Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
методическая разработка по теме

Ивлякова Татьяна Александровна

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1], Концепции УМК «Перспектива», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы МОУ Цнинской сош № 2 п. Строитель, Тамбовского района Тамбовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Цнинская средняя общеобразовательная школа № 2

Программа

 духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся

 Срок реализации программы:  2011-2015 гг.

Рассчитана на учащихся от 6 до 17 лет.

П.Строитель

2011

И наш мир расцветёт, как сад,

когда расцветут души наших детей.

Дети – всегда единственное

будущее рода человеческого…
  В.Сароян.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1], Концепции УМК «Перспектива», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы МОУ Цнинской сош № 2 п. Строитель, Тамбовского района Тамбовской области.

I. Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тамбовской области, п. Строителя.
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, Тамбовского района, п. Строителя.
  • любовь к школе, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

II. Основные направления и ценностные основы

духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Поддержка социально значимой (добровольческой) деятельности обучающихся, использование ее для формирования гражданских качеств и свойств личности школьников. Воспитание активной жизненной позиции учащихся через поддержку их самореализации в сельском социуме.

Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

III . Принципы  и особенности организации содержания

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик.

Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами культурной, гражданской, религиозной жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства, литературы и кино; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий; фольклора народов России; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают весь учебный процесс, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. Целостное воспитательное пространство школы структурируется Целевой программой и подпрограмм.

Каждая Целевая программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям: урочная деятельность; внеурочная деятельность (культурные практики); внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); семейное воспитание; изучение культурологических основ традиционных российских религий. Урочная деятельность.

Целевые программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности.

Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.

Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора.

Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

IV. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

        Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;
  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
  • в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;
  • в личном  примере ученикам.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

УМК «Перспектива»

Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных  предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Перспектива»  имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в нем принципов гуманистического, историзма, коммуникативного и принципа творческой активности.  УМК «Перспектива» создан на основании системно-деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:

«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.

«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.

 «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.

«В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим  заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность.  В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе,  об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.

Эти тезисы раскрываются через тематические направления: «Моя семья - мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура  - среда нашей жизни», «Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее  формировать у ребенка целостную картину мира и базовые национальные ценности.

Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.

Значительную часть содержания учебников составляют родиноведческие и краеведческие знания, их содержательное, дидактическое и методическое обеспечение. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности развития младших школьников, создаются условия для развития у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Во всех учебниках «Перспективы» обеспечивается поликультурность содержания образования. В каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Перспектива» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в  систему учебников для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Календарь традиционных школьных дел и праздников

Наименование мероприятия

дата

класс

1

Общешкольная линейка «Здравствуй, школа»

сентябрь

1 - 11

2

Посвящение в первоклассники

сентябрь

1 - 4

3

Приём в ДО «Азарт»

сентябрь

5

4

Акция «Милосердие» - день пожилых людей

октябрь

1 - 11

5

День Учителя

октябрь

1 - 11

6

Осенний бал

октябрь

8 – 11

7

День Матери

ноябрь

1 - 11

8

Новогодний праздник

декабрь

1 - 11

9

День рождения ДО «Азарт»

январь

5 - 11

10

День Святого Валентина

февраль

5 - 11

11

Прощание с Азбукой

февраль

1

12

День Защитников Отечества

 февраль

1 - 11

13

Праздник 8 Марта

март

1 - 11

14

День Победы

май

1 - 11

15

Общешкольная линейка

«Последний звонок»

май

1 - 11

16

Выпускной вечер

июнь

9, 11

        Социальные проекты

В школе реализуются следующие социальные проекты:

ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий,  как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.

V. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание

Мероприятия

1

Классные часы, посвященные изучению прав и обязанностей ребенка.

2

Мероприятия по безопасности дорожного движения. «Внимание, ДЕТИ!»

3

Организация компании по выборам актива школы.

4

Беседы, посвященные подвигу

З. Космодемьянской «Ты осталась в народе живая»

5

Уроки Конституции.

Изучение символов России

6

Классные часы по правовому воспитанию:

- Путешествие в страну справедливости. 1-4 кл

- Его величество Закон. 5-6 кл.

