Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
презентация к уроку по психологии на тему

Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.pptx319.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одаренность. Система воспитательной работы с одаренными детьми. Педагог-психолог МсСВУ Лушкина А.Н.

Слайд 2

В каждом человеке – солнце , только дайте ему светить. Сократ

Слайд 3

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности . Актуальность проблемы

Слайд 4

Эта тенденция совпала с мировой, о чем свидетельствует постановление Совета Европы: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может…».

Слайд 5

На рубеже XX и XXI веков накоплен определенный положительный опыт работы с одаренной молодежью, требующий научного обобщения и распространения. В течение многих лет одаренность у обучающихся выявляется и оценивается на различных олимпиадах, турнирах, научных обществах, конференциях, выставках, в летних школах и лагерях. Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

Слайд 6

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности Б. М. Теплов. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Главное, что объединяет всех детей с признаками одаренности и резко отличает их от обыкновенных детей – так называемая умственная активность.

Слайд 7

Среди современных концепций одаренности популярной является модель, разработанная одним из известных американских специалистов в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли . Согласно Дж. Рензулли , одаренность есть стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающий средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). П. Торренс в собственной концепции использует аналогичную триаду: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Максимальный уровень творческих достижений возможен при сочетании всех трех факторов. Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству – наиболее известные признаки одаренности. Концепции одаренности

Слайд 8

Н.С. Лейтес выделяет три категории одаренных детей: 1. Дети с ускоренным умственным развитием, опережающие на несколько лет физический возраст. Для них характерна поразительная умственная активность, ненасытность познавательной потребности. 2. Дети с ранней умственной специализацией – у них при обычном общем уровне интеллекта обнаруживается особая расположенность к какой-нибудь отдельной области науки или техники, в которой они значительно превосходят своих сверстников по успешности обучения, тогда как другие разделы программы могут вызывать у них затруднения. 3. Дети с отдельными незаурядными способностями.

Слайд 9

Интеллектуальная одаренность - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью. Академическая одаренность - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников. Виды одаренности

Слайд 10

Творческая одаренность, или креативность – способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения. Художественная одаренность является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей.

Слайд 11

Социальная (лидерская) одаренность – успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором. Психомоторная одаренность тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Слайд 12

создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей; создание благоприятной развивающей среды, способствующей расширению кругозора обучающихся, исследовательского интереса к окружающему миру, творческому подходу к любому делу, развитию логического мышления и интеллекта. Цели работы с одаренными детьми:

Слайд 13

1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных детей. 2. Сформировать банк данных индивидуального развития одаренного ребенка. 3. Систематизировать мероприятия по реализации различных направлений в работе с одаренными учащимися. 4. Обеспечить и сохранить душевное здоровье детей и их эмоциональное благополучие как необходимое условие успешности любой деятельности. 5. Стимулировать творческую деятельность одаренных детей. 6. Организовать повышение квалификации учителей по работе с одаренными детьми. Задачи:

Слайд 14

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учета возрастных возможностей; принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся; принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества; принцип развивающего обучения; принцип опережающего обучения: принцип психологической комфортности в любой деятельности. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

Слайд 15

В чем специфика поддержки талантливых детей? В научно-исследовательской проектной деятельности обучающихся: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Проблема одаренности широко освещается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» .

Слайд 16

В создании портфолио достижений каждого ученика В расширении событийного пространства школы В вариативности образовательных программ, в индивидуализации образовательного процесса: «В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора». В чем специфика поддержки талантливых детей? ( «Наша новая школа» )

Слайд 17

Во внеаудиторной занятости школьников «Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия». В развитии системы творческих конкурсов «Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы». В чем специфика поддержки талантливых детей? («Наша новая школа»)

Слайд 18

В развитии технологий дистанционного обучения «Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования». В чем специфика поддержки талантливых детей? («Наша новая школа»)

Слайд 19

В развитии мотивационной сферы обучающихся: «Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям». В чем специфика поддержки талантливых детей? («Наша новая школа»)

Слайд 20

В развитии творческой среды в каждой школе: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе». В совершенствовании кадрового корпуса: « Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей». Таким образом, «главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика». В чем специфика поддержки талантливых детей? («Наша новая школа»)

Слайд 21

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Слайд 22

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в образовательном учреждении.

