Доклад на тему: " Современный урок биологии в условиях реализации требований ФГОС"
опыты и эксперименты по биологии

Монгуш Валентина Базыр-ооловна

Доклад  составлен по опыту учителя  для педагогов естественнонаучного цикла 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sovremennyy_urok_biologii.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Доклад  на тему :

«Современный урок биологии в условиях

реализации требований ФГОС»

( учитель биологии высшей категории Монгуш Валентина Базыр-ооловна)

      В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не  проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение,  отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится таким образом,  что учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? 

Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом:

  • 1-й этап — изучение учебной программы;
  • 2-й этап — изучение методической литературы;
  •   3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике;
  • 4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока;
  •  5-й этап — разработка плана урока.

План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают:    1) тему и номер урока в теме; 2) базовый учебник; 3) цель; урока4) задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные); 5) тип урока; 6) формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.); 7) перечень и место учебных демонстраций; 8) время на каждый этап урока; 9) необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия; 10) структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане - конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

  • Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
  • Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
  • Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
  • Сообщение нового материала.
  • Решение учебной задачи.
  • Усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
  • Закрепление изученного материала.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
  • Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
  • Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие  типы уроков:

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет,  смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Этим и обеспечивается возникновение адекватных форм обучения. В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество.

Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и развитие отстающим, неуспевающим, а также - одаренным детям.  Немалая роль в этом отводится так называемым нестандартным или нетрадиционным урокам.

Классификация нетрадиционных уроков:

Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок - смотр знаний, урок с применением компьютеров.

Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.

Уроки творчества: урок-выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок.

Активные формы и методы обучения преобладающие при проведении нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

В современной дидактике выделяют следующие активные методы обучения: 

  • словесные методы (источником является устное или печатное слово, например: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, семинар, экскурсия, самостоятельная работа (работа с учебником и книгой, конспектирование, составление плана текста));
  • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия, например: метод иллюстраций, метод демонстраций);
  • практические методы (учащиеся  получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, например: устные и письменные упражнения, творческие работы, лабораторные работы, практические работы);
  • методы проблемного обучения (сообщающее изложение с элементами проблемности; познавательное проблемное изложение; диалогическое проблемное изложение; эвристический или частично-поисковый метод; исследовательский метод.)

Эти методы можно применять на многих уроках. Новые формы уроков позволяют использовать эти методы, оптимально сочетая их, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся.

Самым главным условием изменения профессионализма  учительских кадров для получения новых образовательных результатов учащихся (компетентностей) является изменение  педагогических технологий - системы, охватывающей все аспекты образовательного процесса: его цели, содержание, формы, методы и средства. Все они генетически связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

систему   инновационной оценки «портфолио»; здоровье сберегающую технологию;  информационно-коммуникационные технологии; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых  и другие   видов обучающих игр; технологию  развития «критического мышления»; проблемное обучение;  разноуровневое обучение;  исследовательские методы  в обучении; проектные методы обучения; лекционно-семинарско-зачетную систему обучения и т.д.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.  И сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС.

Подборка теоретических и практических  рекомендаций по проведению урока в рамках ФГОС ООО....

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Презентация и доклад на педагогическом совете....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Реальная ценность урока - его результат, степень усвоения материала обучающимися. Какими бы внешними эффектными приемами ни пользовался педагог, но если ребята не усвоили тему, урок эффективным назват...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Выступление на заседании педагогического совета...

Доклад на тему: "Профессирнальная коммуникация как основа эффективной реализации требований ФГОС ООО. Из опыта участия в Международном фестивале школьных учителей в г. Елабуга."

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуацию общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Выступление на  заседании МО  по теме:  «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»...

Доклад «Стратегии преподавания современных уроков географии в условиях реализации ФГОС»

        В условиях перехода школ на обновленные ФГОС к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться...