Проектная методика на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Тимофеева Елена Александровна

        Объектом данной курсовой работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку.

         Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.

         Цель исследования состоит в том, чтобы разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности.

        Основными задачами в ходе написания данной курсовой работы явились следующими:

-Раскрыть понятие «метод проектов»;

- Рассмотреть особенности организации проектной деятельности на уроке иностранного языка.

-Рассмотреть примеры интеграции метода проекта в процессе обучения иностранному языку

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx59.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Содержание

Введение                                                                                                                       3-5

Глава 1. Теоретические аспекты использования метода проектов               6-12

Глава 2. Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка.                                                                                                     13-20

Глава 3. Интеграция проектов в процесс обучения языку .                            21-26

Заключение                                                                                                                  27-29

Список литературы                                                                                                     30

Введение

Предмет "иностранные языки" в школе решает разные задачи. Независимо от того, какой язык изучают дети, мы знаем, что иностранный язык – язык иной страны развивающий внимание, память, наблюдательность, расширяющий кругозор учащихся.

Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.

         В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей.

         Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов.

           Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале XX века в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.  Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
        Метод проектов привлек внимание русских педагогов в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
        Выбранная тема данной работы является наиболее актуальной в настоящее время, так как метод проектов, сравнительно новый метод в преподавании английского языка, способствует активному вовлечению учеников в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.

        Таким образом, мы можем сказать, что основная проблема работы заключается в определении условий обучения английскому языку на основе метода проектной деятельности на среднем этапе обучения.

        Объектом данной курсовой работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку.

         Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.

         Цель исследования состоит в том, чтобы разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности.

        Основными задачами в ходе написания данной курсовой работы явились следующими:

-Раскрыть понятие «метод проектов»;

- Рассмотреть особенности организации проектной деятельности на уроке иностранного языка.

-Рассмотреть примеры интеграции метода проекта в процессе обучения иностранному языку

Глава 1. Теоретические аспекты метода  проектов.

        Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

        Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

       Воспитательный потенциал иностранного языка увеличивается с введением в учебный процесс новых технологий. Использование технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал, выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за школьные рамки.

         Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

         В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

          Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). [1,c.47]

        Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Кроме того, в его понимании характера развития ребенка была заложена идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет вслед за человечеством путь познания окружающего мира.
       Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом — восхождения от частного к общему.
         Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе
 самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того.


      Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

— проблематизация учебного материала;
— активность ребенка;
— связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

        Методическими приемами создания проблемной ситуации являются следующие:
— учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;
— сталкивает противоречия в практической деятельности;
— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
— предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
— побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;
— ставит конкретные вопросы;
ставит проблемные задачи.
        Метод проектов
в 20-30 годы прошлого столетия привлек внимание советских педагогов, которые считали, что, критически переработанный, он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения, поможет найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применить эти знания на практике.[1,76] Пропагандировалась активность ребенка на основе свободы, а роль учителя сводилась к руководству самостоятельной работой учащихся и пробуждению их пытливости.
         Однако постоянных программ не было, учащимся давали лишь те знания, которые могли найти практическое применение в их жизни. Такая бессистемность изучения дисциплин, чрезмерная прагматичность подхода к обучению приводила к тому, что учащиеся не получали полноценных знаний.

          На современном этапе в России метод проектов получил большое распространение благодаря работе профессора Полат Е.С.[2,71]  . Здесь представлена классификация проектов, которая  может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По методу, доминирующему в проекте:

а) исследовательские. Данный тип требует хорошо продуманную систему проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.

б)творческие . Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако прежде чем начать разработку такого проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Это могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.

в)игровые. В таких проектах также структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут вырисовываться ближе к концу работы.

г)практико-ориентированные . Такой тип отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть: газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий и т.д. Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов иностранных применения их на практике.

2. По характеру контактов :

а)внутренние (региональные). В пределах классов одной школы, школ, округов, города

б)международные.  Они могут иметь место при школьных обменах. Кроме этого, возможность разрабатывать международные проекты совместно с учащимися разных стран и континентов представляют учителю современные информационные технологии. Такие проекты появились сравнительно недавно и называются телекоммуникационными проектами.