Слайд 23

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Слайд 24

Формы работы с одаренными детьми

Слайд 25

Выявление детей с общей одаренностью. Выявление детей с академической, лидерской, творческой одаренностью. Оформление в дневниках старших воспитателей сводной таблицы по видам одаренности детей, используя данные своих диагностических исследований и наблюдений, учителей- предметников, педагогов ДО, кружков, родителей. Подготовка портфолио одаренных детей. Планирование воспитательной работы во взводе с учетом реализации одаренными детьми взвода своих способностей. Консультирование родителей. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Взаимосвязь с педагогами и объединениями дополнительного образования . Функции старших воспитателей

Слайд 26

1. Осуществление педагогической поддержки в раскрытии интеллектуального, творческого и спортивного потенциала обучающихся через клубную деятельность, музейную педагогику. 2. Координация работы учителей- предметников и педагогов дополнительного образования по раскрытию интеллектуального, творческого и спортивного потенциала учащихся. 3. Разработка индивидуальных программ развития творческой личности одаренного ребенка. Основные задачи воспитания одаренных детей:

Слайд 27

4. Создание условий для презентаций интеллектуальных, творческих и спортивных достижений обучающихся на уровне класса, школы, района, округа. 5. Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей. 6. Формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания. 7. Интеграция одаренных детей в детскую, детско - взрослую общность; формирование коммуникативных, социально- психологических механизмов адаптации одаренных детей в социуме. Задачи воспитания одаренных детей:

Слайд 28

Портфолио – это форма оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной, исследовательской и других видов деятельности. Портфолио – это коллекция работ и документов, целью которой является демонстрация достижений обучающегося. Портфолио – это накопительная система оценки знаний и индивидуальных достижений учащихся, инструмент эффективного мониторинга образовательных достижений ученика. Портфолио как способ фиксации результатов одаренных детей

Слайд 29

Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. 29 Портфолио

Слайд 30

Школьный клуб – одна из форм организации досуга воспитанников. Такое объединение способствуют всестороннему развитию и воспитанию ребят. Школьные кружки обычно немногочисленны. Их деятельность ограничивается развитием определенных способностей группы ребят из 10-15 человек. Школьные клубы способны охватить разнообразными видами деятельности большинство учащихся школы, а значит, выявить их способности и предоставить возможность для их развития. Так как школьный клуб обычно объединяет ребят разного возраста и разных классов, он помогает организовать разновозрастную работу в школе, укрепляя тем самым общешкольный ученический коллектив. Школьный клуб

Слайд 31

Помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию, становлению гражданской сознательности. Создание школьного клуба – залог максимального проявления способностей и талантов творчески одаренных детей. Основная задача

Слайд 32

Клубы дополнительного образования Клубы научного общества Виды клубов

Слайд 33

Клуб юных поэтов Клуб юных экологов Клуб любителей музыки Клуб юных художников Клуб любителей фантастики Клубы 1 группы

Слайд 34

Клуб друзей Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Клуб «Лингвист» Клуб «Коллекционер» Клуб знатоков чтения Клуб «Друзья Италии » Клуб «Абитуриент» Клубы 2 группы

Слайд 35

1 . Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). 2. Создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия ребенка. 3. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. 4. Поощрение высказывания оригинальных идей. 5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. 6. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. 7. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Для стимуляции творческой активности могут выступать следующие факторы:

Слайд 36

Используя только одни квадратики, попробуйте нарисовать сюжетную картину (или хотя бы рисунок). Запишите цифры от 0 до 9 по порядку и дорисуйте к ним различные элементы, чтобы в итоге нельзя было определить, что за цифра написана. Попробуйте соединить два различных предмета и запишите, какими полезными свойствами этот предмет будет обладать. Придумайте 10 способов применения пустого стержня от ручки и запишите их. Приветствуются нестандартные варианты, Мысленно разделите любой предмет на несколько частей (3-5) и запишите новые свойства каждой части. Упражнения на развитие творческих способностей

Слайд 37

“ К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”

Слайд 38

Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. МО, М., 2003. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1995. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Москва, «Академия», 2002. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2000. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. М., 1991. Л И Т Е Р А Т У Р А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми

Данный материал содержит методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми...

Буклет Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми

Буклет Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми...