"Портфолио-технология накопления и систематизацации знаний"
проект по английскому языку на тему

Суроегина Наталья Андреевна

Проектная работа на тему: Портфолио-технология накопления и систематизации знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная работа

на тему: «Портфолио – технология накопления и систематизации знаний»

Выполнила:

Суроегина Н.А.

учитель английского языка

МБОУ СОШ №5 г. Пушкино

г.Пушкино

1.Введение

Преобразования, осуществляемые в системе среднего общего образования, не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом. В современной школе особое внимание уделяется проблеме оценивания учебных достижений учащихся, в том числе – системе безотметочного оценивания, начиная с начальной школы.

Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире.

Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике; новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.

Формой такого наиболее реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, стал популярный в зарубежных школах и все чаще встречающийся в российских школах портфолио.

          Портфолио приобретает еще большую значимость в условиях личностно-ориентированного обучения, так как реализация этого принципа  на старшей ступени школьного образования является ответом на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью. Система личностно-ориентированного  обучения создаёт условия для дифференциации и индивидуализации процесса обучения, вплоть до создания индивидуальных учебных планов и, следовательно, для все- возрастающей самостоятельности ученика.

2. Терминология и виды языкового портфолио

Термин «портфолио» – от фр.porter – носить+лат.in folio – в размер листа.

Портфолио – технология работы с результатами учебно-познавательной деятельности школьников, своего рода «индивидуальная папка», в которой зафиксированы личные достижения ученика.

Портфолио - это набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений учащегося. Он позволяет владельцу вести запись изучения им языка, ставить индивидуальные цели и самостоятельно оценивать свой уровень с помощью таблиц.

Основная цель ведения портфолио — это развитие навыков рефлексии по поводу проделанной работы обучаемых, т. е. это формирование способности обучаемого к самостоятельной оценке своего уровня владения языком в сопоставлении с европейскими нормами.

Языковой портфолио является не только эффективным средством оценивания языковой компетенции обучаемых, но также выполняет задачи внедрения в практику перспективной образовательной идеологии в области иностранных языков. Среди основных задач необходимо выделить следующие: вооружение обучаемых надежным инструментом для определения своих достижений в овладении иностранным языком, дальнейшее совершенствование своих знаний и умений; развитие и поддержка заинтересованности каждого человека в изучении языков на протяжении всей жизни; обеспечение человеку социальной мобильности в рамках единой Европы.

Именно языковой портфолио сегодня — самая известная и распространённая в Европе форма курсового портфолио. Его целью является усиление процессов интеграции в европейских странах. В рамках проекта языкового портфолио подробно разрабатываются все этапы работы и формы оценки языковой компетентности, оценки и самооценки. Ценным является то, что таблица языковых умений, на основе которой затем разрабатываются индивидуальные анкеты для каждого уровня, является продуктом взаимной договорённости всех участников данной программы.

Это делается для того, чтобы сертификат уровня достижений, выдаваемый впоследствии обучаемым, можно было сравнить и представить для всей сети учебных заведений, участвующих в данной работе. Таблица оценивания является, таким образом, стандартом качества, признанным всеми участниками.

Технология «языковой портфель» реализует инновационный подход к учебному процессу и является важным фактором развития способностей самостоятельной работы. При преподавании иностранного языка в учебном заведении, технологию «языковой портфель» можно рассматривать как инновационную технологию, основанную на развитии способности к самооценке.

Заметим, что технология “языковой портфель”, как указывалось выше, кроме того, обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному/автономному изучению языка на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования.

В этой связи представляется необходимым помочь обучаемым обеспечить осознанную деятельность по изучению ИЯ, создать оптимальную мотивацию к изучению данного предмета. С этой целью и создается языковой портфель.

Языковой портфель осуществляет поддержку и повышение мотивации на всех этапах обучения и усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, т. е. обеспечивает развитие способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию и с его помощью, к использованию иностранного языка в других областях знаний. А это значит, что языковой портфель направлен на формирование интереса обучаемого к познавательной деятельности, т. е. на овладение экзистенциональной компетенцией. В рамках данного компонента образовательной компетенции осуществляется важнейшая задача воспитания, определенная в Концепции модернизации образования.

