Главные вкладки

    Коммуникативная технология иноязычного образования как средство достижения образовательных результатов
    статья по английскому языку на тему

    Тулупова Наталья Вадимовна

    В статье разъясняется понятие коммуникативной технологии иноязычного образования, ее актуальность и принципы успешной реализации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коммуникативная технология  иноязычного образования как средство достижения образовательных результатов.

    Новый ФГОС изменил структуру планируемых результатов , сделал ее комплексной, но в данном стандарте не регламентируются технологии. А технологии, при помощи которых достигались бы метапредметные, личностные и предметные результаты одновременно , в учебниках иногда не заложены. Проблема усугубляется еще и тем, что  в книгах для учителя, по которым мы работаем, часто не содержатся поурочные цели достижения личностных и метапредметных результатов. А если этих целей нет, то и не встает вопрос о достижении этих образовательных результатов. Мы в лучшем случае выполняем упражнения для достижения образовательных, воспитательных целей, развития УУД. А нам нужна такая технология, которая бы позволяла одновременно достигать личностных, метапредметных и предметных результатов,  адекватная для моделирования образовательного процесса.

    Технология методики иноязычного образования есть динамическая система приемов, обеспечивающих организацию процесса иноязычного образования и управления ими для наиболее экономичного и эффективного достижения цели.

     Уровни технологии:

    -общесистемная технология охватывает всю методическую систему в целом

    -частно-методическая технология охватывает технологию овладения тем или иным видом речевой деятельности

    -подсистемная технология-технология овладения какой-либо стороной речевой деятельности ( произносительной, грамматической, лексической), либо каких-либо механизмов речевой деятельности

    -локальная технология-если работа ограничена каким-либо одним комплексом упражнений. (по Е.И Пассову).

    На данный момент, безусловно, актуален вопрос об общесистемной технологии. Технология-это набор приемов. Прием представляет собой интеграцию определенного набора материальных средств, операционных средств со способами их использования при учете условий, направленных на достижение какой-либо определенной цели( по Е.И Пассову)

    Понятно, что на одном уроке всех задач решить нельзя. Когда мы изучаем новую тему, на нее отводится несколько уроков, потому что в ней есть и новая лексика, и новая грамматика. Соответственно, требуется этап формирования лексических и грамматических навыков. Потом надо эти навыки совершенствовать, потому что недостаточно материал только изучить, его надо отработать в разных ситуациях. И конечный-третий этап-этап развития речевых умений, когда внимание обучающегося направлено на то, ЧТО сказать, а не КАК сказать. На этих уроках совершенствуются навыки монологической, диалогической речи. На этих же уроках можно начинать работу над проектом, которая включает в себя несколько этапов.

    1 этап- подготовительный.

    - ознакомление с содержанием темы, проблемой

    -выбор темы

    -планирование целей, постановка задач, обсуждение плана

    -обсуждение обязанностей

    -обсуждение сроков представления промежуточных результатов

    -обсуждение формы представления конечного проекта

    2 этап- основной

    -поиск информации в разных источниках

    -обсуждение промежуточной информации

    - еженедельный обзор работы

    3 этап- заключительный

    -завершение оформления конечного продукта

    -оформление презентации

    -представление самой презентации

    -обсуждение и оценивание

    -рефлексия

    Уроки развития навыков аудирования и чтения целесообразно включать на основном этапе работы над проектом, а урок развития навыков письменной речи- на заключительном этапе, так как письменная речь-это зафиксированная устная речь. Разберем, как работает коммуникативная технология на примере урока развития речевых навыков.

    На уроке речевых навыков работа ведется на основе разговорных текстов. Разговорный текст-это устное высказывание, зафиксированное в письменном виде.

    Функции разговорного текста-

    -мотивационная-служит стимулом к высказыванию

    - является образцом высказывания, в соответствии с которым строится устное высказывание

    -является содержательной базой-содержит информацию, интересную для обучающихся

    - создает условия, позволяющие соверщенствовать речевые навыки.

    Если эти функции отсутствуют, текст не может являться разговорным.

    Структура урока совершенствования речевых навыков состоит из этапов:

    1. Предъявление разговорных текстов ( представляют собой разные точки зрения на предмет обсуждения).
    2. Работа с разговорными текстами, где обучающиеся учатся определять основную мысль текста, выявлять его смысловые связи, логику построения текста. В упражнениях второго типа они учатся высказывать свое отношение к мнению других людей, оценивать и характеризовать героев, их поступков и действий.
    3. Построение собственного монологического высказывания-обучающиеся учатся выражать свое отношение к предмету обсуждения.

    Коммуникативная технология упрощает достижения личностных результатов, которые достигаются благодаря воспитанию и развитию учащихся, приобщению их к национальным ценностям через общение.

    Стадии формирования ценности

    1. Восприятие фактов культуры
    2. Осознание их места в культуре
    3. Сопоставление с фактами в родной культуре
    4. Анализ их ценности
    5. Включение их в систему своих ценностей
    6. Действие в соответствии с новой ценностью.

    Достижение предметных результатов должно быть синхронизировано с этапами достижения ценностных ориентиров.

     Цели в плане достижения предметных результатов- совершенствование речевых навыков на основе разговорных текстов( обучение построению монологического высказывания с выражением собственного отношения).

    Сопутствующие задачи- развитие навыков аудирования с целью извлечения конкретной информации и развитие навыков чтения с полным пониманием прочитанного.

    Достижение метапредметных результатов

    -регулятивные-умение самостоятельно ставить речевую задачу, выбирать средства для ее достижения, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельнсти в процессе достижения результатов.

    -познавательные-умений находить запрашиваемую информацию в аудио и печатном тексте,  использовать различные опоры для решения речемыслительных задач, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей,в соответсвии с нормами языка.

    - коммуникативные- умения выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации, умение аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать свою позицию.

    В этом и есть суть коммуникативной методики- стадии формирования ценностных ориентиров соотнесены со стадиями работы над разговорными текстами с целью построения монологического высказывания и поскольку процесс строится как процесс постоянно усложняющихся речемыслительных задач, происходит достижение метапредметных результатов.

    Таким образом, технология коммуникативного образования включает в себя технологию работы с разговорным текстом, технологию формирования ценностных ориентиров, технологию развития УУД.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативной и информационной компетентностей – важный этап достижения образовательных результатов освоения обучающимися программы по физике

    Формирование коммуникативной и информационной компетентностей   –  важный этап  достижения образовательных  результатов освоения обучающимися  программы по физике...

    Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

    Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

    Электронно-образовательная среда как средство достижения образовательных результатов по предмету Английский язык на примере УМК Кузовлев В.П. и др.

    С помощью какой электронно-образовательной среды можно достичь качественные образовательные результаты по предмету АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК? Согласно ФГОС, информационно-методические условия реализац...