исследовательская работа по теме Гоголь "Фантазия"
материал по английскому языку на тему

Данная работа даёт понять насколько была глубока связь Гоголя с Англией

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 13-03-2017_10-59-28.zip434.73 КБ

Предварительный просмотр:

XII Ежегодная выставка

научно-исследовательских работ  

«Твоя профессиональная карьера»

Музыка на жизненном пути и в творчестве Н.В. Гоголя

MUSIK ON THE LIFE COURSE AND IN CREATIVITY OF N.V.GOGOL

http://foodi.info/upload/000/u1/046/3f806f2a.jpg

Автор:

г. о. Краснознаменск Московской области,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №2,

8 «А» класс

Научный руководитель:

Солдатова Ольга Михайловна

Учитель музыки

МБОУ гимназии №2

Краснознаменск 2017

XII Ежегодная выставка научно-исследовательских работ

«Твоя профессиональная карьера»

Музыка в жизни и творчестве Н.В. Гоголя

MUSIK ON THE LIFE COURSE AND IN CREATIVITY OF N.V.GOGOL

Краткая аннотация

Настоящее исследование является неотъемлемой частью коллективного проекта «Фильм-спектакль «Гоголь-фантазия».

Актуальность работы в раскрытии многогранности творчества Н.В. Гоголя в музыкальных произведениях разных времен и поколений.

Исследование раскрывает важную роль музыки в творчестве писателя и показывает влияние, которое оно оказало на великих музыкантов и композиторов России.  Мы акцентировали внимание на взаимопроникновении литературы и музыки, которые обогащая друг друга, создают новые музыкальные произведения.

Цель работы: подбор и запись музыкального фона для фильма-спектакля «Гоголь – фантазия».

С этой целью мы проанализировали, отобрали и записали необходимый для нашего спектакля музыкальный материал, в основе которого темы из «Гоголь-сюиты» композитора А.Г. Шнитке.

Short summary

The real research is an integral part of the collective project "the Photoplay "Gogol fantasy".

The relevance of the work is to disclose the versatility of N. V Gogol’s creativity in musical works of different times and generations.

The research opens an important role of music in the writer’s works.  His works had exerted a huge impact on the great musicians and composers of Russia. We focused attention on interpenetration of literature and music which enriching each other and create new musical works.

The purpose of the work is selection and recording of the musical background for the photoplay "Gogol — fantasy".

For this purpose we have analyzed, have selected and have written down musical material, for our performance, based on the theme from "Gogol suite" written by the composer A. G. Schnittke.

XII Ежегодная выставка научно-исследовательских работ

«Твоя профессиональная карьера»

Музыка в жизни и творчестве Н.В. Гоголя

MUSIK ON THE LIFE COURSE AND IN CREATIVITY OF N.V.GOGOL

Аннотация

Работа посвящена роли музыки в творчестве Н.В. Гоголя и его влиянию на музыкальные умы России. Мы попытались осмыслить современное прочтение произведений писателя сквозь призму музыки. Взаимопроникновение литературы и музыки рождает новое видение привычных нам гоголевских образов.

Актуальность: раскрытие многогранности творчества Н.В. Гоголя в музыкальных произведениях разных времен и поколений.

Объект исследования: литературные произведения Н.В. Гоголя, вошедшие в основу сценария фильма-спектакля «Гоголь-фантазия» («Нос», «Портрет», «Ревизор», «Шинель», «Мертвые души», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего»)

Предмет исследования: процесс подбора и записи музыки для ученического фильма–спектакля из «Гоголь-сюиты» А.Г. Шнитке.

Гипотеза: музыка поможет ярче и рельефнее раскрыть образы произведений Н.В. Гоголя

Цель работы: подобрать и записать музыку для фильма-спектакля.

Задачи:

  • прочитать произведения Н.В. Гоголя, вошедшие в основу школьного фильма-спектакля;
  • изучить публицистику, освещающую роль музыки в творчестве Н.В. Гоголя;
  • изучить и проанализировать музыку А.Г. Шнитке «Гоголь-сюита» и выбрать из этого произведения нужные эпизоды для спектакля;
  • наложить музыкальный фон на записанную в студии голосовую дорожку;
  • монтаж звука и видео

Мы использовали теоретические методы, основанные на анализе различных источников информации, и практические методы записи и монтажа звука.

