Эвристические задания по английскому языку: основные типы, примеры.
статья по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Федорова Жанна Галилеевна

Основные теоретические положения для разработки творческих заданий для учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эвристические задания: основные типы, примеры, оценивание

Эвристические задания представляют собой практический инструментарий для проведения занятий по новым стандартам ФГОС. Задания такого типа отличаются от традиционных тем, что они доступны для любого школьника. Их может выполнить ученик, имеющий лишь элементарные представления по предмету. Но для того, чтобы выполненное задание было оценено высоко, нужно проявить не только творчество, но и предметную подготовку, владеть универсальными способами деятельности.

Большинство заданий такого типа – открытые. Они не имеют однозначных или одинаковых для всех ответов. Каждый ученик способен по-своему выполнить такую задачу, проявить свои творческие способности и образовательный потенциал. При этом учащийся будет обязательно развивать свои предметные знания, умения и компетентности. Предметные результаты обязательно оцениваются учителем. Эвристические задания играют не только проверяющую, но и обучающую роль.

Задания бывают различных типов: на целеполагание, метапредметные, компетентностные, коммуникативные, исследовательские и др. Некоторые задачи содержат в себе признаки разных типов, что необходимо учитывать при проверке ученических работ. Одна и та же работа ученика может быть высоко оценена с точки зрения его коммуникативных компетентностей, и быть посредственной, например, с точки зрения метапредметных результатов. Поэтому оценивать работ одной отметкой не всегда уместно.

Выполненные задания рекомендуется оценивать качественно и количественно. Качественная оценка подразумевает выявление и фиксацию успешных элементов ученической работы, диагностику его внутренних приращений по сравнению с его предыдущими работами. Количественная оценка может быть в баллах. Например, по каждому критерию ученик получает от 1 до 10 баллов.

Универсальными критериями оценки звристических заданий являются следующие:

  • Степень новизны предложенной учеником идеи, гипотезы;
  • Оригинальность, культурно-значимое отклонение от шаблонов и стереотипов;
  • Логичность и аргументированность предложенных решений;
  • Содержательность и объем выполненного задания;
  • Наличие мировоззренческих метапредметгых оснований;
  • Использование предметных знаний, умений, компетенций для выполнения заданий.

Кроме того, добавляются предметные критерии. Учитель может составлять свой набор критериев оценки задания и затем суммировать полученные по каждому критерию баллы, оценивая все задание.

  1. Задания на целеполагание

Целеполагание – ключевая компетентность ученика. От нее зависят не только учебные, но и жизненные результаты человека. Чтобы развивать навыки постановки целей, ученику предлагаются соответствующие задания, в которые включена регулятивная деятельность.

Результатами выполнения таких заданий поставленные учеником «микроцели» для решения предлагаемой задачи, план исследования объекта, выяснение смысла занятий по предмету или по отдельной теме.

Оценивать в подобных заданиях необходимо именно целевую составляющую работы ученика по отношению к конкретной изучаемой ситуации или вопросу.

Пример задания на целеполагание:

THE DEVELOPMENT OF THE ENGLISH LANGUAGE. There was time when mastering the French language was considered to be natural for every person. But times have changed as well as the habits and traditions: the English language has replaced the French one and now everybody wants to master it. How do you think, what fate awaits the English language? Will it always be the most popular language or …? Suggest your own version of the development of the English language till the year 2100 and write it in the form of the forecast. You can use the following plan:

  • what important life periods it will have in the future;
  • what will be the result of these changes (facts, phenomena, events, etc.);
  • how it will influence the world society;
  • your variants.

Пример  

  1. Компетентностные задания

Компетентностные задания направлены на формирование умений применять полученные знания для решения практических и творческих, личностно значимых задач.

Специфика таких заданий – они всегда относятся к реальной действительности, предполагают личный опыт ученика, социальную и личностную значимость их решения. Эти задания всегда направлены на решение, необходимое каждому человеку в его жизни.

В результате работы над заданием ученик получает продукт, готовый к применению – алгоритм решения практической задачи, модель, игру, свою собственную задачу, диаграмму, коллекцию фактов или взаимосвязей и т.д.

При оценивании компетентностных заданий важно обратить внимание на завершенность представленного решения и на отражение в нем индивидуальных особенностей автора продукта, на степень его самореализации.

Пример компетентностного задания:

STYLE. Express the given below Shakespeare’s sonnet in different styles: a TV-ad, an extract from a rap-song, a SMS.

130

My mistress’ eyes are nothing like the sun;

Coral is far more red than her lips’ red;

If snow be white, why then her breasts are dun;

If hairs be wires, black wires grow on her head.

I have seen roses damask’d, red and white,

But no such roses see I in her cheeks;

And in some perfumes is there more delight

Than in her breath that from my mistress reeks.

