Кейс-метод- эффективный способ формирования самостоятельности учащихся на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Филатова Ольга Робертовна

В данной статье рассматривается как сделать , чтобы ученики работали самостоятельно, как поднять их мотивацию к изучению английского языка с помощью кейс-метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кейс-метод.31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-метод –  эффективный способ формирования самостоятельности учащихся на уроках английского языка.

О.Р.Филатова

МАОУ СОШ  №32 г. Томска, учитель английского языка

В современном образовании на всех ступенях обучения широко реализуется компетентностный подход, который предполагает не просто формирование специальных знаний, умений и навыков учащихся, но также развитие личностных качеств, смысловых образований, жизненного опыта, практического интеллекта, - то есть тех дополнительных ресурсов человека, которые помогают ему эффективно решать сложные задачи в своей профессиональной и повседневной деятельности. В связи с этим возрастает потребность в практическом воплощении новых форм обучения – идущих от жизни и от  конкретных проблем, возникающих в тех или иных жизненных ситуациях. Технологии проблемного обучения активно используются при обучении студентов в ВУЗах, в последипломном образовании, на курсах повышения квалификации и т.д. Значительно сложнее их реализация в средней школе, поскольку искусство построения проблемной ситуации сообразно уровню развития ребенка, а также конструирование той учебно-информационной среды, которая помогает ее результативному решению, во многом зависит от инновационного потенциала самого педагога, его умениям не только находить, но и воплощать новое в творческом взаимодействии с учениками.

 Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейс представляет собой описание конкретной жизненной ситуации с целью обучения учащихся умению формулировать проблему и находить различные варианты ее решения. Метод кейса позволяет реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подходы в обучении. Использование кейс-технологии позволяет каждому учащемуся принять активное участие в поиске решения проблемы в конкретной ситуации реальной жизни, а также решать ее в соответствие с индивидуальным стилем учебной деятельности. Таким образом, на уроке происходит формирование активной самостоятельной деятельности учащихся, ведущей к развитию их конструктивных учебных и личностных качеств.

Обратиться к методике проблемного обучения меня побудила учебная ситуация, возникшая в прошлом учебном году на уроках английского языка. В процессе работы с учащимися  9 класса я заметила, что некоторые мои ученики стараются не включаться в работу на уроке. При высказывании своего мнения по каким-либо вопросам они просто поддерживают точку зрения других школьников, не вникая в суть вопроса. И это были «сильные» учащиеся. С другой стороны, менее «сильные» ученики подвергались критике со стороны одноклассников. Таким образом, мне стало понятно, что я должна найти выход из данной ситуации. И наиболее эффективным способом ее разрешения могло стать  применение деятельностных технологий и, в частности, кейс-метода. А все началось с того, что я вспомнила прочитанные когда-то мною слова Альберта Эйнштейна о том, что обучение должно стать переживанием.

Действительно, для нас становится важным то, чему мы сами можем переживать и сопереживать. Особенно это важно для подростков, поскольку в этом возрасте формируется самосознание - новая возможность понимания себя и собственных переживаний, а также эмпатия, позволяющая молодому человеку более тонко воспринимать особенности  душевного мира другого человека. Погружение в проблему, реализованное на основе кейс-метода, помогает каждому обучающемуся активно включится в обсуждение какой-либо конкретной жизненной ситуации, выявить проблему и определить пути ее решения. Тщательно разработанный кейс должен вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Это достигается тем, что в нем описана личная ситуация центральных персонажей. И именно сопереживание подростка, решающего учебную задачу, и является важнейшим фактором процесса нахождения верного решения и успешного преодоления проблемной ситуации.

Для построения кейса я выбрала ситуацию, близкую по теме  9 класса по учебнику английского языка М.З.Биболетовой. В рамках серии уроков «Как научиться избегать конфликтов» подобрала материал и сформировала содержание кейса для обсуждения в группах с использованием кейс-метода. Разработанный кейс включал описание конкретной ситуации из жизни, вопросы для обсуждения в группах, файл с текстом для аудирования, таблицу для заполнения после прослушивания, дополнительную информацию, ведомость для заполнения после принятия решения. В качестве сопутствующего материала для работы в группах потребовались большие листы и фломастеры.

Реализация учебного занятия включала в себя ряд последовательных этапов работы. В начале урока, на его организационном этапе, учащиеся провели рефлексию своего поведения в различных аспектах взаимодействиях с окружающими людьми. Для этого я попросила своих учеников оценить – насколько они умеют верно находить выход из какой-либо сложной ситуации, помогают ли им в этом умения ладить  друг с другом, совместно принимать решения, или они предпочитают решать проблемы в одиночку.

