Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении различным видам речевой деятельности в английском языке"
статья по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Стеценко Любовь Павловна

Статья описывает возможности применения средств ИКТ-презентаций, обучающих программ, Internet, интерактивных досок во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Стеценко Любовь Павловна, г. Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 605, учитель английского языка, stetsenkolyuboff605@yandex.ru 

Аннотация: Статья описывает возможности применения средств ИКТ-презентаций, обучающих программ, Internet, интерактивных досок во всех видах речевой деятельности ( аудирование, говорение, чтение, письмо).

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, презентации, компьютерные обучающие программы, Интернет, интерактивная доска, речевая деятельность.

Использование информационно-коммуникационных технологий в форме   обучающих, тестовых программ на CD, мультимедийных игр, использование интерактивной доски, создание и работа с различными типами презентаций на уроке предоставляют новые возможности для форм и методов обучения, формирования основных типов компетенций обучающихся (коммуникативной,  социо-культурной, страноведческой, т.д.), организации индивидуального и группового обучения, наглядности и эффективности процесса обучения, обратной связи,  контроля знаний, умений, навыков,  обоснованного и объективного выставления отметки при выполнении заданий разного типа.

Использование мультимедийных учебных презентаций возможно на различных этапах урока при формировании развития различных видов речевой деятельности.

1. Введение в тему урока и активизация ранее усвоенного учебного материала. Возможно представление речевой или фонетической зарядки на слайде презентаций,  упражнений или групп упражнений, способствующих актуализации знаний, например, задания на соотнесения предметов и их категорий, обобщение названий предметов в группы, определение частей речи (Презентация «TV and TV programmes», УМК «Spotlight-6», http://pedsovet.su/load/111-1-0-14521 ).

2.  Презентация нового фонетического, грамматического, лексического материала. На данном этапе урока применение ИКТ-средств возможно для представления новых грамматических структур, основных грамматических явлений, нового лексического материала урока (особенно эффективно использование наглядных средств- рисунков, схем, трехмерных объектов, видеороликов, фрагментов фильмов- для введения и семантизации лексики беспереводными способами; при работе над формой слова, его грамматических и структурных особенностей, звукобуквенного анализа слова-правописания, анализа структуры слова, необходимого для овладения механизмом словообразования и формирования лексического словаря учащихся). Возможно выполнение упражнений на словообразование с помощью представленных на слайде префиксов, суффиксов, окончаний, заданий на определение и исправление орфографических ошибок в словах, определение верной  транскрипционной формы слова и ее коррекция при неверно представленных формах.

3.   Усвоение и первичный контроль введенного материала, развитие устной подготовленной речи.  Предлагаются следующие виды заданий: активизация полученных ранее лексико-грамматических знаний в устной речи с помощью высказываний собственного мнения, аргументаций за и против тезисов, представленных на нескольких слайдах презентации урока, защиты своей точки зрения с помощью вспомогательных лексических единиц, грамматических структур, также наглядно изображенных в презентации. ( Презентация «Computer games», http://festival.1september.ru/articles/627908/).

4.     Развитие частично подготовленной и неподготовленной устной речи с последующим углубленным изучением лексико-грамматического материала. В этой части урока выполняются следующие упражнения: условно-речевые упражнения по заполнению пропусков в предложениях, тексте, заполнение кроссвордов, подстановки слов в верной грамматической форме, которые представлены в презентациях к уроку. Для развития умений монологической, диалогической, полилогической устной речи в рамках изучаемой лексической темы возможно осуществление работы над диалогами и полилогами с помощью схем, таблиц, которые представляют возможные вопросы, словарь, необходимый для продуцирования речевого высказывания. (Презентация «Лондонский транспорт», http://festival.1september.ru/articles/605463/).

Для развития подготовленной устной речи также применяются ролевые игры в виде диалога-расспроса, интервью. План-схему монолога, диалога, активный словарь участников диалога в виде карточек с соответствующими  изображениями можно увидеть  на слайде презентации. Таким образом, упрощается объяснение необходимых требований, критериев к содержанию, структуре, лексико-грамматической составляющей диалога, монологического устного высказывания, увеличивается конкретизация и степень иллюстрирования изучаемого материала. Использование презентаций для обучения диалогу  показано в следующей презентации. (Презентация «Visit to the doctor», http://nsportal.ru/node/407712).

5. Повторение, закрепление, обобщение материала. Возможно представление в презентации различных видов тестов-на выбор верного варианта ответа, с развернутым письменным или устным ответом, свободным вариантом ответа. Обобщение темы, раздела УМК осуществляется с помощью проведения викторин, конкурсов, игр, групповых заданий, которые частично предъявляются на соответствующих слайдах. Например, задания, касающиеся страноведческих тем, могут быть следующими: определение известных людей англоговорящих стран по их изображениям, описаниям; установление достопримечательностей, памятников, городов, традиций, символов, характерных ассоциаций, связанных с иноязычными странами по их фотографиям, рисункам, видеоматериалам, визуализированных в презентации. (Презентация «Scotland», http://nsportal.ru/node/128592).

