Использование страноведческого материала на внеклассных занятиях по английскому языку
статья по английскому языку (7, 8, 9 класс) на тему

Головко Татьяна Александровна

Лингвострановедческий подход находит все большее признание среди учителей. Он актуален для любого этапа обучения иностранному языку. Важная задача педагога сформировать в сознании учащихся образ сверстника, представителя страны изучаемого языка, познакомить с реалиями страны  и тем самым повысить интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор статьи:  Головко Татьяна Александровна,  учитель английского  языка МБОУ СОШ №1 ст. Ленинградская

Использование страноведческого материала на внеклассных занятиях по английскому  языку

  Эффективность самостоятельной речевой деятельности у учащихся во многом определяется наличием у них интереса и мотивов к изучению того или иного иностранного языка. Обычно учащиеся всех возрастов проявляют интерес к жизни в зарубежных странах. Я считаю, что с этим и нужно связывать возможность повышения эффективности учебно-речевой деятельности на внеклассной работе.

   Аспект методики, где исследуются различные приемы ознакомления учащихся с новой для них культурой зарубежной страны, называется лингвострановедением.

   Лингвострановедческий подход при обучении иностранным языкам заслуживает в настоящее время все большее признание среди учителей – практиков и является одним из эффективных средств повышения мотивации интереса к изучению иностранного языка.

   На современном этапе обучения иностранным языкам предполагается усиление воспитательной, образовательной и развивающей направленности содержания обучения за счет использования познавательно – страноведческого (лингвострановедческого) подхода к отбору и организации учебного материала. Иностранный язык усваивается в тесной связи с историей и культурой страны изучаемого языка.

   Лингвострановедческий подход актуален для любого этапа обучения. Использование лингвострановедческой информации способствует усваиванию школьниками элементов иноязычной культуры, повышению познавательной активности обучаемых, созданию у них положительной мотивации.

Важная задача преподавателя – это способствовать формированию в сознании учащихся образа сверстника, представителя страны изучаемого языка. Учащиеся стремятся понять его отношение к миру, образ мыслей, системы ценностных ориентаций и стереотипов поведения в разных жизненных ситуациях. Процесс овладения иностранным языком становится творческим процессом.

   Учащиеся «открывают» для себя страну изучаемого языка и людей, говорящих на этом языке. Лингвострановедение, как аспект обучения включает широкий спектр лексических единиц. Для изучения такого количества лексики я выделяю несколько аспектов информации на внеклассных занятиях по каждой из страноведческих тем:

   Занятие I. Общая информация. Географическое положение.

   Занятие II. Физическая география. Работа с картой.

   Занятие III. Население. Города. Языки.

   Занятие IV. Экономика. Промышленность.

   Занятие V. Политическая система страны.

   Занятие VI. Образование и культура.

   Основная цель при изучении страноведческого материала – это формирование лексических навыков у учащихся, необходимых для разговора. Для достижения этой цели методисты предлагают различные методы и приемы отработки лексики на уроке. В своей работе они подводят учащихся к базовому тексту, содержащему фактический материал по теме, постепенно. Различными методами и способами готовят учащихся к пересказу текста, т.е. к монологической речи по теме.

           В рамках программ по немецкому языку для общеобразовательных школ развитию страноведческой компетенции уделяется намного меньше внимания, чем развитию лексических, грамматических навыков, навыков письменной и устной речи, аудирования. Чаще всего обучение страноведению является не основной, а лишь второстепенной задачей внеклассного занятия, страноведческий материал изучается не сам по себе, а отдельными частями в рамках определенных лексических тем. С одной стороны, это позволяет экономить время, но с другой стороны, приводит к фрагментарности и непрочности знаний учащихся средней ступени обучения. Именно изучение страноведческого материала повышает интерес к предмету. Актуальность данного материала обусловлена еще и тем, что вопросы по страноведению являются одним из этапов не только краевых  олимпиад по немецкому языку, но и районных и школьных, что требует большего внимания к страноведческому материалу. Учебные пособия, дающие только справочную информацию, и учебники не содержат упражнений, которые можно было бы использовать на разных этапах изучения, заданий с дифференцированным уровнем сложности, разным содержанием.