I love to hear her speak, yet well I know

That music hath a far more pleasing sound;

I grant I never saw a goddess go;

My mistress, when she works, treads on the ground:

And yet, by heaven, I think my love as rare

As any she belied with false compare.

  1. Метапредметные задания

В заданиях этого типа объектом изучения являются фундаментальные образовательные объекты данной предметной области и так называемые переосмыслы, которые рассматриваются в ее рамках (знак, буква, слово, человек и т.д.), но, в то же время, стоят за предметом. Метапредметные задания направлены на постижение философских основ изучаемого явления на иностранном языке, развитие способности отыскания причин происхождения культурно-исторического объекта или явления, умений определять его структуру и строение. Задания позволяют получить разностороннее представление об основах иностранного языка и культуры, повышают мотивацию учащихся к его изучению.

        Пример метапредметного задания:

MEMORIAL SIGN. In towns and countries, the memorial signs are often constructed, which reflect different memorial events or achievements of those places. The sign can be devoted to some historical, cultural event or an outstanding person, or to something or somebody, which arouses your interest. What memorial sign would you like to construct in London or any other memorial place of Great Britain? Make a drawing of your memorial sign and explain what it is dedicated to.

  1. Коммуникативные задания

Эвристические задания данного типа мотивируют учащихся к освоению языковых средств языка в целях коммуникации, развивают умение вести диалог, видеть «точку зрения другого», сопоставлять со своей собственной. Результатом выполнения коммуникативных заданий являются вопросительные предложения разных типов или письменно зафиксированный процесс общения, сценарий коммуникации, коммуникации на форумах, диалоги, полилоги и др. 

Учитель оценивает уровень языковой реализации коммуникативного замысла, его оригинальность, а также содержательность общения и степень выражения индивидуальности автора работы в его высказываниях.

Пример коммуникативного задания:

THE CHESHIRE CAT OR THE QUEEN? Imagine you have appeared in Wonderland – a magic world by Luis Carroll. What character will meet you and talk to you– the Caterpillar, the Hatter, the Cheshire Cat or the Queen? Write down your dialogue with this character. You can even improve dialogue in a modern way (including computers, cell phones or other techniques used nowadays)!

  1. Исследовательские задания

Исследование – это познавательная деятельность ученика по отношению к реальным объектам окружающего мира. Она предполагает умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание. Задания такого рода нацеливают учащихся на овладение нетрадиционными эвристическими процедурами: интуиция, инсайт, медитация. При выполнении исследовательских заданий следует учитывать реализацию этапов исследовательской деятельности, включая постановку личностных целей, планирование, выдвижение нестандартной гипотезы, версий, идей, наблюдение, выводы, авторское оформление и презентацию результатов исследования.

Пример исследовательского задания:

FAMILIAR FOREIGNERS. How many words from the English language do we use in our everyday activity? 5? 10? 50? We get used to them so much that we do not realise they are from the foreign language. Take, for example, a calculator. What does the power button look like? It’s not вкл./выкл., it’s «On/Off». Make a personal research: how many words of the foreign language surround you during the day? From which areas are they? The results of your research put in the table:

A word

What place (thing)

Field of usage

sprite

bottle

drink, food

on

calculator

technology

  1. Задания на сочинительство

Задания этого типа направлены на развитие таких креативных качеств учащихся, как фантазия, воображение, выдвижение нестандартных идей, раскованность мыслей и чувств, проницательность, склонность к творческому сомнению, умение преодолевать стереотипы и др. Деятельность учащихся по сочинительству неотделима от творческой и познавательной. Результатами выполнения этих заданий являются создание учащимися творческих продуктов – сказок, образов, стихотворений, рекламных текстов, мнемонических элементов и т.д. – средствами иностранного языка. Учитель может использовать задания на сочинительство для диагностики образовательных результатов учащихся (универсальных учебных действий, предметных результатов, личностных качеств, общеучебных умений).

Примеры заданий на сочинительство:

HAND

Write a story, in which use as many possible meanings of the word A HAND as you can. There could be about 8-10 sentences in the story.

INCREDIBLE ADVENTURES OF THE RUSSIANS IN AUSTRALIA. Of course, you know the film “Incredible adventures of the Italians in Russia”. Imagine that you and your friends prepare for the expedition to Australia for a week or two. Make your plan for the trip. You are in Australia… One day the next point of your plan has been broken by an extraordinary event. What happened? Write the diary of the expedition’s participant.

 

A PARODY ON JACK. A parody on lyrics in the style of various poems was very popular at the beginning of the 20th century. For example, the parody on a famous passage of Hamlet’s monologue written by Spike Milligan looked as the following:

Said Hamlet to Ophelia,

“I’ll do a sketch of thee,

What kind of pencil should I use,

2B or not 2B?”

