Эффективные методы и приемы при обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку

Неберикутья Елена Владимировна

Методы и приемы, используемые на уроках английского языка для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glushkovskie_chteniya-2024_neberikutya_e.v.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Неберикутья,

учитель английского языка,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

№20 г. Йошкар-Олы»

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ, ЧТЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В настоящее время в Российской Федерации инклюзивное образование является одной из основных форм реализации права на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзи́вное образование (англ. inclusionвключение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. По данным ВОЗ, около 1 млрд (или 15% населения Земли) людей в мире имеет ограниченные возможности здоровья, более 100 млн из них — дети. Поэтому перед педагогами в школах стоит актуальная задача найти и эффективно применить такие методы и приемы, которые бы помогли ребенку с ОВЗ сформировать важное умение учиться, обеспечили его общекультурное, личностное и познавательное развитие. У детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить следующие особенности: нарушение речи, снижение работоспособности, повышенная возбудимость, расстройства эмоционально-волевой сферы, чрезмерная двигательная активность. Выделяют следующие категории детей с ОВЗ: дети с нарушениями зрения, дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети), дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). Для каждого ребенка с ОВЗ составляется адаптированная программа в зависимости от нарушений. Центральная задача, которая стоит перед педагогом- это стимулировать коммуникативно-речевую активность на уроках иностранного языка.

Одним из эффективных методов для развития речи является «метод бусин» Марии Елисеевой. Мария Евгеньевна Елисеева- эксперт в области билингвального обучения детей, основатель авторского обучающего курса «My English baby». Данный метод положительно зарекомендовал себя. Более 40 000 детей прошли обучение по методике и свободно общаются и понимают иностранную речь. «Метод бусин» также активно используется логопедами на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. Главный принцип методики — мягкое и естественное погружение в языковую среду. Суть «метода бусин» заключается в следующем: дается ключевое слово, и к нему нанизываются, подключаются другие слова. Например: Apple. This is an apple. The apple is red. The girl is eating a red apple. ( Яблоко. Это яблоко. Это красное яблоко. Девочка кушает красное яблоко.) Первое предложение - это название, звуковой образ. Второе предложение – это определение предмету или описываемому явлению. Третье предложение – это признак, качество предмета, явления. Четвертое предложение – называем действие, производимое или имеющее отношение к указанному предмету или явлению. Запоминание происходит следующим образом. При помощи видеоролика или карточек создается зрительный образ предмета или явления. Затем проговаривается несколько раз все предложения, создается слуховой образ. И уже когда обучаемый воссоздает высказывание по карточке – создается ассоциативный образ. Самое главное используя указанные приемы, мы не должны использовать перевод на русский. Все показываем мимикой и жестами. Эти приемы и образуют метод бусин. Иногда используется «метод точечного перевода». Слово на иностранном языке переводится, но остается в окружении знакомых ребенку слов. Продемонстрируем использование метода бусин на примере модуля 6 по учебнику Английский в фокусе 2. На данном уроке необходимо ввести новую лексику по теме животные ( fish, bird, horse, frog, chimp), а также глаголы движения (swim, sing, run, jump, dance). Благодаря методу бусин можно не только ввести новую лексику, но и закрепить пройденную. Ненавязчиво в естественной среде дать основы грамматического времени Present Continuous tense ( настоящего длительного времени).

Fish. This is a fish. The fish is yellow. The yellow fish is swimming.( Рыба. Это рыба. Это желтая рыба. Рыба плавает.)

Bird. This is a bird. The bird is brown. The brown bird is singing.( Птица. Это птица. Это коричневая птица. Птица летает.) После работы на уроке учащиеся смотрят видео дома для закрепления.

«Метод бусин» также используется и при обучении чтению. Для примера возьмем отрывок сказки «Городская и сельская мышка» из учебника Английский в фокусе. Первостепенное значение имеет работа с картинкой. Вводим лексику, используя метод бусин. Mouse. This is a mouse. One mouse. Two mice. House. This is a house. It is small. (Мышь. Это мышь. Одна мышь. Две мышки. Дом. Это дом. Он маленький.) По такому принципу работаем со всеми лексическими единицами. Важно эмоциональное окрашивание высказывания. Далее приступаем к чтению текста. С помощью «метода бусин» смысл теста понятен без перевода.

Одной из отличительных особенностей «Метода бусин» - формирование языковой карты. Ребенок овладевает умением понимать иностранную речь, закладываются основы грамматики и устной речи. А это гарантия того, что он будет любить предмет, бережно относится к своим знаниям и стремится к самосовершенствованию. Благодаря данной методике у ребенка с ОВЗ формируется важное умение учиться, происходит его общекультурное, личностное и познавательное развитие.

Литература:
1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак-в ин. яз. высш. пед. уч. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2019.

2. Гарбуз, О. В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку/ О. В. Гарбуз, И. В. Курбатова. — Челябинск: 2020. — 116с. Карасёв С. А.

3. Глобализация английского языка и новые задачи методики его преподавания // Язык и межкультурная коммуникация. Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону: изд-во ИУБиП, 2005. — 148 с. С. 80–81.

4.Терновая Алла Евгеньевна. Принципы, методы и технологии работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка.- [Электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка

Из опыта работы.Использование информационно-коммуникационных технологий при  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка....

Специальные образовательные условия для обучения детей с ЗПР на уроках английского языка

Специальные образовательные условия для  обучения детей с ЗПР на уроках английского языка...

обучение детей с овз на уроках английского языка

В  последнее время все больше и больше в школе появляется детей с ограниченными возможностями здоровья. И проблема обучения таких детей становится актуальной. Учителю необходимо подобрать правиль...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

Интегрированное обучение детей с ОВЗ на уроках английского языка

статья поможет в работе с детьми с ОВЗ, которые обучаются интегрированно...

Свет в каждом ребёнке: «Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка» (включая детей-инофонов с особым статусом)

В данной презентации представлены приёмы работы с детьми с ОВЗ, включая детей-инофонов с особым статусом....