Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку
статья по английскому языку на тему

Цыдыпова Гэрэлма Ринчиндоржиевна

Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности – природе, обществе, человеке, его истории и культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция национально-регионального компонента

в обучении английскому языку.

 Цыдыпова Г.Р.

МОУ Нижне-Иволгинская школа

 

Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности – природе, обществе, человеке, его истории и культуре.

Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Таким образом, через иностранный язык, передавая учащимся иноязычную культуру, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Одним из главных приоритетов реформы среднего образования выделяется значительное повышение уровня владения иностранными языками выпускников средних школ. Знания на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы могут обеспечить решение многих задач модернизации общества, желающего занять полноправное место в мировом сообществе.

Целью работы является выявление эффективности передачи учащимся иноязычной культуры и истории на региональном уровне, и насколько это способствует повышению мотивации в обучении иностранному языку. Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

  1. раскрыть возможность внедрения национально-регионального компонента в тематический учебный план на уроках английского языка в средней школе;
  2. показать некоторые способы и приемы использования интегрированных знаний, полученных школьниками при изучении предметов гуманитарного цикла.

В законе “Об образовании” (статья 7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений базовыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими возможности продолжения образования. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей, развитие направлений, ведение курсов, приоритетных для региона.

Региональный компонент по английскому языку основывается на идеях модернизации содержания общего образования, идеях политики в сфере образования до 2010 года, отвечает интересам и потребностям республики и обеспечивает возможность введения содержания в области “иностранный язык”, приоритетного для нашего региона.

В основе опыта – культуроведческое наполнение учебной программы национально-региональным компонентом. Содержание текстов, система заданий творческого и поискового характера, упражнений с элементами сравнительно-сопоставительного анализа, вероятностного прогнозирования способствуют познавательной активности и