Также подобные виды упражнений могут быть представлены в презентациях в заключительно-обобщающих уроках по любым другим темам курса. Допустимо выполнение самими учащимися презентаций, проектных работ в Power Point к обобщающим урокам, что способствует мотивации и развитию познавательного интереса к предмету у отдельного ряда учащихся, которые хорошо владеют навыками компьютерных технологий, что может быть особенно актуально для старшеклассников.

6. Контроль знаний при выполнение тестовых, самостоятельных, контрольных работ.  Предлагается выполнение следующих заданий: выполнение словарного диктанта по картинкам, когда на экране в презентации последовательно предъявляются картинки или фотографии тех или иных предметов, явлений, действий, а учащиеся записывают слово, словосочетание или предложение на английском языке. Также возможен показ различных типов теста или заданий контрольной работы на выбор ответа, на заполнение пропусков, завершение предложения, параграфа, отрывка текста, определение утверждений на соответствие содержанию текста (правильно, неправильно, не сказано в тексте), ответы на вопросы,  что дополнительно повышает наглядность и позволяет сэкономить время на уроке.

7. Выполнение домашних заданий. При завершении темы в качестве творческого задания или проектной работы в качестве домашнего задания  можно выбрать создание презентаций в Power Point. Например, учащимися была выполнена творческая работа- презентация по теме «Кинофильмы: Розовая пантера», http://nsportal.ru/node/129622. В данной творческой работе учащиеся сами выбирали соответствующие теме и замыслу изобразительные средства, писали текст, выражали свое собственное мнение и видение данного материала.

Задавая учащимся подобные работы, следует обратить их внимание на нижеприведенные правила оформления презентаций. Обязательно следить за орфографической, грамматической и стилистической правильностью представленного в презентации утверждения, тезиса, текста. Не допускать неряшливости и небрежности при печати текста (расстановка пробелов, дефисов, тире). Не переносить слишком много текстовой информации на слайд, так как это затрудняет или делает невозможным его восприятие; проверить цветовые сочетания текста и фона, более тщательно рассмотреть всю цветовую гамму оформления презентации.

 Можно сделать акцент еще на нескольких рекомендациях по созданию презентаций: не стоит применять лишние эффекты компьютерной графики, анимации, избыточные рисунки, фоны, нестандартные шрифты.

Следует  проверять качество  вносимых в презентацию рисунков, фото, видео и звукоряда, избегая изменения исходных размеров рисунка, фото, внесение инородных по отношению к слайду рисунков; убрать лишний фон рисунка можно, сделав его прозрачным в графическом редакторе и сохранив картинку в графическом формате GIF или PNG. Не нужно стремиться заполнить весь слайд информацией или иллюстрациями, между смысловыми блоками, параграфами, абзацами лучше оставлять дополнительные промежутки.

Можно посоветовать учащимся проверить свою презентацию на работоспособность видеороликов, звукозаписей, гиперссылок на внешние файлы на другом компьютере; просмотреть презентацию на слаженность видеоэффектов и звукового сопровождения переходов от слайда к слайду, не нужно увлекаться эффектами типа «жалюзи», «часовая стрелка», «шашки», так как они разбивают исходный и последующий слайд на отдельные фрагменты.

Кроме программы Power Point, можно предложить создание учебных презентаций в ее бесплатном аналоге- программе Impress, которая представлена в пакете OpenOffice, хотя совместимость между двумя программами не всегда соблюдается. Также для показа информационных слайдов приемлемо создание презентации в формате PDF, что обеспечивает ее успешное демонстрирование на любом компьютере или в обычном графическом редакторе, например, Photoshop или CorelDraw, тогда на презентации будут представлены только текст и рисунки.

В систему ИКТ также входят компьютерные обучающие программы, которые более активно мотивируют учащихся к изучению английского языка. Уроки с использованием таких программ проводятся в кабинете с наличием персональных компьютеров для каждого обучающегося.  Подобные программы хорошо работают для введения, отработки, а также повторения и контроля лексических и грамматических навыков по разнообразной тематике курса. Приведем пример использования интерактивного курса «Blockbuster 1» (J. Dooley, V. Evans, People and pets, New words, модуль 1). Учащимся последовательно предъявляются картинки с названиями животных вместе со звуковым сопровождением. Учащиеся смотрят на экраны своих компьютеров и повторяют названия животных. Таким образом, обеспечивается многократное аудиовизуальное повторение  семантизируемого лексического запаса и учащиеся постепенно запоминают написание и значение вводимых слов.

 Далее выполняется упражнение на формирование орфографических навыков: на экране предъявляются рисунок и ряд букв, из которых с помощью щелчка компьютерной мышью на необходимые буквы, составляется верное слово.

