Ролевая игра на старшем этапе обучения.
статья по английскому языку на тему

Смирнова Ксения Михайловна

Методическая статья по теме "Ролевая игра на старшем этапе обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_butramyeva_1_1.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Ролевая игра на старшем этапе обучения.

         Урок иностранного языка — это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. Поэтому широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. 

         Метод ролевой игры уже давно используется на уроках иностранного языка. Типовые упражнения “прочитайте по ролям”, “инсценируйте диалог” (Role-play the Dialogue) занимают уверенное место в составе методических приемов, а похожие  инструкции можно увидеть во всех учебниках иностранного языка.

         Итак, ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком, который  представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.

        Согласно государственному федеральному образовательному стандарту по иностранному языку, изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих –языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций.

        Именно поэтому большинство авторов, такие как М.А. Ариян , Р.П. Мильруд , В.М. Филатов  рассматривают ролевую игру как один из ведущих методических приемов с точки зрения развития коммуникативных способностей школьника.

        О.А. Колесникова  связывает ролевую игру с мотивацией, интересами и потребностями школьников, говорит о том, что ролевая игра создает условия равенства в речевом партнерстве и тем самым разрушает традиционный барьер между учителем и учеником, отмечает, что ролевая игра дает возможность робким, неуверенным учащимся проявить себя в полной мере.

        По мнению Р.П. Мильруда ролевая игра – это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Автор рассматривает систему ролевой игры в соответствии с возрастными особенностями учащихся. По его мнению, игра как одна из главных форм отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому возрасту, возвращаться к более ранним формам поведения, опережать соответствующую возрастную стадию и способствовать подготовке к новой ведущей деятельности.

        Существуют различные виды ролевой игры на уроках иностранного языка с учащимися младшего, среднего и старшего школьного возраста. Поэтому используются  разные варианты ролевой игры.

       Игровые формы обучения иностранному языку актуальны на всех ступенях обучения школьного образования, включая старшую. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательным потребностям. Для старшего школьника важна содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся пережить радость самостоятельных открытий. Когнитивные процессы подростка очень противоречивы: с одной стороны восприятие, внимание, память характеризуются устойчивостью и возрастанием произвольности, но с другой стороны они чрезвычайно ситуативные. Учащиеся проявляют интерес и запоминают только ту информацию, которая задевает их эмоциональный мир, имеет для них личную значимость. Педагогу необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы познавательные процессы учащихся были активизированы. Г. Лебедев указывал, что познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.

         На старшем этапе обучения активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь, увеличивается словарный запас. Ведущий вид деятельности подростка – межличностное общение. Игровые методы дают возможность изучать новый лексический материал в ситуациях общения, повышая мотивацию к изучению иностранного языка. Следовательно, учитель, использующий игру, организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей учащихся.

        Поэтому естественной формой игрового общения становится имитационная ролевая игра. Имитационные игры часто используются в целях формирования у школьников социально – политической зрелости, нравственных знаний и убеждений, воспитания идеологической стойкости. Так, например, можно имитировать дискуссию между русскими школьниками и их «зарубежными сверстниками». Учащиеся рассказывают «зарубежным гостям» о детских и юношеских организациях нашей страны, о своей учебе, о правах и обязанностях и о других аспектах своей жизни.

       Кроме того, с учетом выявленных профессиональных интересов школьников можно организовывать имитационные деловые игры, соответствующие возрастным особенностям учащихся старших классов, являются важным средством не только обучения иностранному языку, но и профессиональной ориентации школьников, их воспитания и всестороннего развития.

       В настоящее время одним из самых популярных УМК в российских общеобразовательных школах является «Английский в фокусе» («Spotlight»).  Это  первый российский УМК, который является совместной  продукцией российского издательства «Просвещение» (Россия)  и британского издательства Express Publishing (Великобритания). Данный проект разработан специально для общеобразовательной российской школы известными российскими учителями-практиками совместно с известными британскими авторами, которые предлагают новый уникальный подход к изучению английского языка. В рассматриваемом УМК нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции как российской, так и зарубежных методик обучения иностранному языку.