   Представленный материал иллюстрирует работу с географической картой и ее рабочими вариантами. Основной практической целью является изучение федеральных земель Германии, их столиц, городов, их географического расположения. Задания с картой имеют также своей целью развитие внимания у учащихся 5-9 классов, умения концентрироваться, развитие зрительной памяти, аналитических умений.

   Особенностью представленных заданий является то, что в них используется не только физическая и политическая карта Германии, но и так называемая “рабочая” карта, где в зависимости от учебной необходимости, уровня подготовленности учащихся и изучаемого материала могут быть указаны в разном объеме названия федеральных земель, их столиц, города, обозначены горы, реки и озера. На примере одного задания это позволяет учителю регулировать уровень сложности заданий, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

   Целесообразным представляется начать внеклассную работу с использованием страноведения по изучению карты Германии, осуществляя принцип от простого к сложному, с карты-пазла, где не указаны федеральные земли и географические объекты. Представленная рабочая карта  разрезается по контурам федеральных земель, элементы карты перемешиваются.

Первый этап работы. Учащиеся составляют карту-пазл, целью работы является лишь первичное знакомство с картой Германии: количество федеральных земель, их соотношение по площади и расположение относительно сторон света.

Второй этап работы. С помощью информации, данной учителем, учащиеся сами пытаются определить названия федеральных земель и их столиц, выявляя отличительные признаки географического положения каждой федеральной земли, например:

Das größte Bundesland heißt Bayern.

Das Bundesland Hamburg besteht aus zwei Städten.

Die Hauptstadt Sachsen ist Dresden.

 

Учащиеся располагают карточки с названием федеральных земель и их столиц на рабочей карте. При выполнении данного задания можно использовать карточки трех цветов: карточки первой группы: Stadtstaaten (Berlin, Bremen, Hamburg), карточки второй группы: Freistaaten (Bayern, Sachsen, Thüringen), карточки третьей группы: andere Bundeslander (Baden – Würtemberg, Schleswig – Holstein, Niedersachsen, Nordrhein – Westfalen, Hessen, Rheinland – Pfalz, Saarland, Sachsen – Anhalt, Brandenburg, Mecklenburg – Vorpommern), что способствует установлению ассоциативных связей, а более подробно выделенные группы могут быть рассмотрены позже.

Третий этап работы. Учащиеся дополняют свою карту-пазл странами, граничащими с Германией. Важным является не только определение стран – соседей на западе, востоке, севере и юге, но и определение морских границ.

Четвертый этап работы. Учащиеся соотносят результаты своей работы с образцом - политической картой Германии.

   Для закрепления материала может быть использована та же рабочая карта, где уже могут быть указаны федеральные земли или их столицы, а учащемуся необходимо указать отсутствующую информацию. Возможен также комбинированный тип задания, что требует большей внимательности при соотношении представленных географических названий с группой названий столиц или федеральных земель.

    Усложнить подобное задание можно с помощью введения новой информации – гербов. Задача учащихся состоит в том, чтобы соотнести герб и название федеральной земли с местом на карте, где находится эта федеральная земля. Более сложный вид работы представляют собой задания с гербами, где необходимо указать название федеральной земли, имеющей данный герб, или соотнести герб с названием федеральной земли и правильно расположить их на рабочей карте.

   Для закрепления материала может быть использовано следующее задание, которое выполняется с опорой на физическую карту или без нее. Задача учащихся состоит в заполнении отсутствующей информации таблицы, которая может иметь следующий вид:

Bundesland Städte Landschaft

… … Alpen

… Köln …

Mecklenburg - Vorpommern … …

Данное задание можно выполнять в группе или парами.

При знакомстве учащихся с крупными городами и достопримечательностями, скажем, Берлина или Кёльна, сообщается дополнительная информация, страноведческие реалии. Основой для тематической беседы необходим краткий очерк о населении и городах. Внеклассное занятие обычно строится в форме диспута. Учащиеся разбиваются на группы, каждый получает роль: житель Кёльна, Мюнхена или Берлина и т.д. Когда у учащихся уже есть определенные знания по истории и географии той или иной страны, когда уже отработана и закреплена необходимая лексика, им нужно рассказать о географическом положении любого города, используя карту страны. В ходе такой работы учащиеся вступают в общение, стремятся сообщить о «своем» городе как можно больше интересных фактов и аргументов. Слабым учащимся можно отвести роль добавления информации, сказанной сильными. Такая работа на внеклассном занятии  требует от учащихся инициативы, напряжения внимания, а также включения воображения и эмоций.  

