Самодеятельный театр- важный аспект духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
статья по английскому языку на тему

Цветенко  Татьяна Владимировна

Использование методов и приемов элементов театра, которые являются инструментом для решения проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samodeyatelnyy_teatr.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цветенко Татьяна Владимировна

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 84 г. Воронеж

Тел. 8 920 409 15 73

Самодеятельный театр- важный аспект духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. Именно подход к обучающемуся как к «объекту обучения и воспитания» привел в конечном счете к его отчуждению от процесса учения, превратил его из цели в средство работы школы.В результате обучение потеряло смысл для ученика, знания оказались внешними по отношению к реальной жизни. Таким же отчужденным от образовательного процесса оказался учитель, лишенный возможности самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства и методы своей деятельности. По сути учитель и ученик превратились в разнокалиберные «винтики» образовательной машины.Преодоление этого подхода требовало перехода от школы памяти к школе мышления, к активной творческой деятельности обучающегося и учителя, к совместной коллективной деятельности обучающихся. «Скука –враг воспитания»- афоризм, полностью относящийся и к обучению. Иностранный язык, как и родной язык- это средство выражения мысли, а мысль приводится в движение мотивом, потребностью. Мотивированная мысль ищет средства выражения. Согласно личностно-ориентированному подходу, в центре обучения находится сам школьник, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад т.е. ученик как личность. Учитель в контексте такого подхода определяет учебную цель урока и организует, направляет и корректирует весь учебный процесс, исходя из интересов обучающихся, уровня их знаний и умений. Соответственно цель урока при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося, всего класса или «языковой группы». «Деятельностный подход» ориентирует на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания. Пассивности школьников, наконец бесполезности самих знаний, умений, навыков, которые не реализуются в деятельности.

В своей работе на начальном этапе обучения я использую методы и приемы элементов театра, которые являются инструментом для решения проблемных ситуаций. Содержание уроков по этой системе работает на формирование коммуникативных способностей обучающихся, развитие воображения. Происходит избавление от страха сделать ошибку, появляется чувство уверенности,раскрепощаются мыслительные функции, развивается творческое мышление, успешность в учебе.

Педагогические цели этого метода:

1)развитие выразительной речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

2) создание атмосферы творчества;

3) социально-эмоциональное развитие детей. Данные цели предполагают следующие задачи:

1) реализовать творческий потенциал обучающихся;

2)развивать коммуникативные способности обучающихся, используя элементы театра на уроках и во внеурочное время;

3)приступить к созданию методической базы для учителей;

4) привлекать родителей, учителей- предметников.

1.Для детей начальной школы главной задачей театральных занятий являются развивающие игры.

Целью введения театральных развивающих игр является помощь детям и учителю в создании психологически комфортной атмосферы занятий, погружая детей в атмосферу игры, сглаживая рамки урока, развивают память, внимание, волю, воображение. Игра 1.Дети встают в круг. Учитель проговаривает считалку: one potato, two potatoes ,three potatoes, four, five potatoes, six potatoes, seven potatoes more-bad one. На ком учитель остановился, тот ученик должен изобразить животное. Дети очень любят «актерствовать» и с большим желанием изображают животных, остальные отгадывают.    

Игра2.          «One  step, one colour». На каждый шаг ребенок называет цвет.

Игра3. На столе лежат лепестки разного цвета. Ребенок составляет цветок и называет цвет. За каждый правильный ответ получает очко.

2. Работа над развитием речевого аппарата идет на уроках постоянно. Учащиеся заучивают рифмовки с движениями, стишки из сборника «Mother Goose».

3. Работа над артикуляцией. Гимнастика для губ, языка.челюсти( упражнения «задуй свечку», «палочка-выручалочка», « пчелка жужжит»

4. Образы букв (на что они похожи).

5. Знакомство с английским детским фольклором из сборника «Mother Goose»

6. На занятиях дети осваивают театральные термины: драматический театр, кукольный театр. музыкальный театр, актер, премьера.

