Информационно-коммуникационные технологии в повышении мотивации учащихся на уроках иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Семерникова Юлия Игоревна

Сегодня современный урок иностранного языка представляет сложное образование, подготовка и проведение которого требуют от учителя не только компетентностного подхода, но и большой затраты творческих сил.

         В процессе обучения ИЯ наряду с другими проблемами довольно остро встает проблема мотивации в учебном процессе, особенно это касается изучения ИЯ в средней школе. Как показывает опыт, ее снижение происходит от класса к классу.

         В связи с этим, учитель должен не только обучать предмету согласно требованиям ФГОС и программам по ИЯ, но и представлять себе весь аспект мотивационных средств, необходимых для качественного усвоения материала учащимся. Это возможно достичь, используя приемы, которые вызывают личную заинтересованность учащихся в выполнении заданий. Одним из таких приемов является использование информационно-коммуникативных технологий на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель английского языка

Семерникова Ю.И.

Статья

Информационно-коммуникационные технологии в повышении мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Политика государства, развитие международных отношений делают изучение ИЯ  одним из приоритетных направлений в развитии современного общества. Сегодня современный урок иностранного языка представляет сложное образование, подготовка и проведение которого требуют от учителя не только компетентностного подхода, но и большой затраты творческих сил.

        В процессе обучения ИЯ наряду с другими проблемами довольно остро встает проблема мотивации в учебном процессе, особенно это касается изучения ИЯ в средней школе. Как показывает опыт, ее снижение происходит от класса к классу.

        В связи с этим, учитель должен не только обучать предмету согласно требованиям ФГОС и программам по ИЯ, но и представлять себе весь аспект мотивационных средств, необходимых для качественного усвоения материала учащимся. Это возможно достичь, используя приемы, которые вызывают личную заинтересованность учащихся в выполнении заданий. Одним из таких приемов является использование информационно-коммуникативных технологий на уроке.

Информационно-коммуникативные технологии не только дают возможность учащимся идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.


Использование ИКТ на уроках ИЯ позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить интегрированные уроки с использованием музыки, анимации;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки исследовательской деятельности учащихся.

К развитию мотивации можно отнести:

  • современные технологии обучения
  • современные средства обучения
  • развивающий компонент обучений (факультативы, курсы по выбору и т.д.)

Используя ИКТ в процессе обучения, представляется возможным видоизменять и совершенствовать задания, повышая интерес учащегося к предмету.  Так, например, можно использовать интернет-ресурсы для выполнения заданий на уроке,  строить урок с опорой на презентацию,  обработать тексты, диалоги в электронном виде, использовать видеоматериалы вместо аудиокассет.

Такое оформление и преподнесение материала не останется незамеченным. Учащиеся по-другому начинают относиться и к учителю, использующему новые формы и методы работы, и к уроку в целом. Значительно повышается познавательный интерес к материалам урока и предмету. Ситуативные, игровые, проблемные приемы активизируют поисковую деятельность учащегося, что выражается в появлении интереса к той или иной проблеме и способах ее решения.

При разработке уроков с использованием ИКТ, следует учитывать активные методы и современные подходы в обучении  ИЯ. А именно:

  • обучение в сотрудничестве: создание условий для активной совместной учебной деятельности в различных учебных ситуациях;
  • использования метода проектной деятельности, в основе которого лежит какая-либо проблема;
  • развитие языковой и речевой компетенции;
  • формирование межкультурной, страноведческой компетенции

Все используемые методы, приёмы и формы работы позволяют наблюдать положительную динамику роста  мотивации учащихся, т.е. заинтересованность в изучении иностранного языка: активируется познавательная, творческая активность у детей, наблюдается развитие компетенции. Использование информационных технологий в развитии языковой компетенции позволяет учащимся без особых сложностей овладеть изучаемым программным материалом.

ИКТ можно использовать не только в процессе формирования речевой деятельности (говорения, чтения, письмо, слушание), но и в овладении необходимым объемом языкового материала. Особенно результативным будет использование ИКТ на уроках страноведения, где можно использовать не только интерактивную доску, но и Интернет. Использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе дает возможность контроля: от тестирования учащихся по любой грамматической, фонетической, лексической темам, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знаний, определенных умений и навыков.

Однако, использюя ИКТ учителю иностранного языка следует обратить внимание на необходимы умения учащегося:  

  • умение работать с информацией, текстом (выделяя главную мысль);
  • умение вести поиск нужной информации (в иноязычном тексте);
  • умение анализировать, делать обобщения и выводы;
  • умение работать со справочным материалом;
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение прогнозировать последствия того или иного решения;
  • умение слушать и слышать собеседника;
  • умение лаконично излагать мысль

Подводя итог, хотелось бы отметить, что применение ИКТ на уроках ИЯ является одним из средств повышения интереса к обучению. Это не только  вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является важным фактором успешности в обучении на любом этапе.

Литература:

  1. Журнал «12-летнее образование» № 6, 2005 г.
  2. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Курсы: «Развитие и контроль коммуникативных умений» // «Первое сентября» № 17-24, 2005-2006 г.
  3. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».- М.Академия-2000
  4. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка»// «Иностранные языки в школе» № 2, 3 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Презентация «Повышение мотивации учащихся к обучению иностранного языка через использование новых педагогических технологий»

На мой взгляд,в  использовании новых технологий заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в реч...

Использование компьютерных технологий на уроке, как важный фактор повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реали...

Приемы повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Основные принципы, приемы и методы повышения мотивации на уроках английского языка....

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации...

презентация "ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочное время"

Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, ...