План исследования:

  1. Введение.
  2. Музыка в жизни Н.В. Гоголя
  3. Музыка на произведения Н.В. Гоголя  
  4. Музыка А.Г. Шнитке в спектакле Ю. Любимова «Ревизская сказка», поставленного в Театре на Таганке
  5. Подбор, запись и монтаж звука в фильм-спектакль
  6. Выводы и результаты

XII Ежегодная выставка научно-исследовательских работ

«Твоя профессиональная карьера»

Музыка в жизни и творчестве Н.В. Гоголя

MUSIK ON THE LIFE COURSE AND IN CREATIVITY OF N.V.GOGOL

I Введение

В работе мы акцентировали внимание на то, что творчество великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя было чрезвычайно музыкально. Поэтому мы исследовали произведения писателя в музыкальном аспекте. Нам необходимы были эти знания для того, чтобы грамотно подобрать музыкальный материал к школьному фильму спектаклю «Гоголь-фантазия», по мотивам произведений писателя.

Перед нами стояла проблема: одной стороны, без сомнения, слово Гоголя чрезвычайно созвучно с украинской песенностью, что мы явно слышим в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», «Миргороде», а с другой, в нем слышатся язвительные канцелярские мотивы, олицетворяющие пошлость и бездушие чиновничьей машины. В связи с этим нам пришлось обратиться к музыкальным произведениям русских композиторов для того, чтобы найти необходимый музыкальный материал для нашего спектакля.

В процессе поиска мы натолкнулись на музыку А.Г. Шнитке к спектаклю Ю. Любимова «Ревизская сказка». Эпизоды из этого произведения стали музыкальной основой для нашей «Гоголь-фантазии». Тем более, что идею самого спектакля мы подсмотрели у Ю. Любимова. Однако, так как спектакль давно снят из репертуара Театра на Таганке и нет его записи в Интернете, нам пришлось создать свою, двадцатиминутную версию под названием «Гоголь-фантазия».

II Музыка в жизни Н.В. Гоголя

В 1831 году в сборнике «Арабески» Н.В. Гоголь пишет статью «Скульптура, живопись и музыка». Вот какие удивительные мысли запечатлел творец о значении и силе искусстве в жизни людей: «Три чудные сестры посланы украсить и усладить мир: скульптура, живопись и музыка. Скульптура внушает наслаждение, живопись – тихий восторг и мечтание, музыка – страсть и смятение души… невидимая, сладкогласная, она проникла весь мир, разлилась и дышит в тысяче разных образов… Она – принадлежность нового мира! Она осталась нам, когда оставили нас и скульптура, и живопись, и зодчество… Но если, и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?» [1]. Гоголь был одним из редких литераторов своего времени, который писал о музыке.

Любовь к музыке Николай Васильевич унаследовал от отца Василия Афанасьевича, человека умного и наделенного особым чувством юмора и от матери, Марьи Ивановны, к которой постоянно обращался из Петербурга с просьбами описать разные народные малороссийские поверья, приданья и обряды. Поэтому любовь Гоголя к музыке связана с тем, что все его творчество пронизано мелодикой народной языковой стихии. Слова из повести «Майская ночь или утопленница» звучат словно музыкальный фон на протяжении всего произведения: «Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда утомленными дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с унынием. И вечер, вечно задумавшийся, мечтательно обнимал синее небо, преображая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки; а песни все не утихали».

Гоголь как-то заметил, что «…все музыкальные трактаты и рецензии должны быть скучны». Однако сам он не только создает насыщенные музыкой образы, но и много рассуждает о музыкальных жанрах и формах, о сущности музыки как искусства. С начала своего появления в 1828 году в Петербурге Гоголь увлекся театром. Позднее, в ряде своих сочинений, но выскажет ряд мыслей о состоянии музыки в России. Его увлечение оперным театром можно легко определить по названиям опер, которые он упоминает, например, в комедии «Ревизор»: «Женитьба Фигаро» Моцарта, «Роберта-Дьявола» Мейербера и «Нормы» Беллини.

Н.В. Гоголь писал и о родной народной песне. "Арабеска" "О малороссийских песнях" является возвышенным и поэтичным исследованием: "Можно привести до тысячи подобных песен... Все они благозвучны, душисты, разнообразны чрезвычайно...» [2]

II Музыка на произведения Н.В. Гоголя

Интересны творческие связи Н.В. Гоголя и М.И. Глинки. Желание композитора создать музыкальное произведение по мотивам творчества Н.В.Гоголя воплотилось в симфонии «Тарас Бульба», которая осталась неоконченной.

Н.В. Гоголь почтительно относился к творчеству М.И. Глинки, он писал о его опере «Иван Сусанин» как о значительном событии в русском искусстве. Писатель увидел в ней начало расцвета русской национальной оперы.

Николай Васильевич был любимейшим писателем композиторов «Могучей кучки». Важным явлением в творчестве М.П. Мусоргского стала опера «Женитьба» на текст гоголевской комедии. В ней изображены быт и нравы русского купечества, чиновничества и мещанства. На гоголевский сюжет написана и последняя опера Мусоргского, «Сорочинская ярмарка», где присутствует светлый, солнечный мир живых разговорных и песенных интонаций народа. Опера осталась неоконченной. Ее дописали А.К. Лядов и Ц.А. Кюи. Эта опера стала любимой в репертуаре театров.

Повести Н.В. Гоголя «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» Н.А. Римский – Корсаков использовал для своих опер. Впервые в них раскрылось комедийное дарование композитора. Здесь, как и в повести Гоголя доминирует песня.  «Ночь перед Рождеством», была названа Римским – Корсаковым «Быль – колядка». В ней высказан один из главных идейных мотивов: ум и смелость побеждают силы фантастического мира.

Обращение к творчеству Н.В. Гоголя обнаружило новые грани таланта П.И. Чайковского. В 1874 году он написал оперу «Кузнец – Вакула», но это произведение не удовлетворило композитора. Позднее  Чайковский переделал оперу, назвав ее «Черевички». Этой опере, наиболее светлой в творчестве Чайковского, суждено было стать одним из самых любимых композитором произведений.

По-новому раскрывается гоголевская тема в музыке нашего времени. Так, в послереволюционный период появилась очень смелая по замыслу опера «Нос» Д. Д. Шостаковича. Тема обличения духовного ничтожества «существователей», тупого мещанства зазвучала в полный голос. Д.Д. Шостакович следовал тексту повести «Нос», но для усиления комедийных моментов в оперу были включены отрывки из других произведений Гоголя.

Позднее появилась опера «Ревизор» Д.Н. Шведова. Трактовка композитором бессмертной комедии повлекла за собой необычную форму спектакля: важная драматургическая роль в ней отведена хору.  Ярким событием музыкальной жизни 70-х годов была постановка на сцене Большого театра оперы Р.К. Щедрина «Мертвые души».

В антологии произведений Н.В. Гоголя, положенных на музыку мы не нашли «Гоголь – сюиты» А.Г. Шнитке. Поэтому считаем необходимым привести краткий анализ этого произведения.

III. Музыка А.Г. Шнитке в спектакле Ю. Любимова «Ревизская сказка», поставленного в Театре на Таганке

Ревизская сказка - это документы учета количества населения в Российской Империи, для налогообложения подушно. Точнее, это список населения каждой губернии с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Произведение Николая Васильевича «Мёртвые души» основано на реальном историческом факте, имевшем место во время проведения таких ревизий. Умершая душа считалась имеющейся в наличии до следующей ревизии, таким образом государство повышало собираемость налога. Для нечистых на руку создались прекрасные условия для использования этого правила в корыстных целях. Факт такого злоупотребления отражён в произведении Николая Васильевича Гоголя.

«Ревизская сказка» театра на Таганке «Ревизская сказка» - спектакль, который был поставлен в 70-х годах Юрием Любимовым. Спектакль ставит перед собой цель – раскрыть зрителю внутренний мир Николая Васильевича Гоголя. Постановка включает в себя отрывки из разных произведений писателя: «Мёртвые души», «Шинель», «Записки сумасшедшего», Ревизор», «Портрет», «Нос» и другие. Сейчас постановка выведена из репертуара театра.

Музыку к спектаклю написал композитор Альфред Шнитке. «Столкновение возвышенного и низменного…использование банального – все это повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу» - так говорил о творчестве Н. В. Гоголя композитор.  Сюита А. Шнитке состоит из восьми частей: «Увертюра», «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Фердинанд VIII», «Чиновники», «Бал» и «Завещание».

После того как отзвучала увертюра, перед зрителями представал маленький росток, который вырос и превратился в голову ребёнка в чепчике. Голову кормили кашей, она ела и росла. Потом из неё появился господин, средний, а вернее никакой. Это Чичиков. Фоном к происходящему на сцене звучат слова о мальчике, который умел копить и беречь деньги. Дальнейшее действие – это фрагмент из повести «Портрет». Здесь показан Художник, который потерял славу. Он впадает из-за этого в отчаянье, утрачивает способность создавать новые достойные произведения искусства, у него появляется желание уничтожить все шедевры. Далее спектакль переносится в повесть «Шинель». Здесь шинель – это не одежда, а женщина – жена, которую главный герой очень любит. Следующая часть – фрагмент повести «Чиновники». Их много, все они одинаковые, безымянные, у всех одинаковые стоячие белые воротнички и скрипящие перья. Этакий бесконечный муравейник из людских душ, сменяется сценой бала. На сцене вновь главный герой, его окружают созданные им персонажи, они смеются над ним, кривляются и строят ему рожи.

