Использование страноведческого материала на уроках немецкого языка
статья на тему

Келлер Лилия Ивановна

Использование страноведческого материала на уроках немецкого языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингвострановедческий материал на уроках немецкого языка как средство развития языковой компетенции учащихся

При изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются с целым рядом фактов, которые не относятся ни к лексике, ни к грамматике, ни к фонетике, а, скорее, к общественной, политической, исторической и повседневной жизни того или иного народа и государства. Правильное понимание слов или фраз и употребление их в собственной речи способствует адекватному общению и диалогу культур, к которому стремится наше общество. Наряду с обучением иностранному языку следует приобщать учащихся и к культуре народа страны изучаемого языка, т.е. знакомить с историей, литературой, экономикой, географией, политикой страны, бытом, традициями, характером населения. Благодаря этому материалу учащимся становится легче понимать менталитет носителей другого языка. Все эти компоненты включает в себя понятие «страноведение». С образовательной точки зрения, эта наука имеет огромную ценность, которая включает в себя то, что приобщение к культуре страны изучаемого языка происходит благодаря сравнению и оценке знаний и понятий о стране изучаемого языка со знаниями и понятиями о своей стране.

Начиная с 5 класса, дети работают с картой Германии на уроках немецкого языка.

Например, я предлагаю детям следующие задания при работе с картой Германии:

 5 класс:

Собрать пазлы, чтобы получить карту Германии

- Найдите следующие города на карте и расположите их в алфавитном порядке:

Kiel, Hannover, München, Erfurt, Dresden, Berlin, Potsdam, Mainz, Düsseldorf, Bremen, Nürnberg.

- Определите, столицей какого государства являются эти города:

Wien, Berlin, Bern, Luxemburg.

- Найдите следующие города на карте, и назовите, столицей каких федеральных земель они являются:

Düsseldorf, Dresden, Bremen, Schwerin, Erfurt, München.

На этом этапе обучения иностранному языку я стараюсь, как можно больше рассказывать детям о стране на русском языке, чтобы у них сложилось четкое представление о политическом укладе Германии, об истории страны и народе, населяющем ее. При подаче материала необходима опора на наглядность. Так, в кабинете собрана картинная наглядность о достопримечательностях различных городов Германии и Австрии: Weimar, Dresden, Berlin, Wien, Bonn, Köln и т. д.  На уроках провожу заочные экскурсии по городам Германии. Особое внимание на уроках уделяю знакомству с великими людьми Германии. Вместе с учащимися собираем материал о жизни и творчестве: И. В. Гете, Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Шиллера, Г. Гейне.

Учащиеся декламируют стихотворения великих авторов, фрагменты сказок, драм

Немаловажную помощь для развития интереса к языку как носителю культуры может оказать культурное и духовное наследие страны изучаемого языка. Это могут быть и лучшие образцы музыкального, в частности песенного творчества на изучаемом языке как его содержательного компонента.

.

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально на начальном этапе изучения иностранного языка в 1 – V классах средней школы по ряду причин. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психологов особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре.

В старших классах я работаю с песнями как с текстами. Они должны соответствовать определенным требованиям:

быть аутентичными, доступными в языковом и информационном плане, эмоциональными, проблемными и актуальными.

Использование на уроке музыки способствует эстетическому воспитанию школьников.

Благодаря музыке ученики знакомятся с культурой страны, ее музыкальной жизнью, творчеством великих музыкантов. Так, знакомлю учащихся с творчеством В. А. Моцарта, И. Гайдна, слушаем лирические песни Р. Шуберта, вальсы И. Штрауса.

Классическая и современная музыка создает благоприятный психологический климат на уроке, благодаря музыке снижается психологическая нагрузка учащихся, активизируется их речевая деятельность, повышается эмоциональный статус, поддерживается интерес к изучению немецкого языка. Использование на занятиях поговорок и скороговорок, которые наиболее ярко характеризуют национальную особенность народа, также помогает учащимся глубже познакомиться с культурой страны.

Содержание каждой поговорки первоначально отражало конкретные наблюдения человека за природой и обществом, но с течением времени смысл поговорок приобрел общественных характер.

На начальном этапе обращаюсь к скороговоркам для отработки звуковой стороны речи.

[] Eine lange Schlange schlängelt sich um eine lange Stange.

[h] Haus hackt Holz hinter’m Hirtenhaus.

[l] Die Ladenleute beim Schokoladenladen laden die Ladenmädchen zum Tanz ein.

[f] Herr Fischer fischt frische Fische, frische Fische fischt Herr Fischеr.

На старшем этапе обучения я делаю большой упор на работу с поговорками, так как возрастает жизненный опыт детей этого возраста, и они уже могут выразить свое отношение к данной ситуации.

При работе с поговорками и пословицами я выделяю следующие этапы:

Презентация: Я проговариваю пословицу, на доске – иллюстрации, по которым можно определить содержание пословицы.