3. По количеству участников :

  • личностные (индивидуальные)
  • парные
  • групповые

4. По продолжительности проведения :

  • краткосрочные
  • средней продолжительности
  • долгосрочные    

       Можно выделить следующие отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения иностранному языку:

· использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

· акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

· выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

· отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

· наглядное представление результата.

        Общие черты метода проектов и указанные специфические особенности проектной деятельности в обучении иностранному языку накладывают определенный отпечаток на использование этой технологии в педагогической практике. Однако наличие несомненных преимуществ и возможностей позволяет говорить об огромном образовательном и воспитательном потенциале метода проектов для обучения иностранному языку, который педагоги реализуют в своей работе.

       Работа над проектом – это, в первую очередь, самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д.

      Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.

Глава 2. Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка.

      Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. [4,43]

       Метод проектов как один из видов самостоятельной работы все больше увлекает как учителей, так и учащихся. В разработке проекта могут принимать участие как отдельные учащиеся (индивидуальные проекты), так и группы детей (групповые проекты). Период подготовки работы может быть различным -в зависимости от целей работы, а также возможности учащихся.

          Использование проектной методики дает возможность обучаться в процессе сотрудничества, развивать столь необходимые в наше время коммуникативные навыки. Работая над проектом, учащиеся познают методику исследовательской работы. Они собирают факты, совершенствуют свои знания, получают дополнительную информацию по проблеме. Ребята учатся анализировать полученные сведения, сопоставлять данные, приходить к определенному заключению. Таким образом, они готовят себя к взрослой жизни, совершенствуя при этом свои языковые знания.  

        В процессе работы над проектом могут преобладать различные виды деятельности. Эта деятельность может быть поисковой и творческой, исследовательской и практико-ориентированной. Проект может находиться в одной области знаний, но может затрагивать и межпредметные связи.

       Обсуждая с учащимися тематику проектов, поручая им определенные задания, учитель всегда ставит перед собой и ребятами определенные цели. Например, обучение исследовательской самостоятельной работе, привлечение внимания и актуальной теме, расширение кругозора и др. И, конечно же, повышение интереса к английскому языку, совершенствование владения иноязычной речью.[3,172]

        В процессе подготовки и оформления развиваются творческие способности учащихся. Для ознакомительно - и практико-ориентированных проектов важна хорошо продуманная и спланированная деятельность участников проекта, обсуждение, координация и коррекция работы. А также организация презентации и способов внедрения результатов непосредственно в жизнедеятельность учащихся.

         Учитывая реалии жизни, осознавая возможности получения хороших результатов проектной деятельности учащихся, учителя начинают применять проектную методику уже на начальном этапе обучения английскому языку. Роль учителя как координатора и консультанта при этом очень важна.

         Чаще всего проект разбивается на отдельные задания. По каждому заданию работает определенная группа детей. При парной и групповой работе следует учитывать интересы ребят, из возможности и способности.

         Над проектом могут работать как учащиеся одного класса, так и вся параллель. Классы параллели могут разрабатывать свои проекты по единой теме. В этом случае защита проектов может носить соревновательный характер.

        При реализации стратегий личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы учащихся, используя разнообразные формы и методы учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт ученика, стимулирует учащихся к высказываниям на иностранном языке, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ, помогает ученикам выбирать наиболее значимые и интересные для них виды и формы работы поощряет стремления каждого находить свой способ решения проблемы, в ходе урока анализировать работу одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные пути, позволяя каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создавая обстановку для естественного самовыражения на иностранном языке, давая возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении, общении.

       Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим подробно каждый этап работы над проектом.

       Первый этап – поисковый: предложение темы исследования. Выбор проблемы / проблем проекта. Данный этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Разрабатывая тему проекта, учитель продумывает конкретные ситуации учебной деятельности для каждого ученика, в зависимости от его личного потенциала, интересов, темпа усвоения материала. Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания учеников по нему. Чаще же темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта и включения в различные среды.

         Тема проекта может быть предложена и самими учащимися. В старшем школьном возрасте ученики вполне могут самостоятельно сформулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что и должно активно поощряться учителем и незаметно для учащихся направляться им. Это позволит учителю выявить степень самостоятельности мышления школьников, их умение увидеть проблему; он может определить степень осведомленности учеников в конкретной предметной области, выявить их индивидуальные интересы.

