Коммуникативная технология иноязычного образования как средство достижения образовательных результатов
статья по английскому языку на тему

Тулупова Наталья Вадимовна

В статье разъясняется понятие коммуникативной технологии иноязычного образования, ее актуальность и принципы успешной реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная технология  иноязычного образования как средство достижения образовательных результатов.

Новый ФГОС изменил структуру планируемых результатов , сделал ее комплексной, но в данном стандарте не регламентируются технологии. А технологии, при помощи которых достигались бы метапредметные, личностные и предметные результаты одновременно , в учебниках иногда не заложены. Проблема усугубляется еще и тем, что  в книгах для учителя, по которым мы работаем, часто не содержатся поурочные цели достижения личностных и метапредметных результатов. А если этих целей нет, то и не встает вопрос о достижении этих образовательных результатов. Мы в лучшем случае выполняем упражнения для достижения образовательных, воспитательных целей, развития УУД. А нам нужна такая технология, которая бы позволяла одновременно достигать личностных, метапредметных и предметных результатов,  адекватная для моделирования образовательного процесса.

Технология методики иноязычного образования есть динамическая система приемов, обеспечивающих организацию процесса иноязычного образования и управления ими для наиболее экономичного и эффективного достижения цели.

 Уровни технологии:

-общесистемная технология охватывает всю методическую систему в целом

-частно-методическая технология охватывает технологию овладения тем или иным видом речевой деятельности

-подсистемная технология-технология овладения какой-либо стороной речевой деятельности ( произносительной, грамматической, лексической), либо каких-либо механизмов речевой деятельности

-локальная технология-если работа ограничена каким-либо одним комплексом упражнений. (по Е.И Пассову).

На данный момент, безусловно, актуален вопрос об общесистемной технологии. Технология-это набор приемов. Прием представляет собой интеграцию определенного набора материальных средств, операционных средств со способами их использования при учете условий, направленных на достижение какой-либо определенной цели( по Е.И Пассову)

Понятно, что на одном уроке всех задач решить нельзя. Когда мы изучаем новую тему, на нее отводится несколько уроков, потому что в ней есть и новая лексика, и новая грамматика. Соответственно, требуется этап формирования лексических и грамматических навыков. Потом надо эти навыки совершенствовать, потому что недостаточно материал только изучить, его надо отработать в разных ситуациях. И конечный-третий этап-этап развития речевых умений, когда внимание обучающегося направлено на то, ЧТО сказать, а не КАК сказать. На этих уроках совершенствуются навыки монологической, диалогической речи. На этих же уроках можно начинать работу над проектом, которая включает в себя несколько этапов.

1 этап- подготовительный.

- ознакомление с содержанием темы, проблемой

-выбор темы

-планирование целей, постановка задач, обсуждение плана

-обсуждение обязанностей

-обсуждение сроков представления промежуточных результатов

-обсуждение формы представления конечного проекта

2 этап- основной

-поиск информации в разных источниках

-обсуждение промежуточной информации

- еженедельный обзор работы

3 этап- заключительный

-завершение оформления конечного продукта

-оформление презентации

-представление самой презентации

-обсуждение и оценивание

-рефлексия

Уроки развития навыков аудирования и чтения целесообразно включать на основном этапе работы над проектом, а урок развития навыков письменной речи- на заключительном этапе, так как письменная речь-это зафиксированная устная речь. Разберем, как работает коммуникативная технология на примере урока развития речевых навыков.

На уроке речевых навыков работа ведется на основе разговорных текстов. Разговорный текст-это устное высказывание, зафиксированное в письменном виде.

Функции разговорного текста-

-мотивационная-служит стимулом к высказыванию

- является образцом высказывания, в соответствии с которым строится устное высказывание

-является содержательной базой-содержит информацию, интересную для обучающихся

- создает условия, позволяющие соверщенствовать речевые навыки.

Если эти функции отсутствуют, текст не может являться разговорным.

Структура урока совершенствования речевых навыков состоит из этапов:

  1. Предъявление разговорных текстов ( представляют собой разные точки зрения на предмет обсуждения).
  2. Работа с разговорными текстами, где обучающиеся учатся определять основную мысль текста, выявлять его смысловые связи, логику построения текста. В упражнениях второго типа они учатся высказывать свое отношение к мнению других людей, оценивать и характеризовать героев, их поступков и действий.
  3. Построение собственного монологического высказывания-обучающиеся учатся выражать свое отношение к предмету обсуждения.

Коммуникативная технология упрощает достижения личностных результатов, которые достигаются благодаря воспитанию и развитию учащихся, приобщению их к национальным ценностям через общение.

Стадии формирования ценности

  1. Восприятие фактов культуры
  2. Осознание их места в культуре
  3. Сопоставление с фактами в родной культуре
  4. Анализ их ценности
  5. Включение их в систему своих ценностей
  6. Действие в соответствии с новой ценностью.

Достижение предметных результатов должно быть синхронизировано с этапами достижения ценностных ориентиров.

 Цели в плане достижения предметных результатов- совершенствование речевых навыков на основе разговорных текстов( обучение построению монологического высказывания с выражением собственного отношения).

Сопутствующие задачи- развитие навыков аудирования с целью извлечения конкретной информации и развитие навыков чтения с полным пониманием прочитанного.

Достижение метапредметных результатов

-регулятивные-умение самостоятельно ставить речевую задачу, выбирать средства для ее достижения, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельнсти в процессе достижения результатов.

-познавательные-умений находить запрашиваемую информацию в аудио и печатном тексте,  использовать различные опоры для решения речемыслительных задач, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей,в соответсвии с нормами языка.

- коммуникативные- умения выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации, умение аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать свою позицию.

В этом и есть суть коммуникативной методики- стадии формирования ценностных ориентиров соотнесены со стадиями работы над разговорными текстами с целью построения монологического высказывания и поскольку процесс строится как процесс постоянно усложняющихся речемыслительных задач, происходит достижение метапредметных результатов.

Таким образом, технология коммуникативного образования включает в себя технологию работы с разговорным текстом, технологию формирования ценностных ориентиров, технологию развития УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Электронно-образовательная среда как средство достижения образовательных результатов по предмету Английский язык на примере УМК Кузовлев В.П. и др.

С помощью какой электронно-образовательной среды можно достичь качественные образовательные результаты по предмету АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК? Согласно ФГОС, информационно-методические условия реализац...

«Анализ педагогических ситуаций как средства достижения образовательных результатов»

Постановка проблемного вопроса - один из основных приемов активизации мыслительной деятельности на уроке. В тексте приводится анализ и структура проблемной ситуации на уроке химии в 9 классе....

Язык физической науки как средство достижения образовательных результатов обучения школьников

Язык физической науки как средство достижения образовательных результатов обучения школьников...

Педагогический совет «Цифровые ресурсы в работе педагога как средство достижения образовательных результатов»

Педагогический совет «Цифровые ресурсы в работе педагога как средство достижения образовательных результатов»...