Работа над содержанием: Не переводя пословицу, предлагаю учащимся прослушать небольшую ситуацию, которая определяет смысл данной пословицы. Пытаемся подобрать синонимы к некоторым словам или сочетаниям. В случае затруднения предлагаю выбрать правильный ответ из нескольких вариантов.

Очень важно, чтобы дети при работе с поговорками не просто воспроизводили ее, а смогли высказать свое отношение к ней.

Задания могут быть следующими:

Выразите согласие с предложенной поговоркой….

Составьте ситуацию, которая бы подтвердила данную поговорку.

Прослушайте ситуацию и назовите соответствующую поговорку.

Прослушайте текст, (диалог и т. д. ), и определите, какой поговоркой можно было бы его закончить.

Проиллюстрируйте данную пословицу.

Иллюстрации к поговоркам – это не украшение, они помогают закреплять новую лексику, способствуют обеспечению коммуникации, поддерживают интерес учащихся к языку.

Они воздействуют на эмоциональную сторону восприятия учеников, вызывают положительные эмоции, создают благоприятный климат на уроке.

Все поговорки, которые я использую на уроках – аутентичны и тесно связаны с жизнью немцев.

Таким образом, использование скороговорок и поговорок на уроках иностранного языка способствуют лучшему овладению немецким языком, расширяет знания о языке. Приобщение к культуре страны изучаемого языка через элемент фольклора, поговорок и скороговорок дает учащимся ощущение сопричастности к другому народу.

Знакомство с праздниками Германии вызывает у детей неподдельный интерес. Так, к Рождеству, мы выпускаем газеты, изготавливаем рождественские сувениры, разучиваем песни, оформляем выставки, знакомимся с традициями. Детям интересны все праздники. Мы собираем информацию о различных праздниках в Германии: Ostern, Pfingsten, Karneral, Johanisfest (Иванов день), Münchausen Spiel, Die Vogelhochzeit (птичья свадьба) и многих других.

Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет значительно повысить уровень индивидуализации обучения и как следствие – глубину усвоенного материала.

В работе использую программы, составленные как информационно-справочные системы с элементами тестирования, мультимедийные педагогические программные средства, где присутствует анимация, звуковое сопровождение, которые действуют сразу на несколько информационных каналов обучаемого, усиливают восприятие, облегчают усвоение материала.

Использование лингвострановедческого подхода предполагает задания творческого характера, которые направлены на создание условий возникновения у учащихся речевой интенции, позволяющей приблизить их речевую деятельность к реальным условиям.

Все это позволяет воспитать человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию, способного и готового осуществлять межличностное общение

Знакомство с культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач еще со времен античности. В преподавании языков, с конца Х1Х в., на первое место, наряду с устной речью, выдвигается ознакомление с реалиями страны изучаемого языка и культуры одновременно не случайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью.

Любой народ интересуется особенностями образа жизни других народов.

Термин “линговострановедение” подчеркивает, что это направление с одной стороны, сочетает в себе обучение языку, а с другой – дает определенные сведения о стране изучаемого языка.

В настоящее время лингвострановедческому подходу преподавания иностранных языков уделяют все больше и больше внимания.

Так Инесса Львовна Бим подчеркивает, что лингвострановедческий подход с одной стороны создает прочную систему навыков и умений по практическому применению языка как средства межчеловеческого и межкультурного общения, с другой стороны – школьники приобретают обширные культуроведческие знания.

На своих уроках я, прежде всего, стараюсь воспитывать у детей любовь к языку, стране изучаемого языка, традициям и культуре немецкого народа. Именно здесь важен лингвострановедческий материал.

Wer den Dichter will verstehen,

Muss in Dichters Lande gehen.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы использования страноведческого материала на уроках английского языка

Использование страноведческого и лингвострановедческого материала на уроках английского  языка При овладении иностранным языком учащиеся испытывают трудности, связанные с интерференцие...

Урок с использованием регионального материала на уроке немецкого языка в 9-м классе

Недалеко от города Нестеров  Калининградской области находится дом-музей литовского поэта Кристионаса Донелайтиса.Знакомство с его творчеством и прозодит на уроке немецкого языка в 9-м клас...

Использование музыкального материала на уроках немецкого языка

Статья содержит методические рекомендации по использованию музыкального материала на уроках немецкого языка, фрагмент урока по теме: "Путешествие по ФРГ. 8 класс"....

Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка

Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка способствует развитию мотивации учения и патриотическому воспитанию обучающихся....

Мастер - класс по теме: « Информационно — рецептивный метод работы со страноведческим материалом на уроках немецкого языка»

Мастер - класс по теме:« Информационно — рецептивный метод работы со страноведческим материалом на уроках  немецкого языка» Цель: Продемонстрировать информационно-рецептивный метод работы со...

использование краеведческого материала на уроках немецкого языка

данный материал можно применять для выступления на РМО, ШМО...

Использование страноведческого материала на уроках иностранного языка

На уроке немецкого языка учащиеся познакомятся с местами памяти о Великой Отечественной войне, которые расположены в Берлине....