Закрепление и контроль орфографических навыков происходит в разделе « Fun Time» игровым методом, когда учащиеся выбирают правильную букву в слове, стреляя в нее с помощью средств программы.

Для развития фонетических навыков существуют задания на выбор правильного звука в слове по теме, что также осуществляется щелчком мыши на верном транскрипционном знаке в соответствующем слове ( упражнение на развитие фонематического слуха, раздел «Say it right».

Развитие навыков аудирования осуществляется в разделах программы, где ученикам предлагается прослушать текст по определенной теме, а затем выполнить задания по этому тексту: выбрать щелчком мыши правильный вариант ответа, нужную картинку, закончить предложение верно в лексическом и грамматическом плане, причем переход к следующему пункту задания происходит только в случае корректного выполнения предыдущего пункта, что обеспечивает полное и целостное понимание смысла предложенного текста. Похожие задания даны и для текстов на развитие навыков различных типов чтения.

Для работы по закреплению лексики, на экране образовательной программы изображаются картинка и текст с пропущенными словами, учащиеся заполняют текст с опорой на картинку, что ведет к практическому применению введенных ранее лексических единиц.

Формирование и развитие навыков и умений письменной речи осуществляется следующим образом: учащимся нужно дополнить (напечатать на компьютере) текст монолога, диалогических высказываний, и т.д., что способствует развитию орфографических навыков, лексико-грамматических умений, творческого и критического мышления, воображения, памяти.  Учитель затем проверяет данные работы.

Элементы игры, анимации,  яркой наглядности, мультипликации, мультимедийные ресурсы, которые предоставляют возможности аудирования  аутентичной английской речи с адаптацией ее к уровню восприятия учениками, благоприятно влияют на активизацию работы учащихся на уроке, стимулируют их к повышению знаний по данной теме предмета. Компьютерные обучающие программы создают позитивную атмосферу обучения путем индивидуализации изучения материала и выполнения заданий, что  отмечается во всех статьях и работах, посвященных этому вопросу.

Компьютерные обучающие программы также используются для оценки контроля знаний и умений учащихся, что исключает субъективность выставления оценки учителем, позволяет сократить время проверки работ, скорректировать свои ошибки самостоятельно, обратиться при необходимости еще раз к материалу и заданиям, представленным в программе, что, безусловно, увеличивает качество изучения предмета.

Средства Internet также можно включить в процесс обучения иностранным языкам. Достижение коммуникативной компетенции, как основной, возможно следующими способами: общение через email, форумы, конференции, чаты с носителями языка, преподавателями, изучающими английский язык на разных уровнях, создание собственных страниц на различных сайтах, публикация материалов, использование различных иностранных информационных ресурсов, каталогов, поисковых систем, web-газет, английских образовательных программ, теле- и радиопрограмм on-line приводит к созданию настоящей языковой среды и формированию ситуации реальной,  а не учебной речи.

Использование интерактивной доски, как еще одного инструмента КТ,  оптимизирует и делает более эффективным процесс обучения, так как привлекает внимание учащихся к самым важным разделам материала, предоставляет учителю свободу в демонстрации их на экране доски. Учитель может создавать и передвигать объекты презентации, запускать видео и анимации в нужный момент, наносить выделения, пометки, добавить дополнительную информацию с помощью электронного маркера, подчеркивания на материале, изображенном на доске, сохранять все пометки в памяти компьютера, систематизировать тематически рисунки, имеющиеся в большом количестве в галерее интерактивной доски, обучать правильному порядку слов при составлении вопросов в английском языке,   составлению монологического и диалогического речевого высказывания (картинки SMART Notebook), запускать различные программы и управлять ими с доски, не тратить время на создание бумажных вариантов изучаемого материала, раздаточный материал, смену наглядных объектов, запись упражнений, что значительно увеличивает темп урока.

Литература

1. Искусство презентаций: практикум./ Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю.- М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.

2. Презентация. Лучше один раз увидеть. / Лазарев Д., М., Альпина паблишерс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение различным видам речевой деятельности на примере немецких мультфильмов

Рассматривается методика обучения различным видам речевой деятельности на примере немецких мультфильмов...

Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений ...

Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучению русскому языку.Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений, ...

Памятки по различным видам речевой деятельности

Материал содержит инструкции учащимся по работе с текстом, работе над проектом, ведению дискуссии и т.д....

Использование Интернет-ресурсов для формирования навыков различных видов речевой деятельности

В современном мире интернет является неотъемлимой частью жизни и обучения. Интернет-ресурсы помогают вовлечь учащихся в процесс обучения и развивать навыки различных видов речевой деятельности на урок...

«Использование приемов театральной педагогики для обучения разным видам речевой деятельности в освоении иностранных языков»

Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков, помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому что во время занятий большое внимание уделяется формиро...

статья "Развитие коммуникативных умений у обучаемых в различных видах речевой деятельности"

Речь идет о формировании коммуникативной компетенции. Достичь этой цели позволяет коммуникативно-деятельностный подход, который представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на овлад...