Изучение профессионального английского языка студентами специальности 26.02.03 Судовождение
материал

Статья напечатана в сборнике областного фестиваля "Я и моя профессия". Ноябрь, 2016 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_professionalnogo_angliyskogo_yazyka.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение профессионального английского языка

студентами специальности 26.02.03 Судовождение

Е.В. Надеина

В основе изучения профессионального английского языка студентами специальности 26.02.03 Судовождение лежит деятельностный подход, который способствует формированию общих и профессиональных компетенций. Процесс освоения организован в лингафонном кабинете, имеющем  зону изучения лексических единиц и зону формирования коммуникативных умений. На занятиях реализуются элементы теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я., Талызина В.И.), предполагающей понимание изученного материала через внешние действия с ним.

На мотивационном этапе происходит предварительное ознакомление студентов с темой урока, создание внутренней  познавательной мотивации, осмысление целей обучения. Это осуществляется за счёт самостоятельного формулирования темы урока через анализ картинок производственных ситуаций, сравнительного анализа значений лексических единиц, ответов на проблемные вопросы.

Этап изучения нового лексического материала включает в себя прослушивание лексики с использованием CD диска или электронного словаря, последующая запись и проговаривание фраз как индивидуально, так и в малых группах с использованием приёма Manage Mat, предполагающего распределение студентов в одной группе из четырёх человек для общения: сосед по лицу (тот, кто сидит напротив), сосед по плечу (тот, кто сидит слева/справа).

Для этого в кабинете используется зона изучения лексики. Студенты совместно с преподавателем составляют и запоминают схему действий при изучении лексических единиц: прослушать, повторить, записывать, прочитать вслух вместе с группой и самостоятельно, выполнить внешнее действие с изучаемой фразой. У них происходит автоматизированное запоминание фраз за счёт одновременной работы образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательной памяти, что в равной степени актуально для аудиалов, визуалов, кинестетиков, дигиталов, а также смешанных психотипов.

На этапе закрепления, происходящем в зоне формирования коммуникативных навыков, формируется речевое действие в материализованной форме с использованием типовых образцов – лексических карточек. Формулируется конкретная производственная ситуация, и студенты воспроизводят соответствующие ей лексические единицы. Занятие может быть организовано в форме ролевой игры. При этом все операции действия осознаются, а замедленное их выполнение позволяет студентам осознать содержание всего речевого действия в целом. Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия (то, как организовано выполнение задания) с речевой.  Когда речевое действие начинает протекать плавно, безошибочно и более быстро, убираются материальные опоры - лексические карточки. Студент, лишенный материальных опор действия, анализирует материал и воспроизводит его в громкой социализированной речи, обращенной к другому человеку. На этом этапе происходит «скачок» – переход от внешнего речевого действия к мысли об этом действии. Осваиваемое речевое действие проходит дальнейшее обобщение, становится неавтоматизированным, осознанным. Закрепление изучаемого материала будет более эффективно при использовании геймификации - технологии использования игровых принципов в неигровых ситуациях. Внедрение игровых элементов, приемов и принципов организации игры в процесс обучения в неигровом контексте, позволяет повысить мотивированность и вовлеченность студентов в процесс и активизировать их мыслительную деятельность. Основным признаком геймификации является наличие системы поощрений и вознаграждений, а также инструментария демонстрации прогресса. Актуальность внедрения в процесс обучения иностранному языку игровых элементов обучения обусловлена объективными особенностями продуктивных видов речевой деятельности: письма и говорения (А.И. Левендян). Так, использование приёма Clock Buddies («друзья по времени»), предполагающего выполнение группой конкретного задания за конкретное время по сигналу преподавателя в сменных командах, позволяет эффективно отрабатывать коммуникативные навыки и формирует компетенцию, связанную с организацией своей деятельности. Игры, в данном случае, выступают в качестве средства контроля усвоения учебного материала и уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

