Главные вкладки

    Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС
    учебно-методический материал по английскому языку на тему

    Никитина Олеся Геннадьевна

    Переход на новые стандарты обучения поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл itogovaya_rabota_esse.docx28.13 КБ

    Предварительный просмотр:

           "Профессиональная компетентность учителя     иностранного языка в условиях реализации ФГОС".

    Переход на новые стандарты поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура "ФГОС". И какие бы реформы не происходили в системе образования в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, т.к.  формирование личности ученика, признание ее важности, ценности и необходимости происходит под влиянием личности педагога. Для успешной реализации поставленных перед ним задач, он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, т.е. с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуацией в системе образования уметь:

    • выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса;
    • прогнозировать результаты;
    • создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника.

    В современных условиях образования, радикально меняются функции педагога, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма, личностного роста.

    Так что такое профессиональная компетентность?

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ от лат. - competentia - согласованность, соразмерность частей целого; competo - совпадать, соответствовать, подходить, согласовываться, быть годным, способным.

    В педагогической науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств.

    Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения в первую очередь сформулировали требования к учителю, который становится не "транслятором знаний", не "урокодателем", а человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка ,класса, школы, а это возможно в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики через совершенствование собственной деятельности ,стимулирования творческой деятельности учеников. Именно поэтому существенно меняется роль учителя: от транслятора знаний он должен переходить к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого школьника.

    Профессионально-компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

    Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.

    В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей:

    • коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),
    • исследовательская и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),
    • компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах),
    • акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста) и т.д.

     «Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся».

    С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

    Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика.

    Требования, предъявляемые к современному уроку иностранного языка:

    • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание;
    • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
    • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    • вывод делают сами учащиеся;
    • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    • здоровьесбережение;

    • в центре внимания урока – учащиеся;
    • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    • планирование обратной связи.

    Список компетенций, как мы видим, достаточно велик. Овладение ими не представляется возможным без самообразования педагога. Самообразование учителя по своей сути является естественным и логичным требованием в контексте требований ФГОС. Ниже хотелось бы привести примеры практических рекомендаций для самообразования современного учителя иностранного языка, работающего (или готовящегося работать) по новым Стандартам.

    Одним из ключевых требований ФГОС является уход от фронтального обучения к обучению в сотрудничестве. Это предполагает взаимодействие учащихся в группах различного количественного состава. В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Для воспитания этих качеств, а также для организации такого взаимодействия на уроке иностранного языка учителю необходимы знания о психологии работы в группе.  Здесь важны любые мелочи: начиная от способов деления на группы, выбор состава группы, учет особенностей детского коллектива, их притязаний и дружественных связей, степени сплоченности учебной группы в целом.

    В запасе каждого учителя имеется по меньшей мере пара-тройка интересных приемов деления обучаемых на рабочие группы. Выбор такого приема зависит от типа урока, целей учебного занятия и времени, которым располагает учитель. Группы могут быть образованы по желанию учеников, по их предпочтениям, случайным образом или заранее продуманным учителем, но кажущимся случайным выбором.  Примерами наиболее интересного деления могут быть:

    — деление по цвету карточек, ленточек и т.п. (достаточно быстрый способ деления). Этот тип деления можно разнообразить, если связать ленточки разных цветов в одну, тогда, казалось бы, предсказуемый способ деления на пары (по совпадению цвета) окажется неожиданным, т.к. пара будет образована из, к примеру зеленой и желтой ленты. Также с целью тренировки внимания и развития логического мышления можно усложнить привычные способы деления, например, предложить объединиться по группам, раздав картинки с изображением цветка с разными по цвету серединками и разным количеством лепестков (т.е. привычное деление по цвету, заменяется на деление по количеству лепестков, о чем должны догадаться сами учащиеся);

    — по ранжиру: деление по цвету глаз, волос, месяцам рождения  или другим признакам.

    — деление по словам, относящимся к одной теме (т.е. объединение происходит по принципу тематических слов; с помощью такого упражнения можно также контролировать усвоение ЛЕ);

    — «Капитан корабля» — учитель выбирает 2 желающих, они –капитаны корабля, набирают себе команду, по очереди выбирают себе помощников капитана, затем помощники выбирают коков, коки – матросов, матросы–… и т.д.

