Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Из опыта работы.Использование информационно-коммуникационных технологий при  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .34.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне

действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Получение образования детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Интерактивность компьютерных технологий позволяет педагогу более успешно адаптировать учебный материал под особенности ребят с ОВЗ, обучающихся в нашей школе. Поэтому в своей работе я  создаю образовательную среду  для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. В  3, 5, 8  и  9 классах  у меня обучается по 1  ребенку  с легкой степенью умственной отсталости и один ребенок в 8 классе  с ЗПР, ( 3,5 классе мы занимаемся по УМК « Spotlight» , а в 8,9  классе «Happy English» Кауфман К.И. )

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Но это не значит, что дети с ОВЗ не смогут овладеть иностранным языком - они  будут говорить на нем в соответствии со своим уровнем развития. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Я использую их  на всех этапах обучения:

-при объяснении нового материала(презентации, видеофильмы, поиск  информации в

 сети Интернет )

-при контроле знаний(сайт Plickers- помогает создавать игровую ситуацию даже при  

контроле    знаний, также  существует возможность самопроверки ;программа EТrainer )

-при закреплении (интерактивные игры, тренажеры, электронные словари)

-при обобщении и систематизации материала.(виртуальный конструктор, задания на интерактивной доске)

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Компьютерные технологии позволяют в учебной деятельности:        

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
  • визуализировать учебную информацию;
  • осуществлять контроль с  диагностикой ошибок  и с обратной  связью;
  • формировать умение принимать оптимальное решение в различных

             ситуациях;                

  • развивать  определенный  вид  мышления (например,  наглядно-образного,

            абстрактного);

  • усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных средств  

            программы или вкрапления игровых ситуаций);

  • формировать культуру  познавательной деятельности ;

Эти задачи  я решаю с помощью различных средств: аппаратных ( ноутбуки, моноблок (полученный нашей школой для работы с детьми с ОВЗ), МФУ, проектор,  звукозаписывающие устройства, мультимедиа, доска Smart и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).

Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям школьников. Задания предъявляются детям в игровой или занимательной форме. Например на доске Smart ,для активизации лексики по теме , обучающимся нравиться передвигать картинки к словам, а в более старших классах и вписывать самостоятельно буквы или слова в различные задания.  В начальной школе очень часто использую элементы мультипликации. Детям нравится заниматься с героями знакомой передачи « Спокойной ночи малыши». Это позволяет визуально насыщать урок, делать его ярким, запоминающимся, воздействует сразу на несколько видов памяти, стимулируют ребят к активной работе на уроке. Ребята слушают фразы,  которые проговаривают герои передачи и в игровой форме повторяют их. Часто фразы складываются в маленькие песенки, которые ученики с удовольствием поют. Также пользуюсь анимированными заданиями, которые беру с сайтов «Английский для всех», «Home English».

Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному. Используя игровые тренажеры, установленные на ноутбуках,  учащиеся с ОВЗ изучают порядковый счет, образование числительных и многое другое. Стараюсь создавать и находить  такие задания, в  которых можно исправить ошибку и выполнить задание снова. Например, вставить в слова буквы  или   вставить слова в предложения.(программа English Puzzle ) На первых этапах это могут быть задания с подсказкой. Игровой принцип обучения с предъявлением  конкретного задания, позволяет эффективно решать поставленные задачи и реализовать на практике требования доступности компьютерных средств обучения. Одновременно появляется возможность  индивидуализации коррекционного обучения в условиях  общеобразовательного класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний.

            В начальной школе часто использую программу Paint  в которой ребята выполняют творческое задание : рисуют и подписывают новые слова по лексике урока,  составляют  и  проговаривают  предложения с новыми словами используя свой рисунок. Появляется возможность самостоятельной продуктивной деятельности. Знакомство со словом является ответственным моментом в работе над его усвоением, и от этого зависит в большей мере, запечатлеется ли оно в памяти по механизму imprinting’a или нет, так как опытным путем было доказано, что память работает не только по типу заучивания, а по механизму запечатления “раз и навсегда”. Предметом ознакомления должна быть семантика слова в единстве с его звучащей и графической формами. Семантизация – процесс раскрытия значения слова. Выбор способа семантизации в каждом отдельном случае определяется характером слова, этапом обучения и уровнем обученности. Например, семантизация прилагательных путем демонстрации   изображений   различных предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор) или введение конкретных слов путем демонстрации конкретных предметов;

            Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Для выполнения проектов учащиеся используют программу для создания презентаций - Microsoft Power Point.  Например,  в 9 классе оформляют свои презентации к проектам, которые они создают, изучив определенный тематический цикл  (проект «Достопримечательности Нью-Йорка»). Это был групповой проект. Наш класс был  офисом туристического журнала, а ребята журналистами, которые должны были создать красочные презентации для определенной достопримечательности.   Ученики  высказывали свое мнение,  анализировали,  делали выводы,  учились работать самостоятельно, заниматься поиском  актуальной и аутентичной информации, страноведческого материала через Интернет, моделировали  свой проект, оформляли его, осваивали новую лексику, приобретали навыки письма, а при защите  проекта и навыки говорения. Учащийся с ОВЗ  выполнял такие же действия,  учился  выслушивать мнение других участников проекта, работать в команде. Ученик стал активными участниками учебного процесса, он был мотивирован на добывание знаний, на успех. У обучающегося появилось желание быть лучше, он увидел результат своего труда, ему  захотелось общаться на английском языке. А это и есть основная задача в изучении иностранного языка – развитие коммуникативного общения, воспитание  людей, желающих и способных получать самообразование, расширять свой кругозор. Использование ИКТ развивает  умение ребенка ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Кроме того, применение ИКТ  делает  занятие привлекательным и  современным. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы, где можно не только почитать, но и прослушать новости,  причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Таким образом, обучающиеся  выбирают для себя комфортный режим прослушивания самостоятельно. Также по темам, более простые для воспроизведения статьи, получает учащийся с ОВЗ, но внимание на этом не акцентируется.

Объективно оценивать результаты  деятельности ребёнка мне помогают компьютерные программы, где  результаты ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или в устной форме.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ, особенно в общеобразовательном классе, то,  что их использование значительно сокращает  время на трансляцию учебного материала, увеличивает объем продуктивных видов деятельности на уроке; помогает создавать  интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы , быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факультативных курсов. Для проверки домашнего задания   использую электронную почту, даю свои комментарии  к работам учеников, освобождая,  таким образом, время на уроке.

По моему мнению, одной из важных задач  является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет:

  • расширить  зону индивидуальной активности ребенка;
  • находить источники дополнительной информации по предмету;
  • увеличить динамику и образность предлагаемого учебного  материала;
  • проверить  объем и правильность знаний, их глубину, осознанность;
  • применить различные способы активизации мыслительной деятельности

            учащихся;

  • систематизировать новые для учащихся знания;
  • активизировать  творческое участие детей в учебном процессе.
  • повысить уровень мотивации учащихся;

В современных условиях, когда к учебникам предъявляются новые требования (наличие электронной версии), учитель получает очень хороший инструмент. Электронные  учебные пособия я  использую:

  • как учебник и рабочую тетрадь;
  • как справочник с учебными видеофильмами;
  • как тренажер для закрепления новых знаний;
  • как практическое пособие.

Однако возникает необходимость корректировать  предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты.(например,  при создании мультфильмов на английском языке обучающиеся с ОВЗ могут для надписей на слайдах использовать предложения из учебного пособия , тогда как  остальные дети делают это самостоятельно.) В разработке заданий и подготовке текстов для учеников  с ограниченными возможностями здоровья я  учитываю  специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Список литературы

         

  1. Донцов, Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д. Донцов. – М., 2007.
  2.  Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ №8, 2007., с.18-21.
  3. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3
  4. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности  при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008
  5. Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2008.-№4.
  6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хмелевская Л.П., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

Хмелевская Л.П., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАКСРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА...

Специальные образовательные условия для обучения детей с ЗПР на уроках английского языка

Специальные образовательные условия для  обучения детей с ЗПР на уроках английского языка...

обучение детей с овз на уроках английского языка

В  последнее время все больше и больше в школе появляется детей с ограниченными возможностями здоровья. И проблема обучения таких детей становится актуальной. Учителю необходимо подобрать правиль...

Интегрированное обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка

статья поможет в работе с детьми с ОВЗ, которые обучаются интегрированно...

Свет в каждом ребёнке: «Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка» (включая детей-инофонов с особым статусом)

В данной презентации представлены приёмы работы с детьми с ОВЗ, включая детей-инофонов с особым статусом....