- Гражданские права и уголовная ответственность. 7-9 кл.

-10-11кл.

7

Читательская конференция по книгам детских авторов

8

Месячник военно-патриотического воспитания

9

Встреча с участниками боевых действий в Чечне, Афганистане.

Классные часы, посвященные памяти выпускников нашей школы.

10

Уроки мужества с участием ветеранов ВОВ.

11

Конкурс рисунков «Защитники Отечества»

12

Военно-спортивный праздник в честь Дня Защитников Отечества.

13

Акция « Я – гражданин России»

14

Спортивная игра «Зарница»

15

Акция «Поздравь ветерана».

16

Неделя Славы:  «Поклонимся великим тем годам»

- классные часы «Праздник со слезами на глазах…»

- конкурс стенгазет 5-9 кл.

- конкурс рисунков 1-5 кл.

- уроки Славы «Слава тебе, солдат победитель!»

-праздничный концерт

- участие в митинге, посвященному Дню Победы.

17

Акция «Ветераны живут рядом»

18

Смотр-конкурс патриотической песни

19

Военные сборы по программе для учащихся 10 классов на базе воинских частей Тамбовского военного округа.

20

Экскурсии в Зале боевой Славы

21

Книжные выставки:

- «Здравствуй, школа!»

- « Я – гражданин России»

- «Символы Российского  государства»

- « Россия – Родина моя»

22

Участие в научно-практических конференциях

Духовно-нравственное воспитание

Мероприятия

1

Праздник знаний.

2

Классные часы: «Правила обязательные для всех».

3

День пожилого человека.

4

День народного единства

5

День матери. Кл. час: «Пусть всегда будет мама».

6

Православные праздники в рамках  реализации программы центра духовно-нравственного развития.

7

Акция милосердия.

8

Операция «Делай добро другим»

9

Международный день толерантности.

10

День инвалида

11

Всемирный День Семьи

конкурс детского рисунка «Папа, мама, я – мы вместе дружная семья»

12

Проведение диагностики

« Уровень воспитанности»

13

Внеклассные мероприятия

14

Участие в научно-практических конференциях

   

                   Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Мероприятия

1

Экскурсии обучающихся на производство.

2

Организация уборки классных комнат и  закрепление зон прилегающей к школе территории.

3

Информирование родителей учащихся выпускных классов об учебных заведениях области, правилах поступления в них и получаемых профессиях

4

Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии с целью их правильного профопределения.

5

Тестирование учащихся 9,11 классов на профессиональное самоопределение

6

Классные часы «Все работы хороши, выбираем  для души!»

7

Круглый стол для учащихся 11 классов «В мире профессий»

8

Конкурс творческих проектов «Карьера моей мечты»

9

Месячник «Чистый город» (уборка пришкольной территории)

10

Трудовой десант. Озеленение пришкольной территории.

11

Организация летней трудовой практики

Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни

Мероприятия

                                    Семейное воспитание

1

Создание банка данных о семьях учащихся (социальный паспорт класса).

2

Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях обучающихся.

3

Проведение обследований материально-бытового положения неблагополучных и многодетных семей.

4

Практические рекомендации родителям по проведению детьми летнего отдыха.

5

Выборы родительских комитетов

Классов и школы

6

Общешкольные родительские собрания:

7

Классные родительские собрания

8

Организация дней семьи

9

Конкурс рисунков, сочинений «Семейные традиции»

10

Проект «Моя родословная» 1-9 класс

11

Спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная семья» 1-4 кл

12

Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи:

  • Откуда начинается мой род. 5 кл
  • Военная летопись моей семьи. 6 кл.
  • Памятные  даты моей семьи. 6кл.
  • Традиции нашей семьи. 7 кл
  • Мужчины нашего рода. 8кл
  • История создания семьи моих родителей. 9кл
  • Моя семья в фотографиях. 1-3 кл.          

13

Организация консультаций для родителей психолого-социальной службы школы.

14

Оказание помощи «проблемным» семьям:

- социальной;

- психологической;

- педагогической;

- юридической.

Спортивно-оздоровительное воспитание

15

Организация дней здоровья

16

Школьная спартакиада

17

Осенний и весенний кроссы

18

Медосмотр обучающихся.

