный и личностно-деятельный подход;

- позволяет визуализировать объекты культуры страны изучаемого языка;

- создает благоприятные условия для развитие коммуникативной компетенции обучающихся;

- повышает мотивацию к изучению английского языка, и тем самым эффективность учебного занятия;

- активизирует познавательную и творческую деятельность обучающихся.

Значимость и мотивация виртуальной экскурсии заключается в том, что оно непосредственно приносит кусочек истинной культуры страны изучаемого языка; дает возможность путешествовать по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Во время занятия можно предложить обучающимся путешествовать в качестве туристов или гидов.

Более того, использование видео-экскурсий на занятиях способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видео-экскурсий на занятиях английского языка развивается такой вид мотивации как самомотивация, когда ролик интересен сам по себе. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Примером использования виртуальной экскурсии может послужить проведение предварительной работы на мотивационно-целеполагающем этапе. В данном случае не говорится, о чем будет идти речь. Но даются подсказки на английском:

1) It is a very important place in a very important building (Это очень важное место в очень важном здании);

2) Some major political decisions are taken in this room (Главные политические решения принимаются в этой комнате);

3) It belongs to the President (Он принадлежит Президенту);

4) It is situated in Washington, D.C. (Это расположено в Вашингтоне, округ Колумбия);

5) It has an unusual shape (Это необычной формы);

6) There are other such rooms of yellow and blue colors (Есть другие подобные комнаты желтого и голубого цвета). Наконец, обучающиеся отгадывают, что речь идет об овальном кабинете в Вашингтоне. И тогда приступаем к демонстрации виртуального тура.

Для решения дидактических задач на различных этапах занятия использую мультимедиа технологии:

  1. Презентация-лекция — демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint): «Что такое СМИ?», «Масленица» и др.
  2. Видеофрагменты фильмов
  3. Презентация-инструмент — с помощью гиперссылок  создается возможность перехода при проведении викторин для ответов на вопросы (PowerPoint).
  4. Видеоклип — на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Pinnacle Studia): ряд новостных видеороликов, созданных обучающимися.

Таким образом, преимущества использования информационных технологий на учебных занятии неоспоримы:

- оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию времени при проверке контрольных и самостоятельных работ;

- элемент занимательности, повышающий интерес обучающихя к обучению;

- создание условий для индивидуальной работы;

- использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности;

- применение информационных технологий позволяет формировать общие компетенции, в том числе и коммуникативные.

В своей педагогической практике пытаюсь разумно сочетать разнообразные формы и методы обучения с новыми информационными образовательными технологиями, использование которых позволяет решать задачи учебного процесса качественнее и с более высокими показателями, способствующему формированию общих компетенций, предусмотренных ФГОС СПО, а также коммуникативных компетенций, учитываемых при изучении английского языка.

Список используемой литературы:

1. Гез Н.И., Миролюбов А.А. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1982. – 412с.

2. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика / Р. К. Миньяр-Белоручев // Иностр. яз.вшк. - 1996. - № 1. – С. 25-34.

3. Телицына, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка / Т.Н Телицына, А.Ф. Сидоренко // Иностранные языки в школе.-2002. С.41-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

 1.     Концепция здоровьесберегающего образования.2.     Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3.     Культура здорового образа жизни личнос...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

План1.   Концепция здоровьесберегающего образования.2.   Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3.   Культ...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе с применением современных информационно -коммуникационных технологий...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе...

Доклад "Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе".

ДОКЛАД  Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.(на августовском семинаре учителей физической культуры)...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Статья содержит материал о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в учебном процессе. Поможет строить воспитательный процесс с учетом особенностей каждого ученика и его физических возможностях. ...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе как фактор формирования активной жизненной позиции

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...