Кроме этого описания мы больше ничего не нашли. Спектакль был снят из репертуара театра и записей в Интернете нет. Поэтому мы решили создать свою версию спектакля на музыку Альфреда Шнитке.

IV. Подбор, запись и монтаж звука в фильм-спектакль.

Для записи музыкального фона к фильму-спектаклю мы использовали программу Сybase.

Cubase - это программное обеспечение для создания, записи и микширования музыки. Программе предназначена для профессионалов и продвинутых пользователей. Она представляет собой музыкальный редактор, который сочетает в себе широкие функциональные возможности и продуманный пользовательский интерфейс, разобравшись в котором можно выйти на более высокий уровень реализации своих творческих способностей. 

У программы богатые возможности:

  • профессиональное создание композиций;
  • редактирование и обработка готовых треков;
  • запись звучания с микрофона и подключаемых инструментов;
  • наложение звуковых эффектов;
  • работа с инструментами Yamaha напрямую;
  • параллельная работа в нескольких проектах;
  • добавление новых виртуальных инструментов, эффектов и плагинов.

Для нашего проекта требуется создать и потом совместить две звуковые дорожки: запись текста, прочитанного актерами и музыкальный фон. Запись аудио текста осуществлялась на студии Молодежного центра. Актеры эмоционально наговаривали свой текст в микрофон, а обработка данных (наложение звуковых эффектов, редактирование, добавление виртуальных интегументов) производились с использованием данного программного обеспечения.

На следующем этапе, на голосовую запись был наложен звуковой фон:

  • сначала мы нарезали подходящие из «Гоголь-сюиты» А.Г. Шнитке музыкальные фрагменты;
  • в каждый из фрагментов добавили необходимые эффекты: затухание или увеличение звучности, расширение, добавление звуковых эффектов и др.
  • свели полученные эпизоды в единый трек;
  • наложили речевой и музыкальный треки друг на друга.

Выводы и результаты

В результате мы получили готовый аудио трек, под который наши артисты будут играть на сцене. Безусловно звук будет выравниваться и микшироваться при монтаже всех дорожек в видео программе. Однако созданная звукозапись очень облегчит задачу выучивания текста артистами, даст возможность не использовать при видеозаписи микрофоны, которые не только искажают естественный звук, но и являются лишними деталями антуража.

Мы сделали вывод, что удачно подобранный музыкальный фон помог ярче и рельефнее раскрыть образы произведений Н.В. Гоголя. Яркие музыкальные динамичные интонации помогают передать зрителю яркие образные эмоции: страх, сарказм, негодование, отчаяние, гнев и восторг. Талантливое произведение Альфреда Гариевича Шнитке поможет любому зрителю, даже если тот не говорит по-русски, проникнуть в мир героев Николая Васильевича Гоголя.

 

Список литературы:

  1. Гоголь Н. В. Скульптура, живопись и музыка // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952.Т. 8. Статьи. — 1952.
  2. Гоголь Н. В. О малороссийских песнях // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952.Т. 8. Статьи. — 1952.
  3. Гоголь Н.В. Материалы и исследования под ред. Гиппиуса В.В. Москва, 1936г., т. 2, 426с.
  4. «Детская литература» 1979 г., «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»
  1. Платек  Я. М. Изнемогающая душа. Музыка на страницах Николая Гоголя [Текст] / Я. М. Платек. - М. : Композитор, 2002. - 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Исследовательская работа по теме: «Образ Пьера Безухова и тема декабризма в идейной концепции романа Л. Толстого «Война и мир».

Исследовательская работа по теме: «Образ Пьера Безухова и тема декабризма в идейной концепции романа Л. Толстого «Война и мир»....

Исследовательская работа по теме "Самостоятельная работа на уроках биологии"

Учитель естествознания - профессия особая, очень уж большие задачи стоят перед ним: большая ответственность и большая любовь. Цикл предмета естествознания это, прежде всего, творческий труд учителя.Од...

Презентация на тему "Исследовательская работа по теме "Фексагоны"

Презентация на тему "Исследовательская работа по теме "Фексагоны"...

Исследовательская работа по теме "Проектные задания как форма работы в среднем звене и старших классах: назначение, содержание, своеобразие организации"

Цели работы:: теоретически  и практически обосновать важность применения проектных заданий как одной из эффективных форм работы с учащимися в среднем звене и старших классах средней общеобразоват...

Исследовательская работа на тему:"Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках иностранного языка"

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и ...