Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку на тему

Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка способствует развитию мотивации учения и патриотическому воспитанию обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kraevedcheskogo_materiala.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Использование краеведческого материала  на уроках немецкого языка

 

         В настоящее время  растет значение иностранного языка в жизни общества. Цель предмета «Иностранный язык» - формирование иноязычной коммуникативной компетенции  обучающихся. Но коммуникативный подход предполагает не только усвоение грамматических и лексических норм языка, но и усвоение культурных ценностей, норм поведения, знакомство с культурой, традициями и реалиями страны изучаемого языка. Доминирование же только иноязычной культуры в процессе обучения иностранным языкам  может привести к тому, что обучающиеся  окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнеров по общению. Необходимо научить  их  говорить о том, что их окружает, что им  близко и дорого с детства. Поэтому перед преподавателем стоит важная задача  разработки и применения на уроках  немецкого языка краеведческого материала, что будет, несомненно, способствовать  развитию  мотивации  изучения  иностранного  языка и формированию гражданственности и патриотизма у обучающихся.  Многолетний опыт работы в системе СПО показывает, что  обучающиеся имеют низкую мотивацию изучения иностранного языка и  в частности,   немецкого. Одним из средств повышения мотивации изучения немецкого языка является использование  краеведческого материала на уроках.  Практика показывает, что знания о своей стране и о регионе проживания используются в обучении иностранному языку фрагментарно и не систематично. Поэтому я  использую   следующий алгоритм  применения  краеведческого материала на  уроках немецкого языка:

- включение  в  тематическое планирование  тем, имеющих краеведческую направленность;

- разработку учебно- дидактических материалов по данным темам;

- использование на уроках немецкого языка различных технологий обучения: личностно ориентированной, информационной,  проектной технологий и опережающего обучения;

- создание  контрольно- измерительных материалов по данным темам;

В процессе преподавания стараюсь уделять внимание согласованию краеведческого материала с программой. Предметное содержание включает только те предметы речи, которые создают наиболее полное и разностороннее представление о регионе, его культурных ценностях, о его  прошлом и настоящем.

№ п/п

Тема

Содержание краеведческого материала

1.

Учеба.

Училище. Моя будущая профессия.

2.

3.

Человек, здоровье, спорт.

Город, деревня.

Выдающиеся спортсмены: С.Хоркина, Ф.Емельяненко. Наиболее популярные виды спорта на Белгородчине.

Москва- столица нашей Родины.

Белгород и его достопримечательности.

Города, сёла  и посёлки Белгородской области.

Улицы и памятники, связанные с военными событиями на  Бедгородчине

( Н.Ватутин, И.Апанасенко, А.Попов, ул.5 Августа и др.)

4.

Природа и человек.

Климат, погода в России и в Белгородской области.

Природа Белгородской области.

Проблемы экологии  в Белгородской области.

5.

Культурные  традиции.

Выдающиеся деятели искусств Белгородской области (С.Косенков С.Дегтярев, М.Щепкин, И. Чернухин,Е.Дубравный,Н.Сличенко, М.Эрденко),

Музеи Белгорода и области.

Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе  изучения обучающиеся приобретают не знания основ наук, а формируют умения и навыки пользоваться  иностранным языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Преподавание  иностранного языка  даёт преподавателю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности. В процессе работы я использую различные формы и методы проведения уроков, а также внеклассных мероприятий с использованием  краеведческого материала. Так, например, при изучении темы «Город, деревня» обучающиеся готовят проекты о своем родном городе, посёлке, селе, а затем проводится  обобщающий урок по теме «Путешествие по Белгородской области». Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Обучающиеся  учатся самостоятельно добывать  необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Совместная работа над проектом сплачивает обучающихся, растёт взаимопонимание,  ответственность не только за свою деятельность,  но и за работу всей группы. Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранным языкам и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию  учения. 

Изучение  темы «Выдающиеся деятели искусств Белгородской области» позволяет обучающимся узнать личности знаменитых земляков, достижения культуры, связь региональной культуры с культурой России и мира, познакомиться  с наиболее значимыми памятниками  литературы и искусства края. А также  приобрести умения рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках,  давать описание исторических событий и памятников истории, литературы и культуры, объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории белгородской области, культурным достижениям. Таким образом, у  обучающихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.

Широко используется краеведческий материал и во внеклассной работе.   Изучение истории родного края было и остаётся важнейшим направлением в воспитании  патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине. Так, например, в техникуме было проведено внеклассное мероприятие  по теме «Героические страницы белгородских улиц», для проведения  которого   обучающиеся   готовили  проекты об улицах города, названных в честь освободителей  Белгорода от немецко –фашистских захватчиков: А.Попова, И.Апанасенко, В.Шаландина, нашего земляка  Н.Ватутина. При  подготовке использовались методы проектного и опережающего обучения. Проведение данного мероприятия  способствует нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся,  помогает  поддерживать интерес к  истории родного края.

 В целом, использование  краеведческого материала  на уроках немецкого языка  способствует развитию личности обучающихся, расширению их кругозора, познавательного интереса к родному краю, а так же   способствуют развитию коммуникативной компетенции обучающихся  средствами иностранного языка.

Литература.

1.Белгород. Очерк о прошлом, настоящем и будущем города. Воронеж, 1969;

2.Герои огненных лет. Книга 3", Москва, 1978, с. 232-237

3.Шатило И. А. «Белгородский феномен». М., 2005 г., «СИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование ИКТ на уроках немецкого языка

Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, ...

Использование ИКТ на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности по предмету

В статье рассматриваются формы и методы использования современных педтехнологий на уроках иностранного языка и во внеклассных мероприятих по предмету...

Использование ИКТ на уроках немецкого языка

Работа об использовании ИКТ на уроках немецкого языка...

Использование ИКТ на уроках немецкого языка

В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и во...

Статья "Использование ИКТ на уроках немецкого языка"

Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология — эт...

Использование дополнительных материалов по немецкому языку по теме «Киноискусство» в 11 классе

Материалы «Как называется фильм?» предназначены для осуществления контроля просмотрового чтения и обучения высказыванию оценочных суждений о просмотренных фильмах. Материал «Комиссар Рекс» может ...