                  Учащиеся, изучив, например, определенные слова и выражения по разделу «Географическое положение» или «История страны», смогут рассказать об истории или географии любой страны изучаемого языка, пользуясь теми же фразами и выражениями.

   Регулярная отработка этих фраз позволяет добиться элементарного (репродуктивного) владения немецкой лексикой в рамках той или иной страноведческой темы.

  Одной из форм является вопросно-ответная работа на внеклассном занятии. Это когда учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, используя необходимый лексический запас слов и выражений.

               Особенностью представленных заданий является то, что они легко комбинируются, возможным становится использование индивидуальных, групповых и парных видов работы в зависимости от поставленных целей и задач внеклассного занятия. Преимуществом данных заданий является легкость и быстрота контроля, возможность самоконтроля учащихся, дифференциация заданий как по объему и уровню сложности представленного материала, так и по степени оказания помощи учителем. При выполнении данных заданий тренируется грамматический материал (например, возвратные глаголы, предлоги “in” и “nach”), лексические единицы, орфографические навыки (особую сложность представляет собой написание географических названий), навыки говорения. Подобный вид работы нацелен на развитие памяти, воображения, аналитических способностей учащихся (выделение главного, сопоставление, сравнение). Использование таблиц, схем и карт экономит время на занятии, яркий наглядный материал повышает мотивацию и интерес учащихся.

   Основная задача любого внеклассного занятия - предоставление информации в интересной, занимательной форме. При разработке методических материалов к очередному мероприятию сначала составляется тематическая беседа, рассчитанная на школьников разного возраста. Для проведения бесед выбран не совсем традиционный стиль. Беседы проводятся таким образом, чтобы максимально вовлечь слушателей в интерактивный диалог и создать творческую рабочую атмосферу. На протяжении всей беседы предлагаются для обсуждения различные вопросы, спорные факты, а также у участников возникает необходимость обращаться к страноведческим картам и атласам.

          Таким образом, создается органичная система коммуникативных навыков и умений, которая обеспечивает ситуативное поведение учащихся при изучении страноведческой темы. Использование лингвострановедческого подхода к содержанию и организации внеклассных занятий, создаёт обстановку непосредственного общения на изучаемом языке. Процесс обучения страноведческих тем необходимо организовать таким образом, чтобы сведения по истории, экологии, культуре страны получили постоянное практическое использование в речи учащихся. У учащихся появляется лингвострановедческая мотивация, что способствует более осознанному изучению языка.

       Немецкий язык - как общеобразовательный предмет вносит неоценимый вклад в становление личности, в профессиональное развитие. Общество поставило перед школой задачу - подготовить личность, которая может и хочет участвовать в межкультурном общении народов, что невозможно без знаний немецкого языка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы использования страноведческого материала на уроках английского языка

Использование страноведческого и лингвострановедческого материала на уроках английского  языка При овладении иностранным языком учащиеся испытывают трудности, связанные с интерференцие...

Мой авторский художественный перевод в прозе произведения К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" с русского языка на немецкий и создание сценария по нему для использования этого материала во внеклассной работе по предмету.

Работая  уже  в Санкт – Петербурге мне  захотелось осуществить свою давнишнюю мечту - написание сценария по произведению К.Паустовского «Корзина  с еловыми шишка...

страноведческий материал

Может использоваться на уроках страноведения в старших классах....

Занимательно-познавательный материал на внеклассных занятиях.

Занимательно-познавательный материал для использования во внеурочное время....

Использование страноведческого материала на уроках немецкого языка

Использование страноведческого материала на уроках немецкого языка...

Использование страноведческого материала на уроках иностранного языка

На уроке немецкого языка учащиеся познакомятся с местами памяти о Великой Отечественной войне, которые расположены в Берлине....