19

Спортивный праздник «Веселые старты» 1-4 кл

20

Мероприятия по антиникотиновой и антиалкогольной профилактике:

  • классные часы и беседы с приглашением специалистов;
  • просмотр видеофильмов по профилактике  употребления алкоголя, табакокурения;
  • выступление инспектора ПДН об ответственности за употребление алкоголя, наркотиков;
  • конкурс плакатов, стенгазет  « Мы за ЗОЖ»;
  • выставка книг «Здоровый образ жизни»

21

Декада борьбы со СПИДом и наркоманией:

  • Беседы о вреде наркотиков «Нет наркотикам», 1-9кл
  • Приглашение специалистов по профилактике наркомании, токсикомании;, 1-9 кл
  • Просмотр видеофильма о вреде наркотиков, 5-9кл
  • Беседа «Что такое СПИД?» 5-9кл.

22

Классные часы

1-4 класс «Азбука здоровья»

5-7 класс «Уроки здорового образа жизни»

8-9 класс «Моё здоровье»

Утренник 1-3 кл «Режиму дня – мы друзья»

Выставка рисунков «Нет вредным привычкам!»

23

Спорт и здоровье друг другу подспорье (мероприятия в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, ритмика, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах).

24

Организация    школьного    питания с учетом     санитарно-эпидемиологических норм и требований.

25

Организация выставок новинок литературы    по    формированию    здорового образа жизни.

Экологическое воспитание

Мероприятия

1

Осенние, зимние, весенние экскурсии в природу

2

Неделя добрых дел:

- уборка территории школы;

- создаем уют в своей родной школе.

3

Классные часы по экологическому воспитанию.

4

 Месячник экологии:

- выставка рисунков «Земля – мой дом родной» 1-5 кл.

- конкурс плакатов «Берегите нашу планету» 6-9 кл

- экологический праздник.

5

Озеленение территории школы

6

Турпоход по родному краю.

7

Внеклассные мероприятия

8

Участие в научно-практических конференциях

9

Книжные выставки:

- «Земля – наш общий дом!»

- «Путешествие в мир природы»

- «Красная книга»

- « За экологически чистую область»

Художественно-эстетическое и культурологическое воспитание

мероприятия

1

Общешкольная линейка, посвященная Дню знаний «Здравствуй, школа!»

2

День Учителя. Праздничный концерт.

«Учитель, перед именем твоим»

3

Праздник Осени.

4

Новогодние представления

5

Вечер школьных друзей. Встреча выпускников.

6

День Защитника Отечества

Конкурсы:

«А ну-ка мальчики»

«А ну-ка парни»

7

Поздравления в день 8 марта «Пусть всегда будет мама»

8

Просмотр спектаклей

9

Экскурсии в музеи, картинную галерею.

10

Конкурсы рисунков

11

Конкурс новогодних газет

12

Выпуск стенгазет к праздничным датам

13

Прощание с Азбукой. 1 кл

14

Конкурс юных талантов «Если звёзды зажигаются»

15

Линейка последнего звонка.

16

Выпускной вечер.

17

Организация выставок книг в библиотеке

18

Фестиваль « Обычаи, традиции народов России»

19

Организация дискотек  и концертов к праздничным датам ( День Учителя, День Победы, осенний бал, новогодний вечер, вечер встречи выпускников, 8 марта)

20

День защиты детей

Организация социально значимой деятельности

мероприятия

1

Акция «Дом без одиночества»

Организация и проведение волонтерской работы с детьми – сиротами

2

Акция «Память храня»

Организация и проведение волонтерской работы с ветеранами Великой отечественной войны

3

Акция «Саквояж веселых затей»

Организация досуговой деятельности

4

Акция «Помощь другу»

 Забота о детях-инвалидах

5

Акция «Разумный выбор»

Культурно-просветительная деятельность и деятельность по выявлению социальных проблем

VI. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию

Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:

1.Администрацией поселка Строитель


-участие в патриотических акциях;
-совместные рейды по территории поселения (места отдыха молодежи, дискотеки);
-благоустройство территории поселения;
-участие в праздновании Дня поселка;
-совместное проведение спортивных праздников и массовых культурных мероприятий.

