Мастер-класс Англицизмы в повседневной жизни
методическая разработка по английскому языку по теме

Цыцаркина Наталья Сергеевна

Мастер-класс Англицизмы в повседневной жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир многогранен,

Сложен, гибок,

Но целостен и ограничен.

И в дисциплинах, нам привычных

Есть связь – лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не знаний багажом,

А способом познанья!

Эти строки можно считать своеобразным лейтмотивом деятельности педагога, реализующего принцип системно-деятельностного подхода в процессе обучения. Современная школа должна научить учащихся добывать информацию из различных источников, включая информационные, привить навыки их критического анализа и сформировать компетентностные умения применять полученную информацию и умения на практике. Формирование метапредметных результатов должно стать заботой практически каждого учителя, в том числе учителя ИЯ. Целью современного метапредметного урока является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося. В ходе таких проектов идет работа над развитием целого ряда метаумений, таких как:

  • Обобщение, систематизация, определение, классификация;
  • Анализ, синтез, аргументация информации;
  • Критическое мышление;
  • Определение целей, планирование, выбор тактики, анализ своей деятельности.

Механизмами развития метадеятельности на уроке могут служить проекты, элементы исследовательской деятельности, т.к именно подобная деятельность предполагает самостоятельную деятельность, творческую переработку информации, активный поиск. Они в свою очередь являются неизменными спутниками любого личностного открытия.

Обобщенно тема нашего мастер-класса звучит так «Английский вокруг нас». В ходе выполнения практической части мы проведем небольшую исследовательскую работ. Т.о тип нашего занятия – урок исследования.

Вашему вниманию будет представлен видеоролик, попробуйте предположить какова ключевая проблема нашего занятия. (РОЛИК) Какую проблему мы будем сегодня обсуждать? Все правильно. Тема нашего занятия – «Переполненность русского языка словами англоязычного происхождения». Для определения хорошо это, или плохо нам с вами предстоит решить ряд задач. А какие, я предлагаю вам подумать и высказать своё мнение. (УЧАСТНИКИ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ)

Давайте подведем итог, какие же задачи стоят перед нами:

  1. Определить какую роль играют англицизмы в нашей речи;
  2. Выяснить насколько глубоко проникли англицизмы в повседневную жизнь;
  3. Узнать могут ли англицизмы быть заменены своими русскими эквивалентами;
  4. Найти источники заимствований англицизмов.

 - Перейдем в плотную к решению каждой из поставленных задач. Перед каждым из вас, на столах, лежит текст, который вы недавно послушали. В течение 1 минуты поработайте с текстом и простым карандашом подчеркните слова, которые по вашему мнению, имеют англоязычное происхождение.

 - А все ли слова мы с вами нашли? Поработайте в парах и сверьте подчеркнутые слова.

Пришло время проверить работу каждой пары, называйте слова вслух, а я попробую вывести их все на доску.

 - Слова мы с вами нашли. И теперь для каждой пары у меня будет своё задание.

  1. Воспользуйтесь красным маркером и выделите, те англицизмы которые можно заменить;
  2. Вам необходимо найти незаменяемые англицизмы и для этого вам нужен синий маркер;
  3. А 3ию пару, я попрошу выйти к доске. Ваша задача разделить слова на 2 группы: оправданные(незаменяемые) англицизмы и неоправданные (заменяемые) англицизмы.

Давайте проверим, что из этого можно заменить , а что нет.(УЧАСТНИКИ ЗАЧИТЫВАЮТ) Какие выводы мы можем с вами сделать? – Англицизмы делятся на 2 группы.

 - Почему же оправданные англицизмы заменить нельзя? (ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ) всё правильно. Заимствуясь из английского языка, слова перешли в русский язык всместе с теми реалиями, которые они обозначают. Бесспорно они основательно закрепились в нашем языке, т.к трудно представить, как бы мы назвали телефон, компьютер, не одолжи мы их у англичан.

 - Эту группу слов, по вашему мнению можно заменить. Так давайте и заменим.(ЗАЛ ПОМОГАЕТ) как же будет звучать текст с вашими преобразованиями. Зачитайте пожалуйста изменённый текст вслух. Спасибо за работу!

 - Количество англицизмов неумолимо растет из года в год, заполняя собой разные сферы нашей жизни. Подумайте и подскажите, что является основными источниками англицизмов в современном мире. (МНЕНИЯ) Объединим все ваши идей и выделим три основные группы: СМИ, компьютеризация и глобализация.

  1. В последние годы, в связи с расширением международных контактов нашу речь проникает всё больше и больше элементов иноязычной речи. Прежде всего это реклама, объявления, газетные статьи.(СМИ) Убедимся на деле, что это так. Вашему вниманию предложено 3-4 рекламных ролика, выберите из текста ролика англицизмы. (ПРОСМОТР, ОТБОР) Какие англоязычные элементы вы услышали?
  2. Изобретение компьютера и других технических средств дола очередной толчок потоку англицизмов в нашу родную речь. Сможете ли вы представить свою жизнь без ноутбуков, сканеров, принтеров. Предлагаю вам отгадать мои загадки:
  • Программа, которая помогает создать презентацию (Powerpoint);
  • Фотография необходимой вам страницы в интернете (скриншот);
  • Поисковая система в интернете (браузер);
  • Портативный компьютер (ноутбук);
  • Программа позволяющая создавать текстовые документы (word);
  • Сохраненная информация на компьютере (файл);
  • Клавиша, используемая для удаления информации (delete).