       В основу данной серии в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предусматривающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции.

      Личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку, которого придерживаются авторы УМК, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.   
      Данный  УМК характеризуется разнообразием составляющих его компонентов, которые позволяют достигать учителю положительных результатов в обучении, помогают учащимся эффективно использовать английский язык и дают им возможность изучать его с удовольствием.

      Учебники «Английский в фокусе» написаны таким образом, что не только отвечают интересам учащихся, но и вовлекают их в активное изучение английского языка.  

     Тем не менее, как и любой УМК, «Английский в фокусе» имеет и свои недостатки. В данных УМК в недостаточном количестве предоставлены задания на развитие навыков говорения, а именно задания, нацеленные на развитие навыков диалогической речи, какими являются задания типа «Role-play the dialogue».

     При анализе УМК «Английский в фокусе» для 10 и 11 класса было выявлено, что в  данных УМК превалируют задания на развитие монологической речи, нежели диалогической.
    В этой связи представляется возможным предложить некоторые методические рекомендации по расширению и усовершенствованию программы в данном ключе. Так, например, работая с данным УМК в 11 классе, можно добавить в курс несколько занимательных заданий в модуле 1 «Семья».


Задание 1: Work in pairs. Student A is mother/father , student B is his/her son/daughter. Your views on the family values are different. Discuss the differences in your view points. Then prepare and act out a dialogue.

Задание 2: Work in groups of two or three. Think of some role plays in a shop or while going on a hike. Choose a place and some characters. All of you are family members.

         Игра является школой морали в действии, а не в представлении. Она имеет значение и для формирования коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

         Суммируя всё вышесказанное, ролевая игра – это:

– обучение в действии, повышающее качество обучения;
– в высшей степени мотивирующий фактор, так как она (игра) взывает интерес учащихся, особенно в плане непредсказуемости развязки;
– дает учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной конкретной ситуации;
– сопровождается, как правило, эмоциональным подъемом, что положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность.

          Таким образом, из всего вышесказанного следует, что ролевая игра как метод обучения является эффективным средством формирования коммуникативных навыков учащихся, и ее следует больше использовать на уроках иностранного языка.

Библиографический список:

1.Сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации//ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (10-11 КЛ.)

2. Сайт издательства «Просвещение»//Английский в фокусе

3.Мильруд Р.П. Организация ролевой игры // Иностранные языки в школе. 1987. № 3. С. 8–13.

4.Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр // Иностранные языки в школе.

1988. № 2. С. 25–29.

5. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранному языку // Иностранные языки в  школе. 1989. № 4. С. 14–16.

4.Конышева А.В.Игровой метод в обучении иностранному языку// Издательство «Каро»,2008.-с.57-81


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение аудированию на среднем и старшем этапе обучения.

Восприятие иноязычной речи на слух – один из самых сложных видов речевой деятельности.  Коммуникативные умения в аудировании с различными целями являются комплексными специфическими умениям...

Конспект Сюжетно-ролевой игры в старшей логопедической группе (5-6 лет) «Морское путешествие»

КонспектСюжетно-ролевой игрыв старшей логопедической группе (5-6 лет)«Морское путешествие»...

Ролевая игра как средство развития диалогической речи учащихся на среднем и старшем этапах обучения английскому языку

Данная методическая разработка представляет кракое изложение теоретического материала по вопросу использования ролевых игр для  совершенствования иноязычной диалогической речи учащихся на среднем...

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Ателье Золушка"

"В мире моды жизнь прекрасна,Это я вам заявляю!Одевать людей красиво С каждым годом все трудней.Хорошо тому кто знает,Как важна необходимаРоль портного на планете, Для больших и для детей."...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Кафе"(старшая группа)

Конспект сюжетно-ролевой игры «КАФЕ» СТАРШАЯ ГРУППА Цель: продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе.Программн...