Многие ответили, что вместе они справятся со сложной ситуацией лучше и быстрее. Но были и такие, кто считал иначе. Передо мной стояла проблема объединения ребят для решения ситуации. Так как наши ученики часто принимают участие в разных конференциях и на улицах нашего города можно встретить иностранцев, я выбрала следующую ситуацию в формате мини-кейса: «К нам в город скоро приедут зарубежные гости. Они предполагают принять участие в международной конференции, проводимой Томским государственным университетом. У нас с университетом давно существуют тесные связи. Нас просят помочь разместить  6 участников, для которых приготовлены 3 комнаты в общежитии. Нам предоставили запись небольшого интервью с этими участниками, сделанную заранее. Как мы можем в этом помочь. В чем конкретно будет состоять наша помощь. Как решить ситуацию».

Далее класс (группа из 11 человек) делится на 2 группы по 4 человека, а 3 человека образовали так называемую фокус-группу, которая отслеживает работу двух других групп и выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение. Группа 1 и 2  получили кейс с различными материалами:

1.подробное описание ситуации;

2.незаполненная таблица участников;

3.файл с интервью;

4.краткая информация о странах участников конференции;

5.фразы для коммуникации в группе;

6.программа конференции;

7. список всех участников;

8. описание комнаты в общежитии;

9. незаполненная  ведомость распределения участников по комнатам.

Также участникам была выдана памятка по работе в группах и пошаговая инструкция для выполнения задания кейса, которая включала в себя следующие шаги или кейс-стадии:

1 шаг:  Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: На основе выявленной проблемы  сформулируйте цель.

4 шаг: Сформулируйте задачи по достижению поставленной цели (т.е. выявленные причины становятся задачами).

5 шаг: Для каждой задачи определите комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия.

7 шаг: Для каждого блока задач определите конкретный продукт (то, что должно получиться в итоге), критерии эффективности решения задачи.

Результатами проведенного занятия явилось то, что все ученики оказались вовлеченными в решение проблемной ситуации. Варианты  ее решения были различными, но не было равнодушных, поскольку каждый молодой человек стремился проявить не только свои учебные знания, но и свой небольшой жизненный опыт для решения поставленной задачи.

Таким образом, кейс-метод стал наиболее эффективным способом решения возникшей в моей работе конкретной педагогической ситуации. Его специфическими особенностями явились следующие характеристики:

  • описание реальной, жизненной  проблемной ситуации;
  • альтернативность возможных решений проблемной ситуации;
  • единая цель и коллективная работа по выработке решения;
  • функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
  • эмоциональное напряжение учащихся.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  • В современном мире, когда люди не только не испытывают недостаток информации, но часто имеют ее избыток, человеку бывает, порой, очень трудно отделить значимую информацию от неважной, несущественной. Полезная информация способствует эффективному решению проблем, а также развитию самого человека, окружающих его людей и всего общества в целом. Бесполезная информация во многом затрудняет наш жизненный путь и снижает нашу способность к выработке правильных решений.
  • Поэтому очень важно научить подростков работать в таких условиях, когда существует избыток информации. При этом они формируют умения оценивать информацию, отбирать из нее наиболее полезную, помогающую решить поставленную задачу, и игнорировать ненужную, второстепенную.
  • Проведенный урок показал, что очень важно ставить перед учениками задачи, максимально приближенные к условиям реальной жизни. В этом случае они получают отличный шанс применить на практике все, чему их учат в школе, а это  возвышает их в собственных глазах, повышает мотивацию к изучению английского языка.
  • Использование кейс метода в учебном процессе на уроках английского языка  помогает учащимся развивать свою самостоятельность, повышает их учебную активность, позволяет развивать конструктивные личностные качества, направленные на более глубокое познание и понимание своего эмоционального мира, поведения и взаимодействия с окружающими людьми.

Список использованной литературы:

  1. Зайцев  В.С.  Современные  педагогические  технологии:  учебное  пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с.
  2. Биболетова М.З., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к УМК “Enjoy English” для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул,2010.

2. Английский язык. 9 класс: учеб. для общеобр. учреждений с прил. на электрон. носителе/ В.П.Кузовлев и др. – М.: Просвещение, 2011.

3. Мангутова О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию. // Интернет-журнал “Эйдос”. — 2010. — 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2010/0930-04.htm

4. Морянова Н.П. Проект современного урока. www.tiuu.ru/upload/2012-57.doc

5. Эксузян Г.Г. Современный урок иностранного языка. http://www.gimnazia-201.ru/teacher/Sovriemiennyi_urok_inostrannogho_iazyka.pdf

6. Литвинова С. Л. Урок английского языка в современной школе. http://festival.1september.ru/articles/512519