Индивидуальная образовательная траектория ученика: построение, реализация, результаты
учебно-методический материал по английскому языку (10 класс) на тему

Лобова Татьяна Петровна

В настоящей научно-методической работе представлена технология построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лобова Татьяна Петровна

 

Индивидуальная образовательная траектория ученика: построение, реализация, результаты.

Научно-методическая работа

Нефтекамск 2015

Оглавление

Введение…………………………………………………………….......

с. 3

§1. Индивидуальная образовательная  траектория: теоретический аспект……………………………………………………………………

 с. 5

§2. Индивидуальная образовательная траектория: результаты реализации…………………………..…………………………………..

с. 13

Заключение….........................................................................................

с. 184

c. 25

Список литературы.………………………………..……………….....

с. 26

Введение

Инновационная направленность современного общества определяет потребность в личностно-ориентированном образовании, необходимо повышать внимание к процессу индивидуализации обучения и условиям, необходимым для самореализации школьника. Выпускник средней общеобразовательной школы должен быть наделен качествами, которые позволяют жить и работать в информационном обществе, готовностью к непрерывному самообразованию. Согласно последним нормативным документам, таким как Национальный проект «Образование», Федеральная целевая программа развития образования, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», ФГОС второго поколения, образование выходит на качественно новый уровень своего развития, предусматривает усиление роли личности ученика в учебном процессе.

Таким образом, актуальность настоящей работы определяется необходимостью разработки методов и технологий, ориентированных на развитие личностного потенциала обучающегося. Индивидуальная образовательная траектория является одним из инновационных способов самореализации и саморазвития современного школьника.

Цель: проанализировать функционирование и результативность построения и реализации индивидуальной образовательной траектории в современной школе.

Цель работы определяет следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория»;
  2. Определить условия организации и реализации индивидуальной образовательной траектории ученика в современной школе.
  1. Определить алгоритм составления индивидуальной                     образовательной траектории.
  2. Представить анализ результатов по реализации индивидуальной образовательной траектории в общеобразовательной школе.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования данной технологии в учебном процессе инновационной направленности, реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, сделать обучение творческим процессом, где ученик является субъектом учебной деятельности.

Теоретическая значимость заключается в том, что в настоящей научно-методической работе обобщаются некоторые научные положения, касающиеся ИОТ, а также предпринимается попытка систематизировать технологию внедрения ИОТ в общеобразовательной школе.  

Методологическую основу работы составляют исследования ученых в области педагогики таких, как В. Андреев, П. Каптерев, А. Хуторской, Т. Ковалева, М. Холодная, А. Кузнецов, Г. Кулешова и т.д.

Эксперимент по внедрению индивидуальной образовательной траектории проводился на базе МАУ ДО Дворец творчества детей и юношества городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан. Теоретические положения и некоторые результаты были изложены в выступлении по теме: «Индивидуальная образовательная траектория ученика: результаты реализации»; «Современные технологии в преподавании мировой художественной культуры» на городских семинарах, а также обобщение педагогического опыта представлено на рассмотрение в инфотеку ФГОУ АПК и НПРО в г. Москва.

§1. Индивидуальная образовательная траектория: теоретический    аспект

На современном этапе развития образования наблюдается переход к информационному обществу, становление которого реализуется за счет высокого уровня информационных технологий, в первую очередь коммуникативных, к освоению федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.  Главное, что зависит от нас как от педагогов – это не просто дать ученику конкретные знания, а отправить его в путь саморазвития.

В настоящее время наметился переход к личностно-ориентированным стандартам образования, в которых учитываются индивидуальные особенности и личностные качества обучающихся. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения являются модульно-дисциплинарными, их принятие знаменует первый шаг в организации модульного обучения. «Модульное обучение представляет собой форму организации образовательной деятельности обучающихся, включающую в себя познавательный и практический аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля ЗУН, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем»[1]. Реализацией данного подхода и является индивидуальная образовательная траектория (ИОТ).

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» в педагогическую традицию было введено в работе С. Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию»[2], который определяет его  как основное в деятельности тьютора, работающего с образовательной историей своего ученика и фиксирующего ее в виде траектории. ИОТ является определением совершенно новой образовательной деятельностью, творчеством, индивидуальной образовательной активностью самого человека, который становится субъектом образования.