Театрально- исполнительская деятельность на этом этапе рассматривается как подготовительный период, формирующий у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Знакомство детей с театром предполагает выезд в кукольный театр, просмотр мультфильмов.

II. Знакомство с компонентами исполнительской деятельности.

  1. Формирование сценической речи.
  2. Пластическая выразительность.
  3. Творческая деятельность.
  4. Формирование навыков коллективной работы.

На этом этапе большое значение имеет творческая  деятельность. Одной из основных задач является формирование у школьников навыков эстетической оценки. Все выполняемые упражнения обсуждаются. Дети делятся на две группы. Каждая поочередно выполняет роль  актеров и зрителей. Основным критерием оценки является достоверность исполнения.

Театрально- исполнительская деятельность строится на особо выразительном материале. Дети учатся по-разному выполнять заданные действия- просить, утешать, слушать, радоваться. Очень важна доброжелательная позиция одноклассников друг к другу, что особенно важно в этом возрастном периоде. Работа учителя заключается в создании организованной творческой атмосферы, когда « ты интересен всем, все интересны тебе» Продолжается работа над развитием речевого аппарата, над четкой артикуляцией. Дети заучивают стишки со зрительной опорой, отрабатывают постановку дыхания. Большое эмоциональное значение имеет музыкальное оформление. Дети разучивают песни с движениями и без. Ведется работа над мимикой и жестами. Дети вместе с родителями готовят оформление сказок, готовят костюмы, маски. Проект приобретает социальную значимость. Например, при постановке спектакля «Теремок» огромную помощь оказали родители. Благодаря им была сделана ширма, сшиты костюмы, подготовлено оформление сказки.

III. Освоение средств выразительности.

  1. Элементы речевой выразительности.
  2. Формирование представления о характере как об особенном поведении.
  3. Пластичная выразительность.
  4. Формирование навыков коллективной работы.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию, мимике, жестам, взгляду, движениям, речи. Дети привыкают фантазировать. Этой тренировке воображения служат упражнения с голосом, речью: говорить медленно, тихо, быстро, басом,высоко могут разные люди в различных обстоятельствах. Например, дается ситуация «в магазине». У покупателя целый список товаров, но он не знает ни слова по-английски, объясняя с помощью мимики, жестов, других слов, что ему надо. При подготовке спектакля даю много упражнений в разделе «Tonque-twister»для развития артикуляции.

«Parrot Peter picked a pack of pickled peppers». «My parents repeat like parrots. You must respect your parents! Which I do». « Seven savages were eating seven sausages, sandwiches. Though usually savages eat savages».

Театр не только включает принцип учения, но и позволяет им пользоваться по-новому. Например, хоровая работа принимает иной облик, если она будет названа греческим хором и удивительно будет отличаться от обычной формы -повтори за мной (repeatafterme).

Маленькая группа учащихся читает историю хором. Начало не всегда может быть удачным, но после 2-3 попыток группа начинает звучать одним голосом как профессиональные актеры. Это не просто фонетическое упражнение, но речь со значением и смыслом. Класс делится, например, на три группы по пять человек. Каждая группа выбирает действующее лицо, ведущих диалог, остальные говорят греческим хором. Каждой группе дается по пять-семь минут на подготовку. Весь класс вовлечен в пересказ истории, своего отрывка. Каждая группа слушает друг друга.  Здесь можно услышать и смех, и возгласы удивления, когда один и тот же персонаж сыграл по-своему в каждой группе. При этом используется воображение учащихся, а не учителя. От учителя зависит правильный выбор рассказа, чтобы работа была в радость.

IV. Формирование представлений об образе героев в театре.

  1. Элементы речевой выразительности.
  2. Образ героя.Жесты, мимика. движение, речь.
  3. Творческий отчет.

Здесь главным критерием является способность ребенка оценить выразительность и оригинальность каждого задания. С этой целью учащимся предлагается выполнить одно и то же задание разными составами, выявляя разницу исполнения. Раскрывается значение импровизации игры в театральном искусстве, без которого оно не существует, но которое можно оценить. Ученики знакомятся с влиянием истории, среды, характера, ситуации на логику поведения персонажа. Работа строится на упражнениях, связанных с игровым воплощением драматургического задания.