2. Учреждениями образования (школы района):

- Обмен делегациями;
-Экскурсионная деятельность;
-Конференции;
-Турслеты;
-Соревнования.

3.Учреждениями дошкольного образования (МДОУ «Колобок»)


-праздник «День знаний»;
-неделя театра;
-экскурсии в школьный музей;
- праздник «Прощание с букварем»
- педагогические конференции;                                                                                                                                        

- родительские собрания и конференции.

 4.Учреждения дополнительного образования (ЦРТДЮ, спортивная школа):

- соревнования
- спартакиады
- «Веселые старты»
-показательные выступления на концертах
- концерты, отчеты
- конференции, исследовательская деятельность
- экспедиции, турпоходы

5.
Учреждениями культуры (Дом Культуры «Молодежный», библиотека

п. Строитель):


-консультации;
-обзоры литературы, книжные выставки;
-тематические беседы, библиографические уроки;
-конференции, исследовательская деятельность;
-встречи с интересными людьми, переписка;
-экскурсии, экспедиции;
-концертная деятельность.

6.
Отделом внутренних дел, Государственная инспекция безопасности дорожного движения; Комиссией по делам несовершеннолетних; Учреждения федеральной службы исполнения наказаний

-профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних;
-Тематические беседы инспекторов по делам несовершеннолетних;
-Тематические беседы инспекторов ГИБДД;
-Совместные рейды в поселке и выезды в неблагополучные семьи;
-Профориентационная работа по линии военных училищ МВД;


7. С
советами ветеранов ВОВ, ветеранов-учителей:

-Патриотические акции;
-операция «Забота»;
-проведение «Дня пожилых людей»;
-концертные программы
-участие в мероприятиях, посвященных патриотическим праздникам, Дням российской славы и памятным дням: День Победы; День Защитника Отечества; День памяти воинов-интернационалистов; День памяти жертв политических репрессий и др.

8.
Отделом опеки и попечительства 
-организация адресной социальной, психологической помощи детям;
-участие в акциях;
-консультации
-проведение Дня семьи, Дня защиты детей
-организация летнего отдыха

9.
Учреждениями здравоохранения (врачами-специалистами):

-Медицинские осмотры и комиссии;
-Рейды по проверке санитарных норм;
-Лекции врачей;
-Санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни;
-Участие в судействе соревнований.

10. Представителями традиционных религиозных конфессий:

- беседы

- встречи

- поездки по святым местам

11. Семьями учащихся

- проведения родительских конференций;

- организация  родительского лектория;

- организации совместных мероприятий;

- организация совместных  праздников;

- акции;

- привлечения родителей  к активной деятельности в составе Совета школы;

12. С шефскими организациями:
-Спортивные мероприятия
-Проведение Дня Строителя
-Экскурсии учебные, ознакомительные и профориентационные
-Создание музейной экспозиции по истории завода
-Организация отдыха детей

VII. Повышение педагогической культуры родителей

(законных представителей) обучающихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем и тематических расширенных педагогических советов, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.
  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки ко дню учителя и дню мамы и т.п.).
  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

В школе традиционно в зимние каникулы проводится спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья», позволяющий родителям ученика увидеть его в другой обстановке (отличной от  домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений.  Праздник организуется в спортивном зале школы, чтобы учителя также имели возможности ближе познакомиться с родителями своих учеников.  

VIII. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

7) Поддержка социально значимой деятельности обучающихся, использование ее для формирования гражданских качеств и свойств личности школьников. Воспитание активной жизненной позиции учащихся через поддержку их самореализации в сельском социуме (организация добровольческой деятельности:

  • перевод ребенка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общественных ценностей;
  • развитие умения вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты;
  • развитие социального творчества детей – добровольного посильного участия в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме;
  •  мотивация к активной жизненной позиции;
  • первоначальный опыт участия в жизнедеятельности своего социума
  • социально важные для обучающихся знания как об обществе в целом, так и о своем сельском социуме.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

                                                   Портрет ученика

                        МОУ Цнинской средней  общеобразовательной

школы № 2

Обобщенный результат образовательной деятельности  МОУ Цнинской сош №2 как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...