«Организация проектной деятельности обучающихся в контексте ФГОС”
статья по английскому языку на тему

Шарифуллина Альбина Юрьевна

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках английского языка, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Что же такое проектная деятельность и каковы ее цели?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление23.37 КБ
Файл Презентация к выступлению75.79 КБ

Предварительный просмотр:

Секционное заседание учителей английского языка

Выступление учителя английского языка

Шарифуллиной Альбины Юрьевны

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№1»

Тема: «Организация проектной деятельности обучающихся в контексте ФГОС”

Здравствуйте уважаемые коллеги! Приятно видеть вас отдохнувшими, а ещё приятнее выступать перед вами. Выступление будет состоять из теории. Но чтобы она не была скучной, я буду связывать её с опытом нашей школы. Ну что же начнём!

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках английского языка, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Что же такое проектная деятельность и каковы ее цели?

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и

учащимся.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются различные умения. 

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

  • умение самостоятельно находить ошибки и исправлять их;
  • умение оценивать свою работу.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

 По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.

Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом.

Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, видео, аудио и сценических  представлений и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках. Направляя исследовательскую деятельность своих учащихся, мы стараемся на доступном возрастном уровне понимания познакомить их с этапами работы, которые способствуют реализации данных задач:

  1. выбор темы или проблемы проекта;
  2. формирование группы исполнителей;
  3. разработка плана работы над проектом, определение сроков;
  4. распределение заданий среди учащихся;
  5. выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания;
  6. оформление совместного результата;
  7.  отчет по проекту;
  8.  оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия.

Многим учителям мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но все страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в нашей школе была организована проектная деятельность, итогом которой стал День защиты проектов, он состоялся  29 апреля этого года.   Учащиеся 1-5 классов создавали групповые проекты на разные темы по предметам «русский язык», «математика», «английский язык», «окружающий мир», «литературное чтение». Было выполнено несколько красочно оформленных коллажей, плакатов, макетов. Ребята научились находить информацию, отбирать её, творчески оформлять, а также работать в команде, распределять обязанности, оценивать свой вклад в работу.

Учащиеся защищали свои итоговые проекты, над которыми работали в течение нескольких месяцев. Все представленные проекты имеют практическую направленность и демонстрируют достижения учащихся в самостоятельном освоении знаний.

Наше ШМО уже несколько лет работает в этом направление, используя проектную деятельность как основу. У каждого опытного учителя есть свои способы и методы работы над проектами, а тем, кто только начинает свой путь, можно порекомендовать использовать любые материалы, помогающие осуществить учебное исследование: это может быть примерная тематика исследований, различные памятки: "Как составить план?", "Как провести анкетирование?", "Как провести наблюдение?" и др. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру.

Применяя проектную деятельность, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом. Названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.

Я благодарю вас за внимание, надеюсь, что была полезной!

Список литературы

1. Мангутова, О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию //Интернет-журнал «Эйдос». – 2010.

2. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).

http://edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://www.eidos.ru/journal/2010/0930-04.htm
http://festival.1september.ru/articles/527236/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «О рганизация проектной деятельности обучающихся в контексте ФГОС” Шарифуллина Альбина Юрьевна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№1»

Слайд 2

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

Слайд 3

Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС? Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Слайд 4

ФГОС 1. Изменение результатов на выходе - личностные , предметные и метапредметные ; 2. Инструмент достижения - универсальные учебные действия ; 3. Подход - системно-деятельностный ; 4. Метод – проектная деятельность .

Слайд 5

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Слайд 6

Задачи проектной деятельности: Обучение планированию; Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов; Умение анализировать; Умение составлять письменный отчет; Формирование позитивного отношения к работе.

Слайд 7

Умения: Рефлексивные умения: 2 . Поисковые (исследовательские) умения: 3 . Навыки оценочной самостоятельности. 4 . Умения и навыки работы в сотрудничестве: 5 . Коммуникативные умения: 6 . Презентационные умения и навыки

Слайд 8

Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию.

Слайд 9

Формы проектов: Статья Рекомендации Альбом Коллаж Представление Макет Плакат Презентация и т.д.

Слайд 10

Этапы работы: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Слайд 11

Памятка « Начинающему исследователю» Выбери тему исследования. Подумай, на какие вопросы ты хотел бы найти ответы. Продумай варианты своих ответов. Реши, где ты будешь искать ответы. Поработай с источниками информации, найди ответы. Сделай выводы. Оформи результаты своей работы. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности обучающегося

Проект является дополнительным материалом по теме: «Вычисление процентной суммы и начального числа» на уроках технологии при обучении в системе НПО/СПО по профессии «Повар, кондитер» по профессиональн...

Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.

В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО

Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и к...