1.Монологи

2. Логика действия в диалоге.

3 Обыгрывание элементов костюма.

4.Логика поведения и костюмы.

5. Импровизация на заданные обстоятельства.

Например, задание на воображение. Слово football предлагается трем группам учащихся. Одна группа получает слово foot,другая группа-ball, третья- football.Каждая группа составляет свой диалог, инсценирует, отгадывает слово другой команды. Детям предлагаются фразы, которые обязательно должны быть включены в диалог: «What a bore!», «My weak point is», «Nice weather,is not it?»

Составляют ситуацию, используя пословицы. На этом этапе закладываются практические навыки для подготовки детей к восприятию целостного образа спектакля как коллективному творчеству, посильное участие во всех этапах подготовки, включая оформление, костюмы, шумовое оформление, реквизит к спектаклю. Использую такой вид работы как история театра «StoryTheatre». Театральные постановки- это отрывки из фантастики, басни, сказки. Если это рассказ, они его декламируют, если есть диалоги, они их инсценируют. Театральные постановки развивают воображение, полезны для того, кто боится сделать ошибку или для тех, кто имеет знания, но не умеет их легко выразить. Текст пьесы дает возможность активного использования языка. Большое значение на этом этапе имеет принцип импровизации, самостоятельность поиска, коллективной организации работы.

Эта деятельность носит воспитательный, целостно- ориентационный характер, основанная на синтезе художественных и документальных материалов. Формируются навыки творческой дисциплины, переживания за коллективный труд, осознание необходимости своего участия в нем, знания текстов роли (не только своей, но и партнера), при необходимости заменить его. С успехом на этом этапе проходят упражнения: «озвучивание картины», «оживить картину», озвучивание мультфильмов, игра «превратился сам».

Заключительным этапом является постановка спектакля, концерта, в котором дети демонстрируют полученные знания, навыки. Выступаем перед родителями, младшими школьниками. К слову сказать, стали призерами городского «Фестиваля сказок на английском языке» с постановками «Золушка», «Стрекоза и Муравей». Получили приз зрительских симпатий в городском конкурсе «Озвучка» за озвучивание мультфильма «Волк и теленок».

Проект «Самодеятельный театр» является важным аспектом развития коммуникативных способностей обучающихся, имеет социально значимую направленность. Он направлен на формирование творческой инициативы, гармонического развития всех творческих сил человека, самостоятельного поиска.

Используемая литература.

  1. ЭльконинД.Б. Психология детской игры. Москва. Просвещение, 1974
  2. Верхоглид В.А. Игры на английском языке для внеклассной работы. Иностранные языки в школе,1981, №5
  3. Ермаков В.Л. Игры на уроках английского языка. Иностранные языки в школе.1983,№ 2
  4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.
  5. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. Москва. Просвещение.1984
  6. Чернова Г.М. Создание учебно-речевых ситуаций на основе юмористических текстов. Иностранные языки в школе.1992, №3-4
  7. Никитенко З.И. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку начальной школе.  Иностранные языки в школе. 1993, № 3
  8. Красюк Н.И., Красюк В.В. Праздники и будни с английским. Ростов-на Дону.Феникс,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"

Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности   Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...

Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения

В наше время необходимо уделять больше внимания воспитанию подрастающего поколения. Не менее важной задачей является и его нравственное здоровье. Какие нравственные ценности признает подрастающее поко...

Школьный музей – важная ступенька в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Наша школа одна из старейших в районе. Она славится своими традициями, достижениями, накопленным опытом учителей и учеников. Педагоги и учащиеся занимаются поисковой деятельностью, в результате которо...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Патриотизм - важнейший фактор воспитания подрастающего поколения/ Ватанпәрвәрлек - яшь буынны тәрбияләүдә иң мөһим фактор

ldquo;Хәзерге мәктәпнең вазифасы безнең киләчәк буыныбызны аңлы, укымышлы бер татар ясап чыгарудыр”.                          ...