Формирование метапредметных умений учащихся на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Целью данной работы является совершенствование образовательного процесса посредством реализации принципа метапредметности.

Для обеспечения ее достижения решаются несколько взаимосвязанных задач: отбор эффективных с точки зрения интеграции методик преподавания иностранного языка и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения; разработка и апробация заданий метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_metopredmetnym_umeniyam_original.docx773.73 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы исследования.

Социальные процессы в обществе, развитие информационно-коммуникационных технологий потребовали сегодня существенных изменений в образовании. Во главе процесса обучения должен стоять результат, а под него формироваться условия и структуры образовательной программы. Предложенная концепция, положенная в основу нового Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетворять потребности личности, общества и государства. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • иметь способность к сотрудничеству.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Новый ФГОС ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. В рамках образовательных Стандартов второго поколения перед педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения. Приоритет личностно-ориентированной парадигмы в Стандарте второго поколения заключается в формировании межпредметных связей и метапредметных компетенций. Метапредметные навыки составляют основу умения учиться, то есть выпускник школы должен уметь приобретать дополнительную информацию на иностранном языке, работать с ней.

Метапредметность соединяет в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Формирование метапредметных результатов – одно из основных требований, установленных ФГОС. Метапредметные результаты образовательной деятельности – освоенные обучающимися обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по английскому языку должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, делать выводы. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Цели и задачи исследования.

Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

В связи с этим целью данной работы является совершенствование образовательного процесса посредством реализации принципа метапредметности.

Для обеспечения достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:

  • осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методик преподавания иностранного языка и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;
  • разработать и апробировать задания метапредметного характера, направленные на формирование метазнаний и метаумений.

Средства и формы достижения цели.

Для реализации принципа метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения:

• метапредметы – самостоятельные учебные предметы в учебном плане;

• метакурсы (элективные, по выбору и т.д.);

• метапредметный компонент в содержании учебного курса:

  • - метапредметные уроки
  • - предметный урок + метапредметная тема.

Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. В качестве метапредметов доктором психологических наук Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Но перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план эти предметы.

Одним из направлений, реализующих метапредметность достаточно эффективно, являются элективные, лицейские курсы, семинарские занятия, исследовательская и проектная деятельность.

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Одними из важнейших метаумений являются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).

Технологии.

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде подходов и технологий:

• развивающее обучение Эльконина-Давыдова;

• мыследеятельностная педагогика (Громыко Ю.В.);

• эвристическое обучение;

• логико-смысловое моделирование;

• технология критического мышления;

• кейс-технология;

• компетентностный подход и др.

Проанализировав особенности и акценты технологий, реализующих принцип метапредметности, можно утверждать, что технология критического мышления в большей степени соответствует стратегии преподавания английского языка, так как направлена на формирование этих метаумений: способности ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.


Практическая часть.

На примере фрагментов уроков английского языка в 10 классе можно проиллюстрировать методы и приёмы, которые используются на современном уроке, а также какие личностные и метапредметные умения отрабатываются на уроке.

Для решения этой задачи могут использоваться графические техники представления информации: составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

Ментальные карты (от англ. mind maps – карты ума или интеллект-карты) – это разработка Тони Бьюзена – английского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. В системе образования ментальные карты было предложено использовать американскими педагогами Б.Дерпортер и М.Хенаки.

Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.

Ментальные карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Этот прием можно использовать, чтобы: 

  • «застенографировать» те мысли и идеи, которые приходят в голову, когда обучающиеся размышляют над какой-либо задачей;
  • оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».

Составление ментальной карты:

  1. Для создания карты используются белые листы бумаги формата А-4 или А-3.
  2. При создании карты целесообразно использовать цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры (как минимум три цвета).
  3. Для начала необходимо выделить тему, проблему или предмет для отображения в центре карты. Можно использовать пояснительный рисунок.
  4. От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. 
  5. Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, должны быть более тонкими.
  6. Необходимо широко использовать рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений.
  7. Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой.

На уроке по теме «…» при составлении ментальных карт учащимся были предложены задания дифференцированного характера: вписать названия… и соответствующих…, ассоциирующиеся с тем или другим.… При этом выбор задания осуществляли сами учащиеся, оценив самостоятельно уровень своей подготовленности.

Денотатный граф (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятиии, либо как итог, обобщение на заключительном уроке.