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося состоит из обязательной, вариативной, коррекционной и организационной частей. Обязательная часть включает основные для изучения модули, которые соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и составляют основную, инвариантную часть индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Вариативная часть включает набор модулей и предполагает выбор учащимися интересующих их направлений для дальнейшего изучения. Обязательная и вариативная части индивидуальной образовательной траектории обучающегося направлены на определение содержания изучаемого материала. Коррекционная часть предусматривает оказание помощи обучающимся в выборе модулей из вариативной части с учетом их индивидуальных особенностей, а также определение организационной части. В организационную часть входят следующие компоненты методической системы: формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания. Эта часть индивидуальной образовательной траектории также предполагает выбор обучающихся.

При построении индивидуальной образовательной траектории учащихся большая роль отводится выбору, а также определению их индивидуальных особенностей, личностных предпочтений, способностей и интересов. Выбор осуществляется как преподавателем, так и учеником, но выбор учащихся корректируются преподавателем-тьютором, родителями, психологами и др. «В процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся изменяются функциональные обязанности преподавателей: они занимаются аналитически-проектирующей, консультирующей, координирующей, организующей и коррекционной деятельностью»[3]. При проектировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся происходит реализация принципа вариативности в обучении, то есть становится возможным выбор учащимися из вариативной части интересующих их модульных элементов, методов, технологий, форм, средств и контроля, а также адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам учеников.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория  учащегося (ИОТ) - это выбор и самостоятельное осуществление адекватных возрасту  видов деятельности, требующих осмысленного освоения и применения социального, культурного опыта. Применение ИОТ в учебно-воспитательном процессе развивает у обучающихся умение анализировать и относиться рефлексивно к собственной деятельности, умение осуществлять осознанный выбор средств и способов действия, умения планировать собственную деятельность.

Для реализации ИОТ необходимы следующие условия: базовый уровень ЗУН учащихся, техническая база школы, блочная организация образовательного процесса.

Также необходимы определенные умения учащегося: умение ставить задачу, осуществлять выбор способов и форм ее решения, умение планировать  свое время, умение представлять свою работу, умение оценивать собственную учебную деятельность.

К сожалению, при внедрении ИОТ в образовательный процесс возникают ограничивающие факторы традиционной системы обучения и уклада средней общеобразовательной школы.

В современной школе ИОТ является средством, позволяющим учителю реализовать индивидуальный подход к учащимся, выявить способности каждого ученика, рассмотреть талантливых обучающихся в области конкретных знаний. В ходе планирования ИОТ учитель выполняет следующие функции: определение содержания ИОТ, построение алгоритма действий по реализации поставленных целей и задач, учитель – тьютор. В педагогической литературе выделяется «совокупность выявленных существенных свойств/признаков, отражаемых в сознании с помощью понятия «индивидуальная образовательная траектория»[4]. Необходимо обозначить следующие признаки:

1. Субъект деятельности, осознающий смысл обучения.

2. Ученическое целеполагание.

3. Индивидуальная образовательная программа.

4. Рефлексия. Рефлексия наряду с целеполаганием индивидуальной деятельности является основополагающим и системообразующим элементом ИОТ.

В ходе построения ИОТ формируются качественно новые ключевые и общепредметные компетенции, которые необходимы для усвоения. Ценностно-смысловые, познавательные и эвристические, информационные, коммуникационные компетенции характеризуют образовательную траекторию ученика, являются ее критериями и качествами. На основании исследования Г. Кулешовой скажем о том, что в ходе реализации ИОТ формируется принцип «индивидуального, проявляемого и сопоставимого во времени увеличения качества образовательных продуктов учащихся»[5]. Взаимосвязанным является принцип приоритета компетентностных критериев оценки результатов осуществления индивидуальной деятельности ученика. Оценить реализацию ИОТ позволяют следующие критерии.

Критерии и показатели проявления образовательных результатов ИОТ (См.: Кулешова Г. С. 56)

Таким образом, построение ИОТ и ее реализация дают следующие преимущества: учащиеся получают возможность выбирать вид деятельности, учащиеся имеют возможность самостоятельно планировать свою работу, повышается мотивация учащихся через индивидуализацию форм   изучения предмета, снимается проблема «неоднородности» класса.

Содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория» в инновационном обучении является необходимым педагогическим инструментом осуществления продуктивной индивидуальной деятельности и самореализации ученика.

§2. «Индивидуальная образовательная траектория»: результаты реализации

        В ходе внедрения ИОТ в учебно-воспитательный процесс ученик становится субъектом учебной деятельности. Учащиеся под руководством учителя – тьютора организуют целостный, системный, упорядоченный процесс обучения, происходит согласование целей, действий и результатов. Ученик вовлекается в творческую, поисковую, проблемную деятельность. Траектория понимается как «путь», как процесс «самодвижения», представляющий «знание о незнании» и дающий основание для постановки образовательной цели (принцип личностного образовательного целеполагания). Результат реализации «индивидуальной образовательной траектории» ученика выражается в развитии совокупности ценностно-смысловых, познавательных и эвристических, информационных и коммуникативных личностных качеств.

