«Драматизация как метод развития творческих способностей учащихся на уроке английского языка»
материал по теме

Выступление на заседании МО учителей иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Драматизация как метод развития творческих способностей учащихся на уроке английского языка»

Выступление на заседании МО учителей иностранного языка

16 февраля 2015 г.

Михина Наталья Николаевна, учитель английского языка

филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в пос. Хоботово

           Одним из ключевых направлений развития общего образования национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей. В России выстраивается разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. В «новой школе» необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных учащихся. Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.  

          Творческие возможности человека, также относятся к категории одаренности, но они прямо и непосредственно не связаны со способностью учащихся к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестовых заданиях, когда мы проверяем умения и знания учащихся. Творческая деятельность рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Любому обществу нужны творческие люди, способные принимать решение и умеющие добиваться поставленной цели, и задача школы состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности учащихся. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной и творческой личности.

           «Глубокому овладению языком, развитию языковых и речевых умений и творческого потенциала способствуют внеклассные занятия учащихся. Авторитет предмета, престиж иностранного языка находятся в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе…».  

           В нашей школе большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Одним из способов интенсификации учебно- воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету. Наша школа имеет опыт проведения внеклассных воспитательных мероприятий по иностранному языку, которые составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. С помощью внеклассной работы по языку можно решить некоторые задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка. Во-первых, внеклассная работа способствует усовершенствованию знаний, навыков и умений, приобретенных на уроках. Во-вторых, при проведении внеклассных мероприятий происходит развитие творческих способностей детей, их самостоятельности, воспитание эстетических вкусов и расширение кругозора. В-третьих, внеклассная работа решает такие воспитательные задачи как, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и веры, а также воспитание уважительного отношения к культуре страны изучаемого языка. Одним из наиболее любимых нашими учащимися мероприятий является театрализованное представление. «Прием драматизации - эффективное средство обучения иностранному языку. У учащихся развивается коммуникативная, творческая и культурная компетенция, способствующие формированию умений социального общения, формируются актерские навыки…повышается их самооценка». На младшем этапе мы с ребятами проводим праздник сказок «Fairy Tales», а так же праздник инсценированной песни. Детское творчество особенно ярко проявляется в театральных драматизациях. На среднем и старшем этапе постановка пьес включает и музыкальное оформление выступления, то есть разучивание аутентичных песен. На старшем этапе (в зависимости от этапа обучения и степени усвоения языкового материала) можно предлагать детям самим написать сценарий пьесы на английском языке.

           Материалы, представленные в сказках и пьесах, являются прекрасным способом тренировки активного и пассивного словаря, а также основных грамматических структур, так как в большинстве произведений присутствует элемент повторения, то учащиеся без внешней мотивации легко усваивают грамматические и лексические средства коммуникации. Кроме того, театральное выступление является костюмированным представлением драматических талантов наших детей, средством самовыражения и реализации способностей учащихся. Кроме того, система дидактических принципов драматизации подразумевает поэтапное развитие творческой личности, включает в себя принцип надпредметности и обеспечивает использование театрально-игровой деятельности для развития универсальных умений человека.

           Метод драматизации имеет в своей основе личностно – ориентированный и деятельностный подход к обучению, где преподаватель не просто передает знания в объяснительно-иллюстративной форме, а создает такие условия, при которых учащиеся самостоятельно ищут способ решения проблемы. Принцип театрализации среди других приёмов обучения иностранному языку является мощным инструментом открытия многих человеческих способностей и в первую очередь познавания себя и окружающего мира, развитие навыков взаимодействия с другими людьми.    

           Целью драматизации и театрального выступления является воспитание человека культурного, самостоятельно мыслящего, умеющего активизировать свой творческий потенциал.

           Понятие «театральность» имеет несколько значений: условность сценического языка искусства в системе театральных терминов; природное качество человека – его творческая потребность; взаимопроникновение театра как художественного явления и жизни как явления эстетико-социального в пространстве культуры. Театральность расширяет границы социально-ролевой функции человека: с одной стороны, предполагает импровизационное существование, с другой стороны – контроль за своими действиями. Коммуникативная составляющая театральности имеет особую значимость для образования, подготавливающего к взрослой жизни и включению человека в социокультурную реальность. При выполнении творческих проектов создаются условия для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления и пространственного воображения.

           Работа над театральным представлением (драмой) подразумевает реализацию следующих сопутствующих целей:

   1. эстетическое, патриотическое, духовное, нравственное развитие учащихся на основе художественной литературы и аутентичных песен;

   2. социализацию личности учащихся;

   3. формирование мировоззрения, нравственной позиции и гражданской позиции на основе изучаемого материала;

   4. преодоление психологических барьеров общения;

   5. Сплочение детского коллектива через организацию коллективного дела.  

   6. формирование социокультурного элемента знаний и изучения обычаев и традиций стран изучаемого языка;

          Продуктом театральной деятельности является сценическая форма презентации, которая отражает идею общего замысла и его воплощения.    

          Решить поставленные задачи возможно лишь в процессе активной коммуникативной деятельности, а именно, театральной деятельности. Очень важно, что (как указывалось ранее) учитель в данной внеурочной деятельности является не универсальным носителем знаний, скорее сотоварищем и активным советником. Основными формами организации работы театра является работа в группах, парах, а также индивидуальная работа. Очень большое значение при этом имеет организация творческого процесса, предусматривающая сочетание приемов драматизации и инсценирования.