  1. Задания на перевод

Предлагаемые эвристические задания не требуют дословной передачи содержания исходного текста, а ставят задачу преобразовать его в индивидуальный творческий продукт учащегося на другом языке – литературный перевод, собственную интерпретацию, перевод, адаптированный к другим условиям, трансформацию в другой стиль. Оценивается оригинальность, новизна передачи содержания переводимого текста, существенное отличие от известных источников.

Пример задания на перевод:

TOO DIFFICULT FOR PRONUNCIATION! These are the words of one Frenchman about the following poem, who was trying to master it. The difficulty of the poem is that it is based on the usage of a great number of reading rules which make the process of reading very difficult. Translate the poem, trying to convey all the variety of the reading rules in the English language.

Dearest creature in creation,

Study English pronunciation.

I will teach you in my verse

Sounds like corpse, corps, horse, and worse.

I will keep you, Suzy, busy,

Make your head with heat grow dizzy.

Tear in eye, your dress will tear.

So shall I! Oh hear my prayer.

Just compare heart, beard, and heard,

Dies and diet, lord and word,

Sword and sward, retain and Britain.

(Mind the latter, how it’s written.)

Now I surely won’t plague you

With such words as plaque and ague.

But be careful how you speak:

Say break and steak, but bleak and streak;

Cloven, oven, how and low,

Script, receipt, show, poem, and toe.

And your pronunciation’s OK!

  1. Задания по страноведению

Эвристические задания данного вида направлены на развитие у учащихся умения соотносить национальную культуру  с культурой других регионов и стран, развивать понимание и уважение к другим нациям. Данные задания помогают учащимся через собственную творческую деятельность по отношению к страноведческим реалиям усвоить сущности культурных явлений, законов и норм страны, чей язык изучается. Происходит активное выявление личного отношения к культурным аспектам, рефлексивное осмысление и восприятие отличительного и схожего. Такие задания помогают оценить уровень восприятия и понимания учащимися диалога культур разных стран, мировых тенденций слияния и отделения культур, в том числе и по отношению к телекоммуникациям в мире.

Примеры заданий по страноведению:

ALICE IN WONDERLAND. Write a fragment for the new version of the tale “Alice in Wonderland” in which a well-known character from a Russian tale has come by chance.

ENGLISH TRADITIONS OF MY SCHOOL. In a tower of college Christ Church in Oxford there hangs a bell Great Tom. Each evening at 21.05 it beats 101 times to mark the initial number of students. What other traditions are in the English educational institutions? What national features of educational system do they show? Which of these traditions would you like to establish at your school, at your class? Explain your choice.

WHAT DO PEOPLE SPEAK OUTSIDE ENGLAND?

“When two Englishmen meet, they initially speak about the weather”, said Samuel Johnson. How do you think about what Americans, Canadians, Australians and New-Zealanders speak when they meet? What will you talk about with them in order to show your respect to their cultures and so that your conversation will be interesting for both of you? Write short dialogues what could happen if you met.

  • an American pupil;
  • an Australian banker;
  • a Canadian polititian;
  • a New-Zealand house-wife.

  1. Задания по рефлексии

В ходе выполнения рефлексивных заданий происходит анализ деятельности, ее способов, корректировка целей. Цель таких заданий – предоставить учащимся условия для самопознания и самореализации по отношению к иностранному языку, себе и миру, развить у них рефлексивное мышление, осмысление своих качеств, умений, отношения к выполняемым видам деятельности. Учитель оценивает уровень творческой самореализации учащихся.

Пример задания по страноведению:

XXI CENTURY: THE BEGINNING. You are a participant of the contest of the stories for the book “XXI century: the beginning” in English. Describe the most important event of the beginning of the XXI century, as it is seen from your point of view.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры коммуникативно-ориентированных заданий по английскому языку

Материал содержит примеры коммуникативно-ориентированных заданий по английскому языку по основным компетенциям: регулятивная, коммуникативная и информационная компетенция...

Типы тестовых заданий по английскому языку.

Тест -  объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.Выбор типа задания определяется целями, в соответст...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЭВРИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

МОУ «СОШ № 75»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«ЭВРИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ" Выполнилаучитель английского языкаЗайцева С.Г.Саратов, 2013 г....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЭВРИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» Зайцева С.Г.

Выполнилаучитель английского языкаЗайцева С.Г., Саратов 2013...

Эвристическое задание по русскому языку (8 класс)

Работа по освоению личностно-ориентированных технологий...

Разные типы тестовых заданий по английскому языку

В своей работе использую тестовые задания разного вида для учащихся. В данной статье приводятся примеры таких заданий...

№09 Типы контрольных работ и тестовых заданий по английскому языку

Типы контрольных работ и тестовых заданий по английскому языку...