         Введение темы проекта, её обсуждение, комментирование также способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся: они поставлены перед необходимостью самостоятельного выбора аргументов для своего высказывания, использования соответствующих языковых и речевых средств.

        Второй этап – аналитический: Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе. Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между учениками и учителем и хорошие отношения между самими учащимися в паре или группе.

         На данном этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных его проблем. При их формировании учителю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта учеников с различным интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе или паре.

         Работая вместе с учителем, ученик имеет возможность совместно с педагогом анализировать свою деятельность, выбирать и отстаивать точку зрения, делать определенные выводы в нравственной сфере, ценностном отношении. При совместной деятельности, когда учитель выполняет функции консультанта, он также меняет свой стиль общения с учениками и, соответственно, на уроке чаще звучит похвала, просьба, одобрение, внимание учеников акцентируется на содержательном аспекте их деятельности, раскрывается цель выполнения каждого задания.

         Третий этап – практический: оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов. На этом этапе происходит сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводятся учащимися самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы.

         На этапе разработки проекта, когда идёт обсуждение, больше включены в работу такие речевые умения, как говорение и аудирование, а когда учащиеся подбираю материал и делают записи – чтение и письмо. Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления полученных результатов и их комментирование; в любом случае, в качестве основных умений, которые должны продемонстрировать школьники, будут выступать устная речь и письмо.

        Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе этого обсуждения учащиеся будут использовать уже знакомый грамматический и лексический материал.

         Четвёртый этап – презентационный. Один из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Она завершает, подытоживает работу над проектом и важна как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над проектом.

         Выбранный способ презентации или опирается на уже сформированные умения проводить публичные выступления и демонстрации, или в процессе работы над проектом эти умения формируются и развиваются. На презентации может происходить демонстрация альбома, устного доклада.

         Результат может быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета (фильма), слайд-шоу, web-сайта и прочего. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта.

         Подготовка к презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени. И если помнить, что результатом работы над проектом является, прежде всего, замысел способа решения проблемы проекта, то понятно, что его и надо предъявить, прежде всего, а продукт играет вспомогательную роль, помогает наглядно представить одно из воплощений замысла или образ. Очевидна подчиненность продукта основной идее проекта.

         Результат необходимо публично продемонстрировать, презентовать, т.е. рассказать и показать, опубликовать, представить на общее обозрение. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности.

       Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, какими бы мизерными они ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного.

        Презентация проекта важна и для самосознания каждого участника группы. Выступление перед одноклассниками, приглашенными гостями даёт возможности каждому ученику публично проявить себя. Выступая с докладом, школьники учатся правильно держаться перед слушателями, преодолевать застенчивость, скованность, а также, давая пояснения, включать необходимую аудио-видеотехнику. Быть может, важнее даже просто увидеть свою фамилию в списке исполнения проекта. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение или же критические замечания.

         Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним, а так же планирование тем будущих проектов. Учитель на данном этапе слушает отчеты участников проекта, задаёт вопросы, а так же записывает наиболее типичные ошибки участников дискуссии для их дальнейшего обсуждения.

        Так же не менее важна на данном этапе оценка усилий каждого ученика и группы в целом: креативность, качество использования источников, потенциал и возможности каждого, качество отчёта или подготовленной презентации. При оценке проекта учитывается актуальность проекта, ее соответствие изучаемому материалу, активность участников и результативность их работы, умение ребят объединять свои усилия для достижения успеха, значимость собранного ими материала, уровень его оформления и подачи, а также умение использовать дополнительный материала и делать выводы. Учитель проводит личные беседы с каждым участником и анализирует выполнение плана работы над проектом, а так же взаимоотношения в группе, планирует дальнейшие этапы работы каждого, развивая у учащихся самокритичность, стремление к самообразованию, желание добиться дальнейших успехов.[3,175]

        Учащиеся так же могут принимать участие в беседе, планируя индивидуально или с учителем дальнейшие шаги, как в изучении языка, так и в участии в дальнейших проектах, стремясь тем самым к самосовершенствованию и самовоспитанию.