В процессе изучения лексических единиц необходимо использовать мультимедийный обучающий модуль «Стандартные фразы», разработанный ООО «Образовательные системы и технологии на море и реке «СТОРМ». Его содержание реализует  требование стандарта специальности по изучению фраз Международной морской организации общения на море. Он удобен для всех вышеназванных психотипов. Лексические единицы можно прочитать в структурированном виде и в схемах, изучив перевод на русский язык, прослушать, произнести, записав на аудио, и просто пролистать в любом разделе. Модуль включает в себя разделы «В разделе «Справочник» представлены пять частей: «Общие положения», «Глоссарий», «Фразы для внешней связи», «Фразы для внутренней связи» и «Дополнения». Каждая часть содержит фразы и реплики, которые можно прослушать, нажав на них дважды. При выборе студентом фразы внизу окна программы появляется её перевод на русский язык. Раздел «Тестирование» позволяет обучающимся  проверить знание фраз и осуществить  самоконтроль

Для организации работы в программе преподавателями разработаны и включены в содержание методических указаний алгоритмы работы с обучающим разделом «Справочник» и контролирующим разделом «Тестирование».

         Критериями оценки уровня сформированности компетенций является умение воспроизводить лексические единицы в зависимости от  профессиональной ситуации, вести диалог с использованием фраз Стандартного морского навигационного словаря-разговорника и словаря Стандартных фраз Международной морской организации общения на море, оценивать его качество; способность продолжить эффективный диалог и прекратить неэффективный, умение использовать программное обеспечение для поиска необходимой информации.

      Таким образом, изучение профессионального английского языка студентами специальности 26.02.03 Судовождение организовано в специфической образовательной среде, включает в себя элементы геймирификации и использования CD дисков и электронных словарей. Использование программного обеспечения облегчает  запоминание  изучаемого лексического материала, а  приёмы геймерификации позволяют повысить мотивированность и вовлеченность студентов в процесс и активизировать их мыслительную деятельность. Это повышает качество обучения и помогает в реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта специальности 26.02.03 Судовождение и Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несению вахт, принятой в Лондоне в 1995 году. Требования предполагают подготовку будущего судоводителя, обладающего достаточным знанием английского языка, «позволяющим лицу командного состава пользоваться картами и другими морскими пособиями, принимать метеорологическую информацию и сообщения о безопасности и эксплуатации судов, а также умение ясно выражать свои мысли при связи с другими судами или берегом, а также умение понимать и использовать Стандартный морской словарь – разговорник» (Приложение к правилу II/4 Минимальные знания, требуемые для получения диплома).

Список литературы и интернет – ресурсов

1. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Педагогическая психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://fictionbook.ru/author/alla_nikolaevna_fominova/pedagogicheskaya_psihologiya_uchebnoe_posobie/read_online.html?page=4 (дата обращения 13.11.2016)

2. Геращенко, Э.Л. Психотипы  личности по восприятию информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.b17.ru/article/60603/  (дата обращения 13.11.2016)

3. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skippers.ru/content/view/206/31/  (дата обращения 13.11.2015г.)

4. Мультимедийный обучающий модуль «Стандартные фразы» [Электронный ресурс]/ООО СТОРМ.- М., 2011.- 1CD-ROM.- Загл. с этикетки диска

5. Осадчая, О.В. Активные методы обучения английскому языку для профессиональных целей в условиях смешанного обучения в инженерно-техническом вузе. // Международный научно – исследовательский журнал. -№11. - 2014. - С.30-33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций студентов специальности Программирование в компьютерных системах при изучении математики в колледже

Описание организационно-методической модели формирования профессиональных компетенций специалистов в процессе обучения  математике в учреждении среднего профессионального образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА» по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10453203","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 130px; height: 100px;"}}]]Рабочая программа дисциплины ОУД.07 "Информатик...

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА» по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10453187","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 130px; height: 100px;"}}]]Комплект контрольно-оценочных средствдля оценки резу...

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА» по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ

Методические рекомендациипо организации и проведению самостоятельной работы студентовпо учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА»по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ...

Электронный обучающий курс по учебной дисциплине ЕН.02. Информатика для специальности 26.02.03. Судовождение (заочная форма обучения)

Электронный обучающий курс по дисциплине ЕН.02. Информатика разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 26.02....

Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья(курсовая работа). Материал подойдет для выступления на педсовете или для курсовой работы студентам...