Методика построения денотатного графа:

  • Выделение ключевого слова или словосочетания;
  • Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку;
  • Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать; глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществлять; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).
  • Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – «веточки».
  • Соотнесение каждого слова – «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий и противоречий.

Денотатные графы могут быть положительными и отрицательными. При выстраивании денотатного графа следует учитывать позитивные характеристики, эталонные, существенные признаки понятия, что является содержанием положительного графа, и отрицательные моменты (антиподы, «подводные течения»), которые тоже являются составляющими этого же самого понятия и представляют своего рода препятствия на пути реализации позитивного. Эти существенные признаки выстраиваются в отрицательный граф.

На уроке по теме «Rigths» при проверке домашнего задания учащимся было предложено закончить частично заполненный граф. В ходе выполнения задания обучающиеся на практической основе усваивают главное правило построения денотатного графа – в нём понятия, выраженные словами именных частей речи, должны чередоваться с глаголами. Усвоив эту особенность, впоследствии учащиеся составляли граф самостоятельно.

Схемы «фишбоун» (от англ. fishbone – кость рыбы или рыбий скелет) были придуманы профессором К. Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава. Они представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» – вывод.

http://festival.1september.ru/articles/559360/img_1.gif

Алгоритм построения схемы при работе с текстом:

  1. Выявить «веер» проблем текста (проблематику текста).
  2. Выбрать наиболее значимую проблему, рассмотрению которой автор текста уделяет особое внимание.
  3. Сформулировать проблему в виде вопроса и записать в левой части схемы («голове» рыбы).
  4. Найти в тексте аргументы, с помощью которых автор раскрывает проблему. Их может быть несколько. Записать внизу графа короткие цитаты-аргументы.
  5. Определить, какие художественные средства (фигуры, тропы) использует автор, чтобы убедить читателя. Коротко записать вверху графа (с указанием номеров предложений).
  6. Сформулировать авторское отношение к поставленной проблеме в виде утверждения (ответа на проблемный вопрос) и записать в правой части графа («хвосте» рыбы).

При этом технология работы может варьироваться:

  • Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.
  • Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема. Группы не соревнуются между собой. Главная идея обучения в команде – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика в совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.

Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащая в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа. Конечно, если работа на уроке происходит с большими объемами текстов, то на схеме сложно отметить все причины той или иной рассматриваемой проблемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить существование тех или иных причин. В этом случае составляемая схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет – остов предстоящего исследования. Более того, можно предложить такой вариант работы с фишбоуном, при котором на верхних косточках будут выписываться те или иные причины рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, из которых можно дополнительно почерпнуть важные факты, раскрывающие ее суть.

Например, при изучении темы “How does the geographical position influence the people’s lives” предлагается составить фишбоун, используя информацию об Австралии.

  • Problem: Does the geographical position of Australia influence the people’s lives?
  • Reason: The seasons are the other way round.
  • Fact: Australia is situated to the south of equator.
  • Reason: The few rivers play an especially important role in people’s life.
  • Fact: Much of the land is a desert. Etc.
  • Conclusion: Australia so different from other countries. Its geographical position influences the life of the country and its people.

На данном этапе работа является коллективной. Далее учитель делит класс на две группы и предлагает познакомиться с географическим положением Соединенного Королевства и США. Каждая группа составляет свой фишбоун, при выступлении дети используют соответствующие союзы (because, thanks to, that`s why). В качестве домашнего задания предлагается составить аналогичный фишбоун о России.

Кластеры (от англ. cluster – рой, гроздь, груда, скопление) – способ выделения смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. В центральное овале располагается ключевое слово, понятие, фраза, в дополнительных овалах – слова, раскрывающие смысл ключевого. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).

Методика создания кластера:

  • Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
  • Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации).
  • Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.

Рисунок1

Составление ментальных карт, денотатных графов, схем «фишбоун», кластеров – эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ, учащимся демонстрируются выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания.


Результаты.

Результатом своей деятельности по реализации принципа метапредметности считаю положительную динамику сформированности метаумений:

1. Коммуникативные (развитие умений общаться, вести дискуссию, эффективно сотрудничать, используя различные виды речевой деятельности, приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком, удовлетворение личных познавательных интересов).