Концепция «Языкового портфеля России» «дает возможность расширить рамки учебного (классного) процесса за счёт включения в систему оценки достижений учащихся опыта в аутентичном межкультурном непосредственном и опосредованном общении»

В зависимости от того, какова цель портфолио различают следующие его виды:

  • портфолио достижений суммирует результаты работы по конкретному блоку учебного материала;

  • рефлексивное потфолио основано на анализе и оценке субъектом целей, хода и результатов своей учебной работы.ю особенностей работы с источниками информации, ощущений, впечатлений и т.д. (может быть связано с отдельной проблемой);

  • проблемно ориентированное портфолио отражаетцели, процесс, результат решения конкретной проблемы (учебной, научной, профессиональной, социальной);

  • портфолио развития навыков гуманитарного мышления отражает работу на уровне анализа – оценивания – сравнения.

3. Виды портфолио в преподавании иностранных языков

В сегодняшней практике преподавания иностранных языков могут быть эффективно использованы следующие виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности.

- Self-Assessment Language Portfolio - языковой портфель как инструмент самооценки достижений обучаемого в процессе овладения иностранным языком и уровня владения иностранным языком.

- Language Learning Portfolio  - языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка - данный вид языкового портфеля может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности.

- Reading Portfolio- языковой портфель по чтению.

-  Listening Portfolio - по аудированию.

- по говорению (Speaking Portfolio)

- по письму (Writing Portfolio)

- языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio)

- многоцелевой языковой портфель, включающий различные цели в области овладения иностранным языком (Comprehensive Language Portfolio).

4. Компоненты портфолио

Компоненты и структура каждого вида языкового портфеля зависит от его основной функции и цели. Например, в языковой портфель типа Administrative включаются, как правило, образцы лучших самостоятельных работ обучаемого, выполненные в течение определенного периода. С помощью такого портфеля обучаемый может показать свои достижения в использовании изучаемого языка при приеме на работу, в другое учебное заведение (в том числе и зарубежное) или в других целях. В этом случае языковой портфель выполняет социальную функцию информирования о достижениях и опыте обучаемого в области межкультурного общения. В качестве примеров языкового портфеля данного типа можно привести Employability Portfolio - “Working Papers”, Performance Reviews - «How am I doing?»

Как показывают результаты апробации языкового портфеля, его особое педагогическое значение как учебного средства состоит в том, что оно направлено на актуализацию самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком. В данном случае создаются оптимальные условия для формирования учебной компетенции обучаемого в области изучения языка и развития его продуктивной учебной деятельности. В силу этого формируются соответствующие учебные стратегии и умения, необходимые для эффективной самостоятельной работы при изучении иностранного языка. В определенной степени это можно соотнести с составлением своего личного (индивидуального) учебного средства. Это учебное средство, в отличие от видов работы, стимулирующих иноязычное речевое общение, создает ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность и личную ответственность за ход учебного процесса: «Я могу это делать» - «Мне это удается» - «Это моя цель».

Компонентами портфолио могут стать:

  • самостоятельные работы
  • результаты проверочных и контрольных работ
  • результаты тестов
  • результаты групповой работы
  • проекты
  • творческие работы
  • аудио- и видеоматериалы
  • таблицы
  • анкеты и результаты их обработки
  • дневники наблюдений
  • грамоты
  • сертификаты

Особую актуальность приобретает электронный языковой портфель ученика. В основе построения электронного языкового портфеля лежит деятельностный подход. В нем устанавливается взаимосвязь между пользователем и изучением языка. Деятельностный подход позволяет учитывать весь диапазон личностных характеристик человека как субъекта социальной деятельности, в первую очередь когнитивные, эмоциональные и волевые ресурсы.

В структуру электронного языкового портфеля входят

- Главная страница

- Содержание

- Цель изучения английского языка и создания портфолио

- Работы, характеризующие процесс обучения, в электронном варианте

- Сочинения

- Рисунки

- Творческие работы, проекты, доклады, научные работы.

- Страницы оценки

- Страницы самооценки.

5. Технологическая карта составления портфолио

В портфеле ученика обязательно есть титульный лист, содержание, цели изучения английского языка и цели создания портфолио, листы оценки и самооценки, письменные работы, характеризующие процесс обучения, сочинения, рисунки, творческие работы.

Возможные источники информации:

  • Учебная, справочная, художественная, научная литература
  • Материалы СМИ
  • Иллюстративный материал;
  • Статистический материал
  • Интервью со специалистом
  • Аудиовизуальные источники
  • Интернет-ресурсы

Разделы портфеля:

1. Паспорт - представляет языки общения в семье; где учился; языки, которые изучал в школе и вне школы; пребывание за границей; проекты. Кроме того, он включает Общеевропейскую шкалу уровней владения языками. Пользуясь дескрипторами, учащиеся и учитель оценивают уровень владения иностранным языком учащегося.

2. Языковая биография

3. Досье - включает «лучшие», с точки зрения учащегося, работы, свидетельствующие об его успехах в овладении языками: «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками), стихи и рассказы, написанные учащимся, индивидуальные и групповые проекты, работы, выполненные на компьютере, письма, открытки, грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося, памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; схема написания эссе, письма.).

К каждому проекту в портфолио ученики пишут отзыв (рефлексию).

В ней учащиеся объясняют важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это - «лучшая» работа?

В конце каждой четверти портфель оценивается учителем и одноклассниками с помощью оценочных листов. В конце года учащиеся представляют портфели на школьной конференции и защищают его на экзамене. Перед экзаменом учащиеся получают свои портфели с рецензиями и заполненными оценочными листами.

Оценить свою работу по созданию языкового портфеля учащиеся могут, участвуя в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Каким образом велась работа по внедрению языкового портфеля в учебный процесс?

На более позднем этапе можно начать работать с Биографией, которая помогает учащимся наметить свои собственные учебные задачи и проанализировать свои учебные достижения. В начале языковой портфель вводится как один из инструментов рефлексии по поводу своей языковой принадлежности и степени владения изучаемыми иностранными языками. Далее учащиеся переходят к Биографии и ставят индивидуальные задачи. Учебные результаты накапливаются в досье и оцениваются в биографии. На основе этой оценки ставятся новые задачи. Этот процесс повторяется до конца учебного года, когда учащиеся вновь возвращаются к Паспорту и снова проводят самооценку.

Посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты, развиваются навыки письменной речи учащихся.

Основной формой контроля уровня достижений учащихся в освоении курса являлся языковой портфолио ученика. Такая форма оценивания была выбрана для поддержания интереса учащихся к изучению иностранного языка, повышению мотивации и снятия психологического барьера перед отметкой по предмету. Для контроля достижений учащихся использовались тесты, включающие задания трех видов, которые предполагали оценивание знаний правил и содержания того или иного вида корреспонденции, сформированность представлений о структуре определенного вида письма и способность самостоятельно составить тот или иной вид корреспонденции. Внеклассная работа по английскому языку также является важной частью учебно-воспитательного процесса, позволяющей многократно увеличить его эффективность. Главным принципом участия во внеклассной работе является вовлечение всех учащихся, независимо от уровня их знаний иностранного языка.

Использование современных образовательных технологий, внедрение информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа педагогической деятельности, значительных временных затрат на подготовку уроков, которые, безусловно, впоследствии окупятся душевным комфортом, удовлетворенностью результатами вложенного труда.

Выводы:

  • Создание "Языкового Портфолио" требует совместной работы трех заинтересованных сторон - ученика, учителя и родителей.

  • Посредством "Языкового Портфолио" осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся.

  • Языковой Портфолио" усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок.

  • Систематическое поэтапное заполнение "Языкового Портфолио" реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую.

  • «Языковой Портфолио" создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения английского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание Земли в древности (урок № 1 в теме «Накопление знаний о Земле.»)

Предмет: география Класс: 5 Тема урока:№2. Познание Земли в древности (урок № 1 в теме «Накопление знаний о Земле.»)Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. Геогра...

Фотосинтез.Углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями

Углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями...

"Портфолио-технология накопления и систематизацации знаний"

Презентация на тему: "Портфолио-технология накопления и систематизации знаний"...

интерактивная игра "географическое лото. Накопление знаний о Земле"

Интерактивная игра может быть использована на обобщительном уроке темы "Накопление знаний о Земле" 5 класс....

Тест по разделу "Накопление знаний о Земле"

Печатный тест предназначен для индивидуальной проверки знаний учащихся 5-х классов по разделу "Накопление знаний о Земле". Тест представлен двумя вариантами заданий, в каждом из которых содержится по ...

Диагностическая работа "Накопление знаний о Земле"

Диагностическая работа по географии 5 класс к учебнику Дронова, Савельевой (ФГОС)...

От «Школы накопления знаний» к модели «Школы универсального развития личности», основанной на системно-деятельностном подходе

Современная цель образования требует от нас перехода от  «Школы накопления знаний» к модели «Школы универсального развития личности», основанном на системно-деятельностном...