Реализация методов проблемного обучения на уроках английского языка в контексте инновационного характера современного образования
статья по английскому языку на тему

Полтарина Галина Васильевна

Статья по теме "Реализация методов проблемного обучения на уроках английского языка в контексте инновационного характера современного образования" позволяет рассмотреть данный аспект с точки зрения теории и практических примеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Г.В. Полтарина

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Концепция модернизации российского образования так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".

  В этом свете важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. А от решений этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.

  Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

 Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В контексте инновационного характера современного образования предполагается применение новых методик и форм преподавания, нового подхода к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения  иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

В чём же сущность проблемного обучения? В самом общем виде она состоит в том, что учащимся предлагается задача проблемного характера, и они должны найти способ решения данной задачи, опираясь на те знания и умения, которыми они овладели ранее. Поставленная перед учеником задача должна содержать противоречие, разрешение которого даёт ему новое знание. Преодоление трудностей в ходе решения проблемной задачи требует мобилизации познавательной активности и психических процессов, включения элементов творческой мыслительно-речевой деятельности. Решение проблемных задач обеспечивает не только овладение новыми знаниями, но и психическое развитие обучаемых, в особенности их творческих способностей. Таким образом, «клеточкой», основной единицей проблемного обучения является проблемная задача. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

Проблемное обучение основано на использовании активных методов обучения  с применением инновационных педагогических технологий: проектной методики и информационных технологий, в создании доброжелательной  атмосферы на уроке,  чтобы:

-учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;

-создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством привлечения их в дискуссию по мере их способностей, навыков и умений по предмету;

-построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать собственные открытия, выполнять мини-исследования, проводить необходимый анализ изученного;

-способствовать развитию навыка самостоятельной работы с учебной, справочной и другой литературой, целесообразно использовать информационные технологии;

-научить ученика  соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями;

-развивать у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира;

-видоизменить взаимоотношения учителя и учащихся и строить их на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

 Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется мною как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.

В основу системы проблемного обучения положена теория, исходными идеями которой являются развитие авторской позиции ученика и безоценочная реакция на его высказывания. На уроке мною всегда затрагиваются проблемы, которые интересуют учеников,  потому что это облегчает усвоение материала и способствует развитию речи. Мною всегда высоко ценится интеллигентность ребят, их независимость во взглядах.

Рассмотрим примеры использования проблемного обучения на практике. Например, учащимся предлагаются две  картинки, которые нужно сравнить, определить, что в них общего и чем они отличаются, а затем высказать своё мнение по действительно актуальной и интересной проблеме. На обеих картинках изображены мужчины, на первой – бизнесмен, подписывающий документы, на второй  - мойщик машин. Постановка вопроса: Which of the two ways of getting money would you prefer? Еще один пример иллюстрированной проблемной ситуации: на нескольких картинках изображены лица людей, выражающие различные эмоции, учащимся предлагается ряд вопросов: What kind of people are they? What were they doing before the photographs were taken? What are they doing now? What are they going to do? Why?

Другой вариант проблемной ситуации: очень интересен приём использования двух картинок для определения различий между ними. На первый взгляд, две картинки почти идентичны, однако между ними существует 4-5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них. Например, двое учащихся получают по одной картинке с изображением комнаты, каждый видит только свою. Им предлагается назвать как можно больше различий между картинками, используя обороты There is… / There are… . Остальные ребята внимательно слушают товарищей, а потом воспроизводят все различия.

Следующий пример использования метода проблемного обучения описывает работу с текстом через постановку проблемных вопросов. При проблемно-поисковой организации урока чтения создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке. Всю работу над текстом для чтения я делю на три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. Большое внимание уделяю дотекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что ученики начинают работу с информацией, еще не открывая текст учебника. Для этого я продумываю проблемную установку на предугадывание темы (сюжета) рассказа с помощью комплекта иллюстраций или такого заглавия, которое поможет ввести школьника в тему предыдущей информации. В этой активной работе всего класса у ребят формируются и постоянно совершенствуются психолингвистические механизмы первичного прогнозирования – смыслового и языкового еще до чтения текста (Would you like to get know the end of the story?). Затем я предлагаю учащимся придумать продолжение рассказа (Now, let’s invent the end of this story all together). После этого «мозгового штурма» впервые открывается текст и организуется активный и азартный поиск в соревновательной форме (кто быстрее?) главных фактов рассказа, которые либо подтверждают, либо опровергают ранее высказанные прогнозы. Завершающая серия заданий послетекстового этапа логически подводит учащихся к компрессии текста и интерпретации.

Таким образом, использование проблемного метода на занятиях по иностранному языку позволяет развивать такие умения обучаемых, как:

  1. умение вести дискуссию по заданной теме;
  2. умение слышать и слушать собеседника;
  3. умение отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
  4. умение находить компромисс с собеседником;
  5. умение лаконично излагать свою мысль;
  6. умение находить варианты решения проблемы.

Однако, по сравнению с репродуктивными методами поисковое обучение имеет ряд слабых сторон, не позволяющих сделать его единственным видом обучения в школе. К слабым сторонам поисковых методов, по сравнению с репродуктивными, следует отнести значительно больший расход времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, где показ и подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.

И все же с помощью проблемного обучения на уроках английского языка можно

  • выявить индивидуальные наклонности каждого ученика;
  • учить наблюдать, исследовать, активизировать мыслительную деятельность, т.к. нет готовых ответов на вопросы ни в одном учебнике;
  • учить слушать и слышать друг друга, уважать мнение собеседника, следуя поговорке «один ум хорошо, а два лучше»;
  • учить жить по принципу: «Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй»;
  • заинтересовать учащихся в познании окружающего мира;
  • изменить роль учителя (учитель - не контролер, а наставник, советник, источник информации, который  разделяет общую ответственность за результат).

Из всего сказанного можно сделать вывод, что проблемный метод обучения позволяет прививать вкус и интерес к учению, а использование новых технологий способствует осуществлению самореализации личностных возможностей школьника. В результате на уроках английского языка удается активизировать учебный процесс, формировать устойчивые познавательные интересы и добиться  стабильного повышения мотивации.

Литература

  1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. Изд.2-е.-М.,1991
  2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: учебное пособие. - ТЦ Сфера, 2007.
  3. Мещерякова В. Я люблю английский: развивающая методика преподавания английского языка. – Чистые пруды, 2006.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: ACADEMA, 2001.
  5. Крупченко А.К. Пути реализации современных требований к процессу обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях: Материалы международной научно-практической конференции «Реализация требований ФГОС в системе непрерывного иноязычного образования», М.2-3февраля 2012 в 2кн. Кн.1: АПКи ППРО.
  6. http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?act=idx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....

Методическая разработка "Методы проблемного обучения на уроках французского языка"

Одной из актуальных задач нашего  времени является изучение иностранного языка. Как правило в начале обучения ученики с большим интересом начинают изучать любой иностранный язык. Но,...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Презентация на тему "Методы проблемного обучения на уроках английского языка"

1. Из истории проблемного обучения.2. Определение понятия проблемное обучение.3. Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения.4. Методы проблемного обучения.5. Формы учебных занят...

реферат на тему "Методы проблемного обучения на уроках английского языка"

Проблемное обучение способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности ...