Творчество на уроках английского языка
статья по теме
«Как сделать так, чтобы при первой же встрече с трудностями стремление заниматься языком не угасало, а, наоборот, росло? Что сможет побудить ученика учиться - авторитет родителей, учителя, оценка, интерес к предмету, желание получить высшее образование или стремление расширить свой кругозор?» Все ответы, как утверждают психологи, нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество на уроках английского языка
Автор: Гагиева О.Э.,
учитель английского языка
МБОУ Школа № 12
Саров, 2017
Мы, учителя, часто сетуем на то, что у наших с Вами учащихся к концу первого года обучения уменьшается, а иногда и вовсе пропадает, желание изучать наш предмет – иностранный язык.
Как же сделать так, чтобы при первой же встрече с трудностями стремление заниматься языком не угасало, а, наоборот, росло? Что сможет побудить ученика учиться - авторитет родителей, учителя, оценка, интерес к предмету, желание получить высшее образование или стремление расширить свой кругозор?
Все ответы, как утверждают психологи, нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Наша с Вами задача состоит в создании условий для практического овладения языком, в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.
Большинство психологов (П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов) считают, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового.
«Процесс или результат мыслительного акта называют творческим, - пишет С.Д. Смирнов, - только в том случае, если он не может быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции».
Принципиальное значение для раскрытия проблемы творчества младших школьников имеет высказывание Л.С. Выготского о том, что «...творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое...»
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способности», «развитие», «одаренность».
Итак, в творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Это акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен – даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя.
Большинство учащихся хотят общаться, переписываться друг с другом, с иностранцами, хотят быть переводчиками, репортёрами. Не смотря на такое стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. В атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения, это значит и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер. Как бы учитель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остаётся искусственным компонентом этой ситуации. Поэтому необходимо больше обращаться к воображению ребят, к фантазии, к игре.
Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства его личности. Игры превращают урок в живое интересное занятие.
Творческий подход к обучению чтению
- Попросить учащихся читать текст по цепочке: сначала каждый ученик читает по одному слову, затем по два слова, по три и т.д. Таким образом этот прием не дает детям отвлекаться и постоянно быть в работе над текстом и чтением.
- Подготовить заранее карточки, на которых написано задание: прочитать текст как ковбой, спортивный комментатор, инопланетянин, детским голосом, как робот.
- Можно поиграть в «Эхо»: ребенок читает, а учитель повторяет за ним следом.
Творческий подход к диалогам
Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, но часто они сами придумывают оригинальные варианты.
Простейший диалог:
- Excuse me.
-Yes.
- Can you tell me the time, please?
- Certainly, it’s 10 o’clock.
- Thanks.
- Not at all.
1 вариант: -две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются, произносят диалог, смотрят на часы и разбегаются.
2 вариант: -Мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит цветок, и они уходят вместе.
3 вариант: - Ребята озвучивают сказочных героев.
4 вариант: - Разговор двух деловых людей по телефону.
Для сильных учащихся можно дать задание: расширить диалог, добавив 5-6 своих реплик.
Опыт работы показывает, что учащиеся не всегда в состоянии построить монологическое высказывание. Поэтому можно включить в работу дополнительные упражнения, которые помогут достичь желаемого результата.
Творческий подход к работе с текстом
1. Выбери ключевое предложение и перефразируй его.
2. «Собери паззл» текст разбитый на куски находится на стене и необходимо восстановить последовательность событий.
3. Составь предложение из данных слов.
5. Настольная игра «По следам»: любимый герой, другое окончание, а если бы …
6. «Снежный ком» восстановление текста по предложению.
7. «Лучшая история века!» переделай текст так, чтобы он стал лучшей историей столетия.
8. «Срочно в эфир!»: этот прием успешен при работе со скучным текстом. Дайте ребятам задание, что эту информацию надо срочно, сейчас передать в эфир!
9. Если бы этот текст был на экзамене, меня бы обязательно спросили …
10.. Придумай и напиши рассказ по серии картинок.
11. Сделай рисунок по прочитанному тексту.
Использование заданий на развитие образного воображения, творческого мышления.
Придумай продолжение истории:
1. Once upon a time there lived a king and a queen. And they had a beautiful daughter...
2. I saw her dancing in the rain…
3. Yesterday I heard a strange noise in the kitchen. I came downstairs, opened the door and saw a man lying on the floor…
Закреплению языкового материала и обобщению речи учащихся помогают стихотворения. Материал, представленный в стихотворной форме, усваивается детьми значительно легче. Очень эффективно использовать стихотворение при усвоении грамматического материала.
Творческий подход к работе со стихами
1. Восстанови стихотворение: Напишите на доске короткое стихотворение, оставляя место для пропущенных слов. Учащимся в парах предлагается обсудить варианты пропущенных слов. На доску выписываются и рассматриваются все ответы (учащиеся также принимают участие в обсуждении). В конце работы представляется авторская версия стихотворения.
2. Составь стихотворение: На уроке предъявляется стихотворение. Вместе с учащимися оно отрабатывается, переводится, если необходимо. Ребятам предлагается его запомнить, не записывая в тетради. На следующем уроке учащиеся по памяти должны восстановить изученное стихотворение. В старших классах ребята могут выходить к доске по очереди и, записывая слова, которые они запомнили, восстановить стихотворение. В начальной школе учащимся можно предложить восстановить стихотворение из слов, записанных на отдельных кусочках бумаги.
3. Загадка: Стихотворения с описанием погоды или природы прекрасно побуждают детей к размышлениям о любимом времени года, о прошедших каникулах и вносят элемент игры, когда детям предлагается угадать - поспорить какой сезон описывает автор.
4. Сделай поэтический перевод стихотворения на русский язык:
5. Заверши лимерик: Лимерик - это стихотворение шуточного содержания, состоящее из пяти строчек, где рифмуются между собой 1, 2, 5 строчки, а 3 рифмуется с 4 строчкой. Для задания предлагаются 1, 2, 5 строчки. Нужно придумать 3 и 4 строчки.
6. Сочини синквейн по заданной теме. Синквейн- это пятистишие, состоящее из пяти строк.
Line 1: One word (the title).
Line 2: two words (describing the title).
Line 3: Three words (describing an action or containing three present participles).
Line 4: Four words (expressing a feeling).
Line 5: One word (a synonym for the title).
Mother
Kind, helpful
Caring, loving, sharing
A special person in my life
A friend.
Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная работа, когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, коллажей, презентаций по таким темам, как «Мой класс», «Политические деятели России», «Британские монархи», «Образы Британии и России», «Выдающиеся спортсмены нашей страны» и т. д.
1. “Family Tree”: Учащиеся рисуют семейное дерево, подписывают членов семью, используя лексические единицы по данной теме.
2. “Funny Animals”: Учащиеся придумывают забавных фантастических животных, рисуют их и описывают на иностранном языке.
3. “Visiting Cards”: Учащиеся создают свои визитные карточки, представляя свои личные характеристики по заранее оговоренным темам или произвольно.
4. “My Dream House”: Учащиеся придумывают дом своей мечты и воплощают свои идеи в рисунках, макетах, планах, сопровождая их рассказами.
5. “Design your tourist project”: Учащиеся создают туристические маршруты: прокладывают их по карте, отмечают наиболее интересные достопримечательности одновременно исследуют и изучают страны, культуру, историю. Конечный итог работы – книга, буклет, постер.
Для того, чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не только хорошо знать программный материал, но, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.
Процесс творческого мышления захватывает учащихся, превращается в увлекательную игру, а желание высказать свою версию создает естественную речевую ситуацию.
Таким образом, все эти нехитрые приёмы, способствуют развитию творческих и изобретательных способностей учащихся, обогащают их не только интеллектуально, но и личностно. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку - увлечь, а не развлечь, научить, а не навредить, развить, а не забить. Важно не обрезать ученикам крылья, а создавать для них ситуации творчества и успеха.
Список использованной литературы:
1. Абдрахманова А.С., Изакова А.Т. Проблема эффективности и результативности процесса обучения и их диагностика // Вестник НАПК, 2005, №2
1. Барменкова О. И. О работе над проектом по учебнику ‘Happy English 2’. – ИЯ в школе № 3, 1997 г.
2. Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода. – ИЯ в школе № 8, 2005 г.
3. Душеина Т. В. Проектная методика на уроках ИЯ. – ИЯ в школе № 5, 2003 г.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - С. 36.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - С. 67.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия Мастера психологии. -/Издатечьство "Питер", 2000.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- М.- Ростов-на-Дону: “МарТ”, 2005.
8. Колкер Я.М. Практическая методика обучения английскому языку. Учебное пособие. – Издательский центр «Академия», Москва, 2000.
9. Коптюг Н. М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся. – ИЯ в школе № 3, 2003 г.
10. Ляховицкий М. В. и др. Методика обучения ИЯ в средней школе. Учебник. – М.; Высшая школа, 1982.
11. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. – М.; Просвещение, 1990.
12. Маркова А.К. Проблема формирования мотивации. - М., 2002 - С. 63-71.
13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - С. 11.
14. Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
15. Полат Е. С. Метод проектов на уроках ИЯ. – ИЯ в школе № 2, 3, 2000 г.
16. Полат Е.С., Метод проектов на уроках иностранного языка, ИЯШ. – 2000., №2,3.
17. Саланович Н. А. Мотивация учения и пути её повышения на уроке французского языка. – ИЯШ.; 1987,№6.
18. Шошина М.Ю. Формирование познавательных мотивов на уроках иностранного языка, ИЯШ №8,2008.
19. Штарина А.Г., Английский язык. Компетентностный подход в преподавании., изд – во «Учитель», г. Волгоград, 2008.
20. Якиманская И.С. Личностно – ориентированно обучение в современной школе.- М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок английского языка "Творчество Р. Киплинга"
Предствлен урок английского языка в 10 классе лингвистического профиля по курсу "Литература Англии". Тема урока "Творчество Р. Киплинга". Цель урока - активизация речевых умений учащихся в монол...
Методическая разработка интегрированного урока английского языка по теме "Шекспир.Краткие сведения об авторе. Обзор творчества драматурга."
Методическая разработка интегрированного урока английского языка и литературы в 8 классе по биографии и творчеству Шекспира нацелена на развитие навыков аудирования и чтения с полным пониманием содерж...
Опыт работы по теме: « Нетрадиционные уроки , как средство развития творчества на уроках английского языка».
Нетрадиционные уроки...
Развитие воображения и творчества на уроках английского языка
Исследовательская работа на тему "Развитие воображения и творчества на уроках английского языка"...
Поликультурное воспитание и обучение учащихся посредством литературного творчества на уроках английского языка.
Перед учителем иностранного языка ставится сложная задача – подготовить молодежь к жизни в условиях диалога культур, т.е. к международной коммуникации. Для этого необходимо уделять особое внимание пол...
Творчество на уроках английского языка как методический приём и средство эстетического воспитания
Поэзия – особая, насыщенная смыслом и специфически организованная речь, реализующая поэтическую функцию языка. Поэтому, реализуя эту функцию, стих не отмер после появления письменности, а сделался важ...
Творчество на уроках английского языка.
Для саморазвития учителей....