        Важным этапом построения и реализации ИОТ является умение ставить четкие цели, корректировать их от этапа к этапу. Ученик работает не изолированно, а в сотрудничестве с педагогом – тьютором и группой учащихся, цели осмысливаются в ходе дискуссий, внутренних диалогов, групповых обсуждений, координации индивидуальных целей с общим процессом обучения. Происходит эвристический диалог «ученик – учитель», он является показателем степени творческой самореализации, успешности обучающегося в продвижении по выбранному им образовательному пути.

        Для ознакомления со структурой ИОТ учитель может рекомендовать в качестве алгоритма шаблон программы. Приведем пример[6].

Индивидуальная образовательная траектория

  1. Зачем мне нужно заниматься в определенном профиле
  2. Чему я хочу научиться
  3. Мои самые интересные вопросы и проблемы по темам профиля
  4. Что я буду делать, как заниматься

Необходимые действия

Дата

Требуемые ресурсы

Предполагаемый результат

  1. Что мне необходимо для достижения целей
  2. В чем будут состоять мои результаты
  3. Как я предполагаю контролировать свои результаты

Сам процесс составления ИОТ является продуктом творческой деятельности ученика, актуальной для его саморазвития. Образцом для составления программы является алгоритм любой целесообразной деятельности: смысл – цель – задача – план – реализация – контроль – самооценка – рефлексия.

Модель ИОТ органично внедряется передовым педагогическим опытом в учебных заведениях в среднем и в старшем звене.  Технология ИОТ активно используется мной при работе с обучающимися  филологического профиле Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения  средняя общеобразовательная школа №10 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан. Работа ведется с ученицей 7Б класса Жемчуговой Елизаветой, обучающимися 11А класса гуманитарного профиля Ганиевой Ольгой, Юшковой Ангелиной, Хайруллиной Еленой, Нигаматовой Альбиной.  Мы выделяли и сравнивали результаты каждого ученика с его же собственными достижениями на двух этапах работы: в начале курса и в конце, таким образом, определив результативность и эффективность. Их личностное продвижение оценивалось по следующим критериям:

  • Познание самого себя;
  • Самоопределение;
  • Определение смыслов и перспектив;
  • Конкретизация личных целей;
  • Умение работать самостоятельно;
  • Умение ставить цели;
  • Планирование работы;
  • Умение рефлексировать;
  • Самооценка;
  • Эвристические умения добывать знания;
  • Способность действовать в нестандартных ситуациях.

Рассмотрим индивидуальную образовательную траекторию

Юшковой Ангелины и ее реализацию.

Юшкова А. является ученицей 11А класса гуманитарного профиля МОБУ СОШ №10. Работа по построению и реализации ИОТ началась в 10 классе.

Цель педагога: создать условия для самореализации, творческой продуктивной деятельности, актуализации смыслов и рефлексивного осознания.

Цель ученика: определить перспективу собственного развития в области будущей профессиональной деятельности;  составить четкий алгоритм поэтапных действий, провести рефлексию выполненной деятельности.

В первую очередь было необходимо определить мотивацию к деятельности по реализации ИОТ. Для этого ученице предложено в начале 10 класса обдуманно написать эссе о своей будущей профессии с аргументацией выбора и возможными путями достижения цели. После анализа творческой работы сделан вывод о том, что Юшкова А. определилась с областью профессиональной деятельности – это дизайн. Таким образом, мы определили области научного знания: литература и мировая художественная культура. Перед ученицей была поставлена четкая цель и мотивация к успеху.

Следующим этапом стало непосредственное составление индивидуальной образовательной траектории с указанием этапов и сроков выполнения.  Алгоритм является общим для всех старшеклассников, участвующих в эксперименте.

При сотрудничестве педагога и ученика был создан подробный план работы с определением целей, задач и ценностных установок.    Проделанная работа привела к следующим результатам:

  1. Выполнена научно-исследовательская работа по мировой художественной культуре на тему: «Тайна творчества К. Малевича», как следствие 1-ое место на школьном этапе НПК и призер на городской научно-практической конференции.
  2. Юшкова А. является участником дистанционной олимпиады «Ломоносов».
  3. Ученица стала лауреатом Всероссийской научно-практической конференции «Первые шаги в науку третьего тысячелетия» при БГУ. Выполнена работа по теме: «Мифологические символы в повести А. Куприна «Суламифь».
  4. Опубликована научная статья по актуальной проблеме литературоведения в соавторстве с руководителем.