Т.о мы видим с вами, что прочно укоренившись в нашей жизни компьютер и всё, что с ним связано влияет на нашу речь, пополняя её терминами английского происхождения.

3. Немаловажным источником англицизмов является глобализация. Межкультурное взаимодействие наций, расширение границ между странами способствовало росту количества англицизмов в нашей речи. (РАЗДАТЬ АНГЛИЦИЗМЫ)

Спорт – допинг, офсайд, маунтингбайк, файтер.

Косметология – пилинг, скраб, лифтинг, пирсинг.

Экономика – брокер, дилер, маркетинг.

Авто – лизинг, тюнинг, картинг.

Вот те сферы нашей жизнедеятельности, из которых пришли эти слова. Давайте распределим их на группы. Подойдите к той сфере, к которой относится англицизм в вашей руке и положите рядом с названием сферы.

Мы с вами охватили лишь несколько сфер, в действительности процессы глобализации затрагивают все без исключения области человеческой жизни.

В начале нашего занятия мы ставили перед собой задачи. Удалось ли нам их разрешить? (ОТВЕТЫ)

Вы увидели элементы урока, который был реализован как урок – исследование. По средствам использованных нами упражнений шла работа над развитием таких метаумений как ориентироваться и анализировать информацию, классифицировать полученные данные, критически мыслить, определять цели. Элементы исследования на занятии послужили инструментами развития метадеятельности на уроке. Надеюсь, что информация использованная на занятии послужила источником личностного открытия для наших участников. Подобная работа была проведена с учениками 7 «б» класса и переросла в исследовательскую работу «Англицизмы в молодёжной среде» в 2014 году, в том же году работа и её авторы были удостоены II места на Республиканской научно-исследовательской конференции «Я – исследователь. Я – открываю мир».

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

0 Печора Республика Коми Мастер - класс 2016 Цыцаркина Н.С Учитель английского языка МОУ «СОШ № 10» г. Печора

Слайд 2

Мир многогранен, Сложен, гибок, Но целостен и ограничен. И в дисциплинах, нам привычных Есть связь – лишь распознать сумей! Вооружить сумей детей Не знаний багажом, А способом познанья!

Слайд 3

Современная школа должна научить учащихся добывать информацию привить навыки их критического анализа сформировать умения применять полученную информацию и умения на практике

Слайд 4

Механизмами развития метадеятельности Проекты Элементы исследовательской деятельности

Слайд 5

Метаумения Обобщение, систематизация, определение, классификация; Анализ, синтез, аргументация информации; Критическое мышление; Определение целей, планирование, выбор тактики, анализ своей деятельности.

Слайд 6

Задачи: Определить какую роль играют англицизмы в нашей речи Выяснить на сколько глубоко проникли англицизмы в повседневную жизнь Узнать могут ли англицизмы быть заменены русскими эквивалентами Найти источники заимствований

Слайд 8

видеорол

Слайд 9

Power point Скриншот Браузер Ноутбук Word Файл Delete

Слайд 10

Глобализация

Слайд 11

Допинг Офсайд Маунтигбайк Файтер Скраб Пилинг Лифтинг Пирсинг Диллер Брокер Маркетинг Тюнинг Картинг Лизинг

Слайд 12

Задачи: Определить какую роль играют англицизмы в нашей речи Выяснить на сколько глубоко проникли англицизмы в повседневную жизнь Узнать могут ли англицизмы быть заменены русскими эквивалентами Найти источники заимствований

Слайд 13

«Я – исследователь, я открываю мир»

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "В математике - все для жизни"

Данный мастер-класс был представлен на конкурсе "Учитель года Кировской области" 2009....

Мастер-класс "Заимствования.Англицизмы."

Это мастер-класс на тему "Заимствования.Ангицизмы."...

Мастер - класс – «Использование англицизмов в русском языке»

Тема мастер - класса – «Использование англицизмов в русском языке».  В форме деловой игры «Рекрутинговое агентство»  мы предлагаем учащимся различные приёмы совершенствования речевых компете...

Мастер-класс по теме: "Математика- это жизнь, а жизнь - это математика"

В данном материале рассматриваются задачи на практическое применение, сопровождающее презентацией к данному материалу....

Мастер-класс по формированию здорового образа жизни

В ходе мастер-класса идет знакомство с приёмами и методами формирования навыков злорового образа жизни...

Мастер - класс «В математике - всё для жизни»

Аннотация.В мастер – классе «В математике всё для жизни» показано значение математики в жизни человека. Она заставляет нас каждодневно применять наши математические знания в различны...

Мастер класс «Значение вестибулярного аппарата в жизни человека и способы его развития»

laquo;Значение вестибулярного аппарата в жизни человека и способы его развития»...