        Таким образом, рассмотрев основные этапы работы над проектом и особенности каждого из них, мы можем сказать, что при поиске необходимой информации, при работе с необходимым языковым материалом, при совместной работе в группах, обсуждении собранной информации учащиеся используют все четыре вида иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

 

Глава 3.Интеграция проектов в процесс обучения языку.

          Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может:

  • использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,
  • служить альтернативным способом организации учебного курса,
  • интегрироваться в традиционную систему обучения языку.

         Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п.  

         Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, альбома, видеофильма, театрального представления – в зависимости от поставленной цели.

         Курс обучения, в основе которого лежит проектная работа, строится как цепочка проектов, тематически связанных между собой тематически и реализующих принцип преемственности и постепенного усложнения языкового материала.

        Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия или заключительного задания урока учебника.

Экспериментальное обучение с использованием метода проектов.

           Для экспериментальной проверки возможностей метода проектов в обучении английскому языку были выбраны две разновидности проектов - проект как форма внеаудиторной работы и проект, интегрированный в традиционный учебный процесс.

Примеры проектов, интегрированных в традиционный учебный процесс.

Проект 1. Участие в конкурсе проектов учащихся 5 классов по теме «British and Russian traditions and customs».

        Конкурс проводился среди учащихся 5 классов ГБОУ СОШ №1412 в рамках предметной недели по английскому языку.

       Заданием конкурса было создание плаката или макета, на котором должны быть представлены британские/русские традиции/праздники.

        В данном проекте приняли участие 20 учащихся 5 классов. Наиболее интересными оказались следующие проекты: «Maslenitsa», «Guy Fawkes  Night», «Christmas», «New Year». При выполнении проекта ставились следующие учебные задачи: систематизация и расширение лексико - грамматического материала по теме «So many customs, so many countries» , расширение знаний и кругозора учащихся по данной теме.

        Результат был представлен в виде плакатов или макетов. В процессе представления своих работ учащиеся рассказывали о некоторых традициях и праздниках. Участие в проекте было полезным для учеников, поскольку позволило не только сравнить результаты своей работы с работами других участников конкурса, но и проявить свои способности как во владении устной разговорной речью по английскому языку, так и в умении держаться перед публикой, преодолевая волнение и застенчивость.

Проект 2. Участие в конкурсе проектов учащихся 6 классов по теме «Environmental problems».

        Конкурс проводился среди учащихся 6 классов ГБОУ СОШ №1412 в рамках предметной недели по английскому языку.

       Заданием конкурса было создание электронной презентации по данной теме .

        В данном проекте приняли участие 25 учащихся 6 классов. Наиболее интересными оказались следующие проекты: «Rare animals», «Water pollution», «Ecological problems», «Air pollution». При выполнении проекта ставились следующие учебные задачи: систематизация лексического и грамматического материала по теме «Ecology» , расширение знаний и кругозора учащихся по данной теме.

        Результат был представлен в виде презентации. В процессе представления своих работ учащиеся рассказывали о проблемах экологии, окружающей среды, о путях решения некоторых проблем.

Проект 3. Участие в конкурсе проектов учащихся 3классов по теме «Food for life».

        Конкурс проводился среди учащихся 3 классов ГБОУ СОШ №1412 в рамках предметной недели по английскому языку.

       Заданием конкурса было создание плаката  по данной теме.

        В данном проекте приняли участие 25 учащихся 3классов. Наиболее интересными оказались следующие проекты: «My favourite food», «Food for life», «What I like to cook», «My breakfast», «I like to cook». При выполнении проекта ставились следующие учебные задачи: систематизация лексического и грамматического материала по теме «Food» , расширение знаний и кругозора учащихся по данной теме.

        Результат был представлен в виде плакатов. В процессе представления своих работ учащиеся рассказывали о продуктах питания, своих предпочтениях в еде, о здоровом образе жизни.

Проект 4. Участие в конкурсе альбомов учащихся 2классов по теме «My family and I».

        Конкурс проводился среди учащихся 2 классов ГБОУ СОШ №1412 в рамках предметной недели по английскому языку.

       Заданием конкурса было создание плаката  по данной теме.