Лобова Е.П., Юшкова А.В. Развитие понятия «Чувство природы» в русской литературе // Проблемы истории и теории русской литературы ХIX-XX веков. Сборник научных статей. – Бирск, 2011. – С. 65-73.

  1. Сдан на отлично годовой экзамен по литературе, успеваемость по предмету возросла до 100% по сравнению с итогами в 9 классе.
  2. В настоящее время готовится к печати «Энциклопедия одаренных детей Республики Башкортостан», куда включен материал о достижениях Юшковой Ангелины именно по литературе и мировой художественной культуре.

Юшкова А. не единственная участница эксперимента, достигшая значительных результатов. Обратим внимание на критериальную шкалу «степень достижения индивидуальных целей». Все обучающиеся ставили перед собой цель реализации личностного потенциала в ситуации успеха, и эта цель была достигнута.

Например, Ганиева Ольга, ученица 11 класса, написала эссе о будущей профессии журналиста, стала проявлять повышенный интерес к литературе и мировой художественной культуре. Для Ольги тоже была составлена индивидуальная образовательная траектория.    

Что касается результативности Ганиевой Ольги, то здесь в первую очередь следует сказать о совершенствовании личностных качеств старшеклассницы. В ходе индивидуальной работы, осознания собственных достижений, собственной значительности Ольга стала ярко проявлять лидерские качества, творчество, организаторские способности. Углубленное изучение литературы и мировой художественной культуры позволяет Ольге качественно готовиться к поступлению на факультет журналистики. С помощью построения и реализации ИОТ Ганиева О. овладела навыками грамотного целеполагания, цели характеризуются конкретностью, измеримостью, «достижимостью», реальностью. Осознание цели своей деятельности – одна из важнейших составляющих рефлексии. Обнаружилась связь ведущих мотивов работы над ИОТ с приобретением уверенности, развитием личностных качеств, абстрактным набором новой и интересной информации, желанием узнать мир и окружающих людей и через них лучше разобраться в себе.

В эксперименте принимала участие Хайруллина Елена (11А класс). Она является ученицей, которая разработала собственную новаторскую концепцию восприятия живописи Леонарда да Винчи в созвучии с творчеством русского художника Ф. Рокотова. Итогом размышлений стала научно-исследовательская работа на тему: «Джоконда» Леонардо и «Портрет Струйской Ф. Рокотова: грани соприкосновения».

Елена стала призером городской научно-практической конференции. Также она является лауреатом Всероссийской научно-практической конференции «Первые шаги в науку третьего тысячелетия» при НФ БашГУ с работой на тему: «Мифопоэтические мотивы в романе Г. Флобера «Саламбо». Следует сказать о том, что каждый ученик уникален и индивидуален. В частности, Хайруллина Елена обладает нестандартным, креативным мышлением, в каждом деле она стремится найти индивидуально-авторский подход, результатом подобной деятельности становятся интересные и значимые работы. Мои ученики активно участвуют в построении индивидуальной образовательной траектории, вдохновленные успехами своих товарищей

Нами создана творческая группа по изучению литературы и мировой художественной культуры. Цель: создание условий для самореализации учащихся, для возможности творческого мышления, выявление личностных качеств каждого участника группы, углубленное изучение литературы и мировой художественной культуры. Отследив показатели творческой самореализации учащихся, проанализировав текущие работы участников группы, можно сделать вывод об успешности качественного образовательного результата всех участников группы, явившихся следствием сочетания актуальности, мотивационной направленности и технологии ИОТ.

        В ходе работы творческой группы ребята создают проекты под руководством педагога – тьютора, используют современные информационно-коммуникационные технологии, а именно создают презентации, видеоролики, мультимедийные экскурсии и т.д. В результате формируется модель из трех уровней: проект – процесс – результат. Например, результатом стал групповой проект по теме: «Созвучие литературы и живописи эпохи Возрождения», ребята на одном из творческих заседаний провели презентацию разработанного проекта.  

        Метод проекта является одним из ведущих в реализации индивидуальной образовательной траектории. Групповая работа по выполнению проекта позволяет прививать интерес к творческой деятельности, развивать самоорганизацию, техническую подготовку, выделять ключевые проблемы, объекты, определить тему, личностно значимые вопросы, замысел и предвосхищать итог работы.

Таким образом, построение индивидуальной образовательной траектории, кроме опыта познавательной деятельности, дает возможность ученикам самостоятельно приобретать опыт творческой деятельности.  Она проявляется в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях и опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений, в форме личностных ориентаций. Эффективность ИОТ заключается и в степени достижения личных целей, уровне проявления и развития совокупности личностных качеств как результат реализации ИОТ. Эксперимент по внедрению индивидуальной образовательной траектории в современной школе показал, что построение и активная реализация ИОТ дают возможность для совершенствования универсальных компетентностей и личностных качеств обучающихся.

Заключение

Индивидуальную образовательную траекторию ученика характеризуют ценностно-смысловые, познавательные, эвристические, информационные, коммуникативные ключевые и общепредметные компетентности, которые обеспечивают ее реализацию. Понятие «индивидуальная образовательная траектория», по мнению Г. Кулешовой, обладает рядом существенных признаков: личностный смысл обучения, ученическое целеполагание, рефлексия, а также принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения.      В ходе процесса по реализации ИОТ происходит творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств. Для оценки индивидуальной образовательной траектории ученика выработаны определенные критерии: ценностно-смысловой, познавательный, эвристический, информационный и коммуникативный.

Построение индивидуальной образовательной траектории определяет перспективу дальнейшего развития, умение выделить актуальное и личностно значимое направление, способность и готовность относиться к алгоритмам как указателям желательных способов деятельности, умение проводить мониторинг собственных результатов, уверенность в себе при освоении навыков интерактивного общения.

Работая над составлением и реализацией ИОТ, обучающийся овладевает навыками конкретного целеполагания, расстановки приоритетов, работы в группе, рефлексии. Ученик получает возможность для креативного мышления, развивает личностный потенциал, что дает возможность успешно жить и функционировать в условиях современного информационного общества. Главным результатом реализации модели ИОТ явилось повышение качества образовательных продуктов учащихся, повышение степени достижения личных целей.

Список литературы

  1. Александрова Е.А. Индивидуальные маршруты в дополнительном образовании. – М., 2004. –  С. 115-123.
  2. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности. – М., 1981. – 240 с.
  3. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. – М., 2003. – 256 с.
  4. Георгиева Р.И. Моделирование информационных систем в ходе проектной деятельности школьников: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М., 2007. – 19 с.
  5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 320 с.
  6. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М., 2004. – 128 с.
  7. Дьяконова Л.И. Формирование индивидуальных творческих траекторий старшеклассников в образовательном процессе: автореферат диссертации кандидата педагогических наук.  – Уфа, 2006. – 23 с.
  8. Иванова Е.О. Пути реализации индивидуального учебного плана школьника // Завуч. – 1998. – №4. – С.59-64.
  9. Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология гуманной педагогики. – М., 2001. – С. 37-41.
  10. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М., 2003. – 157 с.
  11. Кулешова Г.М. Содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении: диссертация кандидата педагогических наук. – М., 2009. – 237 с.
  12. Лебедева В.П. Индивидуальные траектории образования учащихся профильной школы // Ученик в обновляющейся школе. – М., 2002. –

С. 307-312.

  1. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М., 2005. – 224 с.
  2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М., 2003. – 415 с.
  3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения.   Как обучать всех по-разному? – М., 2005. – 383 с.
  4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005. – 222 с.


[1] Селевко Г. Альтернативные педагогические технологии. – М., 2005. – С. 102.

[2] Гессен С. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – С. 89.

[3] Хуторской А. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005. – С. 134.

[4] Кулешова Г. Содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2009. – С. 46.

[5] Кулешова Г. Содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2009. – С. 56.

[6] Кулешова Г. Содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2009.  –

С. – 98.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Дистанционное обучение - как способ построения индивидуальной образовательной траектории

О дистанционном обучении все говорят, но пока немногие представляют как его осуществить  и для чего оно нужно....

Построение индивидуальной образовательной траектории на уроках математики

Представлен алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории на уроках математики,...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории ученика в рамках подготовки к государственной аттестации по географии

Данный материал представляет методические рекомендации по проектированию ИОТ и созданию ИОП в рамках подготовки к государственной аттестации по географии...

Программа курса внеурочной деятельности «Проектирование индивидуальной образовательной траектории ученика».

Индивидуальная образовательная траектория в изучении физики может быть представлена в виде индивидуальной образовательной программы для одаренных детей, которая  призвана- предоставлять воз­м...

Реализация индивидуальной образовательной траектории выпускника при подготовке к государственной итоговой аттестации: система диагностики и мониторинга образовательных результатов, механизм устранения пробелов в знаниях.

Актуальность данной проблемы несомненна уже потому, что предмет «обществознание» - сегодня самый востребованный на итоговой аттестации. И если за последние годы по остальным предметам коли...