Доклад на тему"Современный урок английского языка в начальной школе по ФГОС."
статья по английскому языку на тему

Камалетдинова Айгуль Авхадеевна

Статья предназначена для учителей иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок
английского языка в начальной школе по ФГОС.

Введение

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку: 1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. 2. Развитие личности учащихся. 3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют: 1. Предметные результаты. 2. Личностные результаты,. 3. Метапредметные

 Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Сформированность УУД является также залогом профилактики школьных трудностей. В  состав основных видов  УУД входят 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В связи с этим, можно определить следующие требования к современному уроку: - 


- четкое формулирование триединой дидактической цели; 
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов; 
- создание условий успешного учения учащихся.

Главной составная часть учебного процесса был и остается урок. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно- познавательную деятельность. Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Моделируя свой урок, я стараюсь придерживаться следующих правил:

Конкретно определять тему, цели, тип урока и его место в учебной программе. Рождение любого урока нужно начинать с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего я хочу добиться; затем установления средства – что поможет мне в достижении цели, а уж затем определения способа – как я буду действовать, чтобы цель была достигнута.

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). При планировании практической деятельности учащихся на уроке стараюсь учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Подбираю такие  задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также продумываю формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, например, в начальной школе использую  так называемые «смайлики» разного цвета и вида для самооценки. Учащиеся размещают выбранные «смайлики» в своих тетрадях после выполненного задания, таким образом наглядно демонстрируя уровень личных достижений на каждом уроке. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также часто использую такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока. Рефлексия настроения и эмоционального состояния детей очень важна на уроке. Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.

Как уже было выше сказано, современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Мне бы хотелось рассказать о некоторых элементах технологий и их применении в моей практике.

Достижению основной цели изучения английского языка способствует использование Интернет ресурсов. Это позволяет решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка.

Мы с ребятами выполняем различные  тесты, викторины, конкурсы олимпиады, которые я беру в сети Интернет. Или, например, нужно ребятам дома прочитать текст. В качестве дополнительного задания я прошу их составить к нему тест. На следующем уроке проверка домашнего материала осуществляется  с помощью тестов, составленных детьми. К тому же они не просто составляют тест, но и различными способами его украшают, вставляют картинки, используя различные шрифты, стили. Идет одновременно развитие фантазии, воображения, творчества.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Уже во втором классе появляются первые проекты.  – такие ,как «Книжка-алфавит»  «Мое любимое домашнее животное». Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта. Предварительно показываю работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаем достоинства и недостатки работ. Также ребята с удовольствием создают проекты на тему «Моя семья», «Мои друзья». Они фотографируют друг друга, вклеивают и подписывают эти фотографии. В 3-м и 4-м  классах проекты усложняются по форме и по содержанию. Длительность выполнения проекта увеличивается. На данном этапе любимыми темами являются «Мои каникулы», «Ферма», «Мой дом».

Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Во 2 классе игры больше направлены на развитие языковых способностей. Сюжетно-ролевые игры позволяют употреблять изученную лексику в конкретной ситуации. Детям очень нравятся игры «Репортер», «Давайте познакомимся», игры с мячом «Назови противоположное по смыслу слово», «Собери урожай(закрепляем буквы и звуки)», «Следопыт(закрепляем числительные)», «Разведчик-шифровальщик ( учимся строить модели предложений)», «Лучший актер (дети представляют себя в виде какого-нибудь животного и рассказывают о себе используя повадки, мимику , жесты данного животного)» «В магазине» и многие другие.

Как известно современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил, а внимание учащихся, особенно в начальных классах, неустойчиво. Именно поэтому использование здоровьесберегающих технологий занимает важное место в новом ФГОС. В свои уроки я стараюсь включать различные физкультминутки, песни. Такая разрядка даёт детям небольшой отдых, снимает напряжение, вызывает положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала урока.

В обучении иностранному языку младших школьников за последние годы произошли большие изменения. Процесс «учить» будет не эффективным, если в нём отсутствует элемент «учиться». Знание психологических особенностей младших школьников является залогом успешного обучения их иностранному языку. Опыт работы с младшими школьниками позволяет утверждать: главное – не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они захотели это делать.

Таким образом, мы видим, что современный урок будет результативным, если:

-На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.

-Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.

-Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

-Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.

-Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.

-Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.

-Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие  успехи.

-На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.

Так что же такое современный урок в рамках ФГОС? Ответов много, современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях

Каким должен быть современный урок? Размышляя над этим вопросом, становится ясно, что однозначно ответить на него невозможно. Во все времена важным для детей остается поддержка учителя, его помощь и одобрение. Живое и доброе общение с учителем – вот что остается в сердцах детей.
Я считаю, что современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца.

 Подводя итог вышеизложенному, считаю уместным процитировать Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе по ФГОС II поколения

                                             Методическая разработка учителя а...

Доклад "Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС общего образования".

С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность учащихся приобрело особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса. Все принципы, которые бы...

Доклад "Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС"

Доклад на тему "Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС"...

Функциональная грамотность на уроках русского языка в начальной школе по ФГОС

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И. Г. Песталоцци...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

Доклад по теме " Изучение осетинского языка и литературы в условиях ФГОС".

Формы работы, направленные на формирование коммуникативных учебных действий ....