        В данном проекте приняли участие 25 учащихся 2 классов. Наиболее интересными оказались следующие проекты: «My family», «I love my family», «My friendly family», «My mother».При выполнении проекта ставились следующие учебные задачи: систематизация лексического и грамматического материала по теме «My family» , расширение знаний и кругозора учащихся по данной теме.

        Результат был представлен в виде альбомов. В процессе представления своих работ учащиеся рассказывали о членах своей семьи.

Примеры проектов внеаудиторной работы.

1.Викторина для 5 классов «Знаешь ли ты страны и обычаи?»

         Данное мероприятие проводилось после занятий. Учащиеся, принимавшие участие в данном конкурсе, были поделены на 3 команды. Перед участниками викторины ставились следующие задачи:

-выбор страны и флага

-подбор вопросов соседней команде

-подбор небольших рассказов, описывающих страну и праздник (другие команды должны были назвать, что это за праздник и в какой стране празднуется)

-подбор карточек с изображением достопримечательностей некоторых городов

-подготовка карточек с заданиями типа «вставь пропущенную букву в слово», «составь слово из данных букв»

-инсценировка песни на английском языке

В процессе конкурса учащиеся обобщили и систематизировали пройденный материал, расширили свои знания в области страноведения.

2.Проект «My friends».

        Целью данного проекта является: активизация лексико-грамматического материала, развитие умений письменной, устной разговорной речи, развитие творческих способностей учащихся. Перед учащимися стояли следующие задачи:

-проведение анкетирования среди своих друзей (personal identification, character, likes and dislikes)

-составление устного рассказа о своем лучшем друге

-написание письма другу по переписке

-заключение: зачем нужна дружба

       

   

 Заключение

           Анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проекты предоставляют новые возможности решения методических задач. В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но особенности каждого типа проектов.

        Для организации внеаудиторных проектов требуются значимые внешние стимулы (поощрения, призы, грамоты,  возможность продемонстрировать результаты широкому кругу людей и т.п.) и значительные дополнительные затраты времени как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей. Кроме того, в таких проектах достаточно сложно ставить специальные обучающие цели, они скорее ориентированы на использование уже имеющихся знаний и сформированных навыков.

        Проведение учебного курса или его фрагмента на основе проектной методики (классические проекты) требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый языковой материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.

         Проекты, включенные в традиционные курсы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников. При этом важно, чтобы проекты были ориентированы не только на внешний наглядный результат, но и действительно реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего и творческого характера.

          Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.

         Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.

       Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.

          Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.

          Цели и задачи данной курсовой работы были достигнуты. Было успешно разработаны методические рекомендации по организации проектной работы, а так же раскрыто понятие проектной деятельности, выявлены особенности и требования к использованию метода проектов.

          В ходе работы над курсовым проектом мы раскрыли понятие метода проектов: методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

           В итоге мы пришли к выводу, что поэтапная работа над проектом способствует успешной организации проектной деятельности.

Список литературы:

 1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. – М.:АРКТИ, 2005

2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

       3. Кулинич Г.Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка.-М.:ВАКО,2009

 4. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.

5. Синенко В.Я. «Педагогическое проектирование как способ повышения качества образования» // Сибирский учитель, 2004 №1

      6.http://wiki.pskovedu.ru/index.php

     7.http://festival.1september.ru/articles/104656/

     8. http://nsportal.ru/video/etapy-raboty-nad-proektom

     9. http://festival.1september.ru/articles/564956/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной методики на уроках английского языка"

В данной работе описаны основные виды проектов и методика работы с ними на уроках....

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Двнная работа рассказывает о применении проектных методик на уроках английского языка, как однго  из средств мотивации его изучения  и повышения интеллектуальных способностей учащихся, как с...

Презентация по теме "Проектная методика на уроках английского языка".

Данная презентация представляет собой теоречический и практический материал по теме "Проектная методика на уроках английского языка"....

Проектная методика на уроках английского языка.

Отличие проектной методики от традиционных уроков и её плюсы....

Проектная методика на уроках английского языка.

В условиях постоянного совершенствования системы образования, обусловленного социальными переменами, происходящими в обществе, перед преподавателем иностранного языка ставится приоритетная задача поис...

Статья. "Проектная методика на уроках английского языка"

В статье рассказывается об эффективности использования метода проекта на уроках аеглийского языка....