    Работа в группах, согласно Стандарту, организуется с целью обучения взаимодействию в разных коллективах и с разными людьми. Умение слышать и принимать другого, умение ребят вырабатывать совместные решения также зависит от компетентности и педагогической зоркости учителя. И без дополнительного образования здесь не обойтись. Научить работать в группе, сплотить детский коллектив могут помочь учителю, к примеру, рекомендации немецкого психолога Клауса Фопеля «Создание команды. Психологические игры и упражнения.», Преодоление барьеров в групповой работе.»; а также рекомендации по проведению психологических тренингов общения, тренингов межкультурных отношений.

    Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что во время учебных и вне учебных занятий не только ученик научится планировать и проектировать свою деятельность, но и сам учитель для успешного построения процесса обучения будет постоянно совершенствовать свое образование (задавая сам себе вопрос: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»).Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность  в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения.

    Самой популярной на сегодняшний день методикой, рекомендованной новым Стандартом и отвечающей его требованиям, способствующей формированию у школьников основ умения учиться и организовывать свою деятельность, является проектная технология. Будучи в своей основе многогранной, эта технология как никакая другая способствует достижению мета предметных результатов усвоения основной образовательной программы (освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование различных способов поиска; умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением и т.д.), что не умаляет ее возможностей в достижении результатов личностного и предметного плана.

    Рассмотрим, какие возможности проектной технологии мы можем учитывать при организации урока иностранного языка. В курсе иностранных языков проектная технология может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, т.к. отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника.

    Не останавливаясь подробно на особенностях организации проектной деятельности учащихся, приведем ряд примеров для практического использования на занятиях по иностранному языку. Виды презентационных проектов могут быть различными (воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); демонстрация видеофильма/клипа — продукта, выполненного на основе информационных технологий;  диалог  литературных персонажей;  игра с залом; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий (стенгазета, коллаж, фотовыставка и т.п.);инсценировка реального или вымышленного событии, традиций; литературная обработка текста (переводы, сочинение собственных текстов и стихотворений) и т.д.)

    Отдельные элементы проектной технологии можно использовать уже в первом году обучения. Например, по теме «Знакомство». Целью такого проекта является формирование умения и навыка речевого общения применительно к данной теме (умение рассказывать о себе (о друзьях, персонажах), называя свое имя, возраст, страну, номер телефона; умение задавать соответствующие вопросы, знание речевых образцов приветствия, прощания и т.д.). На мотивационном этапе проектной работы, используя Интернет-ресурсы, дети знакомятся с другими детьми, далее им предлагается отправить видеописьмо – ответ в виде рассказа о каждом ученике. На подготовительном этапе с детьми обсуждается сценарий письма, актуализируются лексико-грамматические единицы, четко определяется порядок и текст выступлений, необходимое оформление. На операционном этапе дети прорабатывают свое выступление и оформляют его. Далее проводят презентацию и обсуждают результаты своей работы.

    В дальнейшем можно организовать проектную работу по темам «Моя семья», «Мои игрушки», «ABC», «Один день из жизни сказочного героя», «Мое любимое животное», «Красная книга Омской области», «Мое любимое время года», «Дом моей мечты» и т.п. В 3-4 ом классах проекты продолжают оставаться краткосрочными, не выходящими за рамки одной лексической темы, но они могут быть усложнены по форме и по содержанию. Оформление проектной материалов деятельности можно выполнять при помощи информационно-компьютерных технологий (программ Microsoft Word, Paint и Power Point). Таким образом, ребята смогут активно использовать знания, полученные на уроках информатики.

    В основной и старшей школе могут быть организованы более сложные проекты: соц.опрос, анкетирование товарищей, обработка данных, представление диаграммы;  проект «Английский повсюду»– сбор информации об «окружающих» нас вещах, словах, продуктах немецкого происхождения, оформление коллажей, информационных листков, презентаций; проект «Видеоэкскурсия по школьному музею» в рамках темы «Художественное искусство»– представление картин и экспонатов музея, видеосъемка, обработка фото, видео, создание видеоклипа и другие проекты

    Как правило работа над проектом, равно как и планирование и организация учебного процесса невозможны  в современных условиях без применения ИКТ.  Сегодня учитель должен осваивать новые актуальные для деятельностного подхода и выделенные Стандартом информационно-коммуникационные технологии. Самообразование в этом направлянии является в условиях модернизации не менее важной задачей.

    Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном  пространстве. Обязательным условием становится уверенное владение стандартными офисными программами Word, Excel, Power Point, а также овладение программами мультимедийных приложений (напр. мультимедийной доски). важно также умение свободно ориентироваться в поисковых системах и в Internet, умение работать и создавать ЭОР, умение анализировать компьютерные обучающие программы и применять их сообразно целям учебного занятия, акцентируя внимание на развитие системы универсальных учебных действий. 

     Основным показателем качества профессиональной подготовки является способность и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности, что позволяет говорить об интегративной природе компетентности, которая образуется из диалектически связанных частей (знаний, структур, способов деятельности, личностных качеств). Компетентность не существует в готовом виде. Каждый субъект должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, но

    не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Таким образом, кадровое обеспечение образовательного процесса - одно из обязательных и первостепенных условий для успешного перехода образовательного учреждения к реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

    Вторым показателем кадровых условий выступает уровень профессиональной компетентности педагогов. В ОУ существует система повышения квалификации. Педагоги проходят обязательные предметные курсы повышения квалификации раз в 3 года, а также и по интересующим их актуальным проблемам современного образования. Проводя самоанализ готовности ОУ к переходу на образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС основного общего образования, мы обратились к главным участникам образовательного процесса - ученикам чтобы узнать их мнение о профессиональной компетентности учителя. Кто такой, по их мнению, профессиональный учитель? Встречали ли они в своей школьной жизни таких учителей?

    Итак, собирательный портрет учителя-профессионала:

    Профессиональный учитель – это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет. Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации. Профессиональный учитель – это тот учитель, который доступно объясняет материал, заинтересован в своей работе, его цель – дать знания ученикам. Профессиональный учитель – это компетентный учитель, желающий учить, мудрый

    человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.

    Профессиональный учитель – это грамотный педагог, знающий свой предмет до тонкостей, до мелочей, умеющий в доступной форме преподать его ученикам. Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием и умением помочь ученику в трудную минуту. Профессиональный учитель – это учитель, умеющий вести урок нестандартно. Профессиональный учитель – это учитель, знающий свое дело не только в рамках школьной программы, но и на более высоком уровне; человек, который постоянно стремиться к получению новых знаний в своей области, а не останавливается на достигнутом. Это учитель, который осознает свою роль в судьбах детей и несет ответственность за их знания, а не ограничивается сухим объяснением параграфа. Профессиональный учитель – это учитель, обучающий не только своему предмету, но и жизни, духовный наставник. Согласитесь, что это собирательный портрет учителя-профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло с каждым, выбравший профессию учителя, периодически должен вспомнить очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на них я, пожалуй, и закончу: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном

    деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится.

    Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

     ЛИТЕРАТУРА:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
    2. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003.

    3.Казакова М.А., научное исследование: «Гармонизация процесса профессиональной переподготовки учителей  начальных классов (на примере образовательной программы переподготовки «Теория и методика обучения иностранному языку в начальной школе»); Основные изменения в деятельности учителя иностранного языка     в условиях реализации ФГОС НОО


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)

    Актуальные проблемы развитияпрофессиональной компетенции учителяиностранного языка (в условиях введения ФГОС)...

    Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО

    Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....

    Профессиональная компетенция учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО

    Эссе по теме "Профессионалная компетенция учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО"...

    Компетентности учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

       Говоря о профессиональной компетенции учителя иностранного языка необходимо сказать, что коммуникативная компетенция является самой важной. Здесь, на первое место ставится формиров...

    Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

    Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

    План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО".

    В ходе работы лаборатории учителя познакомятся с концептуальными основами ФГОС ООО, а также будет сформирована технологическая грамотность в области преподавания иностранного языка в условиях реализац...