Для достижения данных результатов привлекаю детей к ведению урока посредством таких заданий, как:

  • подготовить диалог по теме как образец;
  • найти определённый материал в Интернете;
  • подготовить контрольные вопросы по теме;
  • составить коллаж по теме;
  • провести анкетирование по заданной теме;
  • составить рассказ-загадку;
  • дать литературный перевод стихотворения или прозы;
  • нарисовать рисунок к одному из текстов и предложить ребятам определить, к какому тексту нарисован рисунок;
  • дополнить словарный минимум по теме, используя словари.

2. Познавательные (умение осуществлять межкультурное общение в говорении, чтении, аудировании, письме; осознание строя изучаемого языка, способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению). Например,

  • прочитать отрывки из текста и соедини их в логическом порядке;
  • озаглавить прочитанный текст, аргументируй свой вариант;
  • сравнить тексты и указать их различия;
  • составить кроссворд с изучаемыми словами;
  • отметить самые сложные слова, в которых ребята делают ошибки;
  • выбрать задание себе самостоятельно и т.д.

3. Регулятивные (формирование рациональных навыков овладения иностранным языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением). Для достижения указанных результатов предлагаю такие задания:

  • составить ментальные карты, денотатные графы, схемы «фишбоун», кластеры;
  • прочитать начало рассказа и придумать продолжение;
  • посмотреть часть картины и предположить, что изображено на полотне;
  • подготовить презентацию любимых фильмов;
  • придумать загадку;
  • составить чайнворд;
  • разгадать ребус;
  • составить тест по заданной теме
  • конкурсы сочинений, конкурсы переводчиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, необходимо отметить, на уроках английского языка учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Благодаря интеграции английского языка с другими предметами (иностранной литературой, историей, биологией, химией, географией, русским языком, МХК и др.) учитель помогает в развитии мотивации и интереса познавательной деятельности.

При выполнении различных типов заданий дети учатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

На уроке иностранного языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Они организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Дети работают индивидуально и в группе, находя общее решение и разрешая конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Они формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируют и регулируют свою деятельность; овладевают устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обобщая изученный материал, учащиеся выполняют задания, ориентированные на интеграцию всех отработанных стратегий.

Таким образом, осуществление образовательных, личностных и метапредметных результатов на уроках английского языка позволяет достичь главной цели образования – подготовить личность к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря иноязычному обучению, ориентированной на самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе, а также направленной на ее успешное включение в трудовую деятельность.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.: Просвещение, 2002.

  1. Проекты ФГОС общего образования http://mon.gov.ru/pro/fgos/ Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ.

  1. Новое содержание образования. Примерная программа. Иностранные языки. Сборник нормативных документов. М.: Просвещение, 2005.

  1. Биболетова М.З. Материалы интернет-семинара «Реализация идей ФГОС в новых примерных программах по иностранным языкам для начальной и основной школы» в БелРИПКППС (Электронный ресурс) – Режим доступа http://www.ipkps.bsu.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русс.

  1. Казеичева И.Н. Некоторые вопросы проблемы преемственности в системе непрерывного образования // Формирование нравственно-эстетической культуры личности в рамках непрерывного образования «Детский сад – школа – вуз» (Материалы научно-практической конференции). – Изд. Центр МГОПИ, 2006.

  1. Кондаков, А.М. Стандарты второго поколения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / под редакцией А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: «Просвещение», 2008. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2000. № 1, 2.

  1. Пассов Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования. М.: Просвещение, 2007.

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.


http://biz.convdocs.org/tw_files2/urls_2/6/d-5752/5752_html_m7e7893dc.jpg http://litcey.ru/pars_docs/refs/67/66921/66921_html_m7619bc18.jpg http://festival.1september.ru/articles/628223/img1.gif http://privetstudent.com/uploads/posts/2013-07/1373263496_organizatsiya-interaktivnogo-vzyimodeystviya-uchashchikhsya-1.png http://www.zappmania.in/wp-content/uploads/2013/03/Fishbone_Diagram.jpg http://i585.photobucket.com/albums/ss292/hapm_info/bloghapm/fishbone_analysis.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как фактор развития творческих умений умений учащихся на уроках английского языка.

Эта методическая разработка поможет учителю английского языка в его работе с учащимися. Здесь вы можете познакомиться с игровыми технологиями, которые следует использовать на уроках английского...

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС

Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к  жизни, обеспечить ребенку общекул...

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС...

Формирование учебно-исследователь ских умений учащихся на уроках английского языка

Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, о...