Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Из опыта работы.Использование информационно-коммуникационных технологий при  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .34.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне

действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Получение образования детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Интерактивность компьютерных технологий позволяет педагогу более успешно адаптировать учебный материал под особенности ребят с ОВЗ, обучающихся в нашей школе. Поэтому в своей работе я  создаю образовательную среду  для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. В  3, 5, 8  и  9 классах  у меня обучается по 1  ребенку  с легкой степенью умственной отсталости и один ребенок в 8 классе  с ЗПР, ( 3,5 классе мы занимаемся по УМК « Spotlight» , а в 8,9  классе «Happy English» Кауфман К.И. )

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Но это не значит, что дети с ОВЗ не смогут овладеть иностранным языком - они  будут говорить на нем в соответствии со своим уровнем развития. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Я использую их  на всех этапах обучения:

-при объяснении нового материала(презентации, видеофильмы, поиск  информации в

 сети Интернет )

-при контроле знаний(сайт Plickers- помогает создавать игровую ситуацию даже при  

контроле    знаний, также  существует возможность самопроверки ;программа EТrainer )

-при закреплении (интерактивные игры, тренажеры, электронные словари)

-при обобщении и систематизации материала.(виртуальный конструктор, задания на интерактивной доске)

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Компьютерные технологии позволяют в учебной деятельности:        

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
  • визуализировать учебную информацию;
  • осуществлять контроль с  диагностикой ошибок  и с обратной  связью;
  • формировать умение принимать оптимальное решение в различных

             ситуациях;                

  • развивать  определенный  вид  мышления (например,  наглядно-образного,

            абстрактного);

  • усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных средств  

            программы или вкрапления игровых ситуаций);

  • формировать культуру  познавательной деятельности ;

Эти задачи  я решаю с помощью различных средств: аппаратных ( ноутбуки, моноблок (полученный нашей школой для работы с детьми с ОВЗ), МФУ, проектор,  звукозаписывающие устройства, мультимедиа, доска Smart и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).

Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям школьников. Задания предъявляются детям в игровой или занимательной форме. Например на доске Smart ,для активизации лексики по теме , обучающимся нравиться передвигать картинки к словам, а в более старших классах и вписывать самостоятельно буквы или слова в различные задания.  В начальной школе очень часто использую элементы мультипликации. Детям нравится заниматься с героями знакомой передачи « Спокойной ночи малыши». Это позволяет визуально насыщать урок, делать его ярким, запоминающимся, воздействует сразу на несколько видов памяти, стимулируют ребят к активной работе на уроке. Ребята слушают фразы,  которые проговаривают герои передачи и в игровой форме повторяют их. Часто фразы складываются в маленькие песенки, которые ученики с удовольствием поют. Также пользуюсь анимированными заданиями, которые беру с сайтов «Английский для всех», «Home English».

Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному. Используя игровые тренажеры, установленные на ноутбуках,  учащиеся с ОВЗ изучают порядковый счет, образование числительных и многое другое. Стараюсь создавать и находить  такие задания, в  которых можно исправить ошибку и выполнить задание снова. Например, вставить в слова буквы  или   вставить слова в предложения.(программа English Puzzle ) На первых этапах это могут быть задания с подсказкой. Игровой принцип обучения с предъявлением  конкретного задания, позволяет эффективно решать поставленные задачи и реализовать на практике требования доступности компьютерных средств обучения. Одновременно появляется возможность  индивидуализации коррекционного обучения в условиях  общеобразовательного класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний.

            В начальной школе часто использую программу Paint  в которой ребята выполняют творческое задание : рисуют и подписывают новые слова по лексике урока,  составляют  и  проговаривают  предложения с новыми словами используя свой рисунок. Появляется возможность самостоятельной продуктивной деятельности. Знакомство со словом является ответственным моментом в работе над его усвоением, и от этого зависит в большей мере, запечатлеется ли оно в памяти по механизму imprinting’a или нет, так как опытным путем было доказано, что память работает не только по типу заучивания, а по механизму запечатления “раз и навсегда”. Предметом ознакомления должна быть семантика слова в единстве с его звучащей и графической формами. Семантизация – процесс раскрытия значения слова. Выбор способа семантизации в каждом отдельном случае определяется характером слова, этапом обучения и уровнем обученности. Например, семантизация прилагательных путем демонстрации   изображений   различных предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор) или введение конкретных слов путем демонстрации конкретных предметов;

            Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Для выполнения проектов учащиеся используют программу для создания презентаций - Microsoft Power Point.  Например,  в 9 классе оформляют свои презентации к проектам, которые они создают, изучив определенный тематический цикл  (проект «Достопримечательности Нью-Йорка»). Это был групповой проект. Наш класс был  офисом туристического журнала, а ребята журналистами, которые должны были создать красочные презентации для определенной достопримечательности.   Ученики  высказывали свое мнение,  анализировали,  делали выводы,  учились работать самостоятельно, заниматься поиском  актуальной и аутентичной информации, страноведческого материала через Интернет, моделировали  свой проект, оформляли его, осваивали новую лексику, приобретали навыки письма, а при защите  проекта и навыки говорения. Учащийся с ОВЗ  выполнял такие же действия,  учился  выслушивать мнение других участников проекта, работать в команде. Ученик стал активными участниками учебного процесса, он был мотивирован на добывание знаний, на успех. У обучающегося появилось желание быть лучше, он увидел результат своего труда, ему  захотелось общаться на английском языке. А это и есть основная задача в изучении иностранного языка – развитие коммуникативного общения, воспитание  людей, желающих и способных получать самообразование, расширять свой кругозор. Использование ИКТ развивает  умение ребенка ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Кроме того, применение ИКТ  делает  занятие привлекательным и  современным. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы, где можно не только почитать, но и прослушать новости,  причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Таким образом, обучающиеся  выбирают для себя комфортный режим прослушивания самостоятельно. Также по темам, более простые для воспроизведения статьи, получает учащийся с ОВЗ, но внимание на этом не акцентируется.

Объективно оценивать результаты  деятельности ребёнка мне помогают компьютерные программы, где  результаты ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или в устной форме.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ, особенно в общеобразовательном классе, то,  что их использование значительно сокращает  время на трансляцию учебного материала, увеличивает объем продуктивных видов деятельности на уроке; помогает создавать  интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы , быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факультативных курсов. Для проверки домашнего задания   использую электронную почту, даю свои комментарии  к работам учеников, освобождая,  таким образом, время на уроке.

По моему мнению, одной из важных задач  является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет:

  • расширить  зону индивидуальной активности ребенка;
  • находить источники дополнительной информации по предмету;
  • увеличить динамику и образность предлагаемого учебного  материала;
  • проверить  объем и правильность знаний, их глубину, осознанность;
  • применить различные способы активизации мыслительной деятельности

            учащихся;

  • систематизировать новые для учащихся знания;
  • активизировать  творческое участие детей в учебном процессе.
  • повысить уровень мотивации учащихся;

В современных условиях, когда к учебникам предъявляются новые требования (наличие электронной версии), учитель получает очень хороший инструмент. Электронные  учебные пособия я  использую:

  • как учебник и рабочую тетрадь;
  • как справочник с учебными видеофильмами;
  • как тренажер для закрепления новых знаний;
  • как практическое пособие.

Однако возникает необходимость корректировать  предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты.(например,  при создании мультфильмов на английском языке обучающиеся с ОВЗ могут для надписей на слайдах использовать предложения из учебного пособия , тогда как  остальные дети делают это самостоятельно.) В разработке заданий и подготовке текстов для учеников  с ограниченными возможностями здоровья я  учитываю  специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Список литературы

         

  1. Донцов, Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д. Донцов. – М., 2007.
  2.  Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ №8, 2007., с.18-21.
  3. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3
  4. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности  при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008
  5. Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2008.-№4.
  6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хмелевская Л.П., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

Хмелевская Л.П., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАКСРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА...

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...

Специальные образовательные условия для обучения детей с ЗПР на уроках английского языка

Специальные образовательные условия для  обучения детей с ЗПР на уроках английского языка...

обучение детей с овз на уроках английского языка

В  последнее время все больше и больше в школе появляется детей с ограниченными возможностями здоровья. И проблема обучения таких детей становится актуальной. Учителю необходимо подобрать правиль...

Интегрированное обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка

статья поможет в работе с детьми с ОВЗ, которые обучаются интегрированно...