           Работа над театральным представлением (драмой) предполагает несколько этапов. А именно:

           Первая – предварительная работа коллектива

  1. Предварительный этап подготовки театрального выступления или Pre - reading activities.

    На данном этапе следует провести обсуждение темы спектакля, выбрать пьесу, список действующих лиц, на старшем этапе - творческий конкурс на лучший сценарий и стихи.

    Вторая – коллективная подготовка

   2. Непосредственная работа над пьесой или While - reading activities.

   а) чтение и, если необходимо, адаптацию драматизируемого текста;

   б) прослушивание образцов чтения ролей в исполнении учителя и учащихся;

   в) выявление лексико-грамматических трудностей, работа по активизации лексики в аналогичных структурах;

   г) беседа о характере персонажей и способах их передачи при исполнении;

   3. Подготовка к выступление или Rehearsing.

   а) выполнение интонационных упражнений;

   б) отработка выразительного чтения ролей;

   в) выполнение творческих заданий (передать какую-либо мысль другими словами, описать какой-либо персонаж, ввести новый персонаж и т.д.);

   г) передача жестами и мимикой содержания какой-либо ситуации;

   д) разыгрывание ситуаций по прочитанным текстам;

   е) распределение ролей и постановка спектакля,

           Третья - проведение кульминационного мероприятия    

   4. Выступление или Postreading the play.

   б) Демонстрация спектакля учащимся школы, района и т.д.

           Четвертая – подведение итогов

   5. Рефлексия или Follow-up activity

            На данном этапе желательно провести рефлексию с учащимися. проанализировать положительные и отрицательные моменты, выразить одобрение и подвести итоги работы в целом;

           Вся работа по подготовке к выступлению: распределение ролей в соответствии с творческим и языковым уровнем учащихся, подготовка костюмов и необходимых декораций для драматизации, постановка пьесы, развивают творческие способности учащихся, подсказывают ему верное сценическое поведение, придают особую привлекательность иноязычной коммуникации. В распределении ролей необходимо учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся, однако, (особенно на младшем и среднем этапе) необходимо вовлекать всех желающих, если ребенок не обладает хорошим уровнем языковой подготовки, необходимо дать посильную для него роль, быть может, включить новое действующее лицо. Педагог должен поощрять инициативу учащихся, руководить процессом, включая в театрализованное представление всех желающих.

            Однако при подготовке драматизации учитель встречается с некоторыми трудностями. Основной трудностью в процессе творческой работы является то, что не все учащиеся коммуникабельны от природы и поэтому не у всех удается достичь желаемого уровня владения устной речью. Снятие этой трудности достигается за счет создания эмоционального настроя, неотъемлемого компонента театральной деятельности, позволяющего учащимся раскрепоститься, а также поддержания любой попытки позитивного творчества. Кроме того удачное выступление во внеурочном мероприятии проецирует ситуацию успеха на урочную деятельность.

            Также следует учесть, что театральное представление требует наличия не только интеллектуальных затрат, но и материальных (подготовка костюмов, декораций, звуковое оформление и т.д.).

           И конечно, выполнения творческих проектов требует затрат большого количества времени и сил.

           С началом процесса модернизации образования требования к педагогической и воспитательной деятельности учителя возросли. Включение метода драматизации в учебно - воспитательный процесс дает нам, возможность значительно расширить и раскрыть творческий потенциал учащихся, разнообразить формы проведения уроков и внеклассных мероприятий по языку, повысить мотивационную сферу учащихся. У учеников развиваются творческие способности, появляется стремление создать что-то свое, осознать себя творческой, деятельной личностью. Также привлекает значимый результат, атмосфера делового сотрудничества с учителем. Кроме того, ежедневный педагогический процесс, происходящий в школе, не всегда заметен родителями. Театральное представление детей родители с удовольствием посещают и наблюдают рост своего ребенка (особенно на младшей и средней ступени обучения). При этом решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи, так как между преподавателем, учащимися и родителями, которые активно участвуют в подготовке мероприятия, формируются отношения сотрудничества и взаимопонимания.

Список литературы

1. Белянко Е.А. Использования приема драматизации при обучении иностранному языку / Е.А. Белянко // Москва: Иностранные языки в школе, 2010. – С.51-52.

2. Виноградова Н.А. Внеклассная деятельность учащихся как средство мотивации при изучении английского языка \ Н.А. Виноградова // Москва: Иностранные языки в школе, 2011. – С.48-50.

3. Клименко Е.П. Развитие творческих способностей учащихся. / Е.П. Клименко, общепедагогические технологии - (http://festival.1september.ru/articles/311066/)

4. Логинов С. В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./. С. В. Логинов // Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель»,2009.- 187 с.

5. Наша новая школа / текст президентской инициативы (http://nasha-novaya-shkola.ru/)

6. Одаренность / Википедия. Свободная энциклопедия. -13.03.2013.(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B7 %D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3 %D0%BE%D0%BB

7. Полякова Т.Н. Театрально-игровая деятельность в творческом развитии учителя в процессе постдипломного образования./ Т.Н. Полякова, Опубл. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.- (http://www.famous-scientists.ru/list/5169)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"

Предлагаемая система позволяет организовать обучение уже с первых дней знакомства ребенка с данным предметом, причем без ущерба в усвоении содержательной стороны урока....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное деятельности.»

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют. Автор: Чехов Антон Павлович  1.   Творчество - это созидание. Оно порождает новые ...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

«Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

Поликультурное образование современного  школьника включает изучение английского языка, как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Английский яз...