Создание целостной системы работы с одаренными детьми
материал по английскому языку на тему

Самигуллина Эндже Халфиевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_samigullina_e.h.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание целостной системы работы с одарёнными детьми»     

(Самигуллина Э.Х. учитель английского языка )            

                                                

                                    

Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Для педагогов же наиболее важными проблемами являются не столько научные обоснования одарённости, сколько, прежде всего, её реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

       В нашей стране в рамках президентской программы «Одарённые дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одарённости на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.

       Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одарёнными детьми. Кроме того, необходимо учитывать специфику их обучения и развития в системе дошкольного и школьного, государственного и негосударственного, а также дополнительного образования и т.д.

   Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы.

       Попытаемся осветить теоретический аспект данной проблемы, то есть дать ответы на следующие вопросы:

  1. Какие существуют концепции (подходы), на основе которых выстраивается соответствующая практика работы с одарёнными детьми;
  2. Как может быть организован процесс развития и обучения детей с признаками одарённости в условиях общеобразовательной школы.

           В истории исследования категории одарённости сложились четыре взаимодополняющие концепции:  

  1. Понимание одарённости как высокого уровня развития системы когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения), измеряемых с помощью соответствующих тестов; иногда сюда добавляли мотивацию и волю (Штерн У, Пиорковский и др.);
  2. Отождествление одарённости с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта (тесты А.Бине и У.Штерна, Г.Айзенка, Д.Векслера, Д.Гилфорда и др)
  3. Рассмотрение одарённости в русле анализа дифференциальных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей; эта концепция была сформулирована Б.М.Тепловым и получила наибольшее распространение в нашей стране;
  4. Соотнесение одарённости с высоким уровнем творческого потенциала, что выражается в высокой исследовательской активности ребёнка; в возможностях лёгкого и творческого учения; в способностях к созданию новых творческих продуктов в науке, искусстве, технике, социальной жизни.

               В нашей стране как в теоретическом, так и в прикладном плане наиболее разработанными оказались проблемы специальных способностей. Для этих целей созданы специализированные школы (музыкальные, спортивные, художественные) и профильные классы в общеобразовательных школах.

         Так что же такое одарённость? В самом общем виде одарённость – это системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий (В.И.Панов и другие). Различают два вида одарённости:

  • Общую – широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности (Дарвин, Ломоносов, Леонардо да Винчи…)
  • Специфическую – успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности – математической, музыкальной, художественной и т.д.

Какого же ребёнка считать одарённым? Одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:                                                       

vИнтеллектуальной (признак одаренности: высокие интеллектуальные способности) ;

vТворческо-продуктивного мышления (признак одарённости: высокие творческие способности);

vАкадемических достижений (дети, которые хорошо учатся в школе; признак одарённости: способность к быстрому усвоению и отличная память, любопытство, любознательность, стремление к знаниям);

vОбщения и лидерства ( признаки одарённости: высокая личностная ответственность, самостоятельность суждений, позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой)

vХудожественной деятельности (признак одарённости: высокие творческие способности);

vДвигательной (признак одарённости: высокие творческие способности).

                   Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы ОУ.

       В работе с этой категорией обучающихся ОУ должно руководствоваться следующими принципами:                   

  1. индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одарённого ученика);
  2. свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
  3. максимального разнообразия представляемых возможностей;
  4. возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определённом смысле и в определённой мере учебных требований;
  5. особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  6. создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

       Какие мотивационные условия созданы в нашем образовательном учреждении для развития способностей одарённых детей?

1.Возможность одарённых детей проявить свой потенциал в общешкольных мероприятиях разного уровня:

- фестивали, конкурсы,  олимпиады, интеллектуальные марафоны

2.Активное привлечение интеллектуального потенциала одарённых детей в рамках предметных Недель.

3.Участие детей в творческих конкурсах

4. Курсы по выбору предпрофильной подготовки в 10-11-х классах .

Кроме того, в школе работают факультативы и элективные курсы для учащихся с высокими способностями к изучению предмета английского языка, что позволяет нам разнообразить формы работы, способствует дальнейшему развитию и совершенствованию своего опыта.

                              

Содержание, методы и формы работы с одарёнными учащимися

1. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания для таких детей должен быть самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. В идеале: для оптимального развития одарённых учащихся ученые должны разработать специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося ( стратегии ускорения, обогащения, углубления),ориентированные на более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

2.Методы и формы работы с одарёнными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаться определённым своеобразием.

Педагог при организации совместной деятельности с обучающимися не должен забывать о трех основных моментах:                     

1.Во время урока для активизации познавательных потребностей не забыватьделегировать ряд традиционных преподавательских полномочий одарённым детям:

  • подготовка дополнительной информации по изучаемой теме;
  • использование альтернативных путей поиска информации: знакомство с теоретическим материалом, представленным в электронных учебниках, энциклопедиях, справочниках; поиск и подбор необходимой информации через Интернет-ресурсы; виртуальные экскурсии;
  • установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями;
  • обнаружение скрытых зависимостей и связей;
  • построение гипотез;
  • интегрирование и синтез информации (например, через таблицы , диаграммы, схемы);
  • составление заданий разного типа;
  • выстраивание алгоритма решения или составление рекомендаций к выполнению заданий;
  • формулировка выводов;
  • работа в роли руководителя группы или эксперта.

2.Стремиться активнее использовать проблемно-диалогический метод обучения. По мнению психологов, проблемное обучение является наиболее оптимальной формой образовательного процесса, стимулирующей рост познавательной активности одарённого ребенка.

3.Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию по своему предмету для одарённых обучающихся. Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одарённым учеником – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

      

                  Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда мы видим одарённость наших детей, когда стремимся развивать у них креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые творческие перспективы и для педагога

   Результативность.

Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, как и в познании личности ученика. Проведенная мной работа с высокомотивированными и одаренными учащимися дала такие  результаты.

Призеры районной олимпиады  в 2014-2015 учебном году:

Нестерова Елизавета ученица 7 класса

Вахабова Лейла ученица 7 класса

В 2015-2016 учебном году :

Ремесков Лев ученик 7 класса

Вахабова Лейла ученица 8 класса

Заключение

В заключение  хотелось бы добавить, что
за период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися я пришла к выводу:
• работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
• целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

            Благодарю за внимание и терпение!!!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Создание системы работы с одаренными детьми в МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»

В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на выпускников, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.Одним из путей решения этой проблемы является по...

Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

Это разработка методического проекта учителя "Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...

Создание целостной системы работы с одаренными детьми

Перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельно...

Создание целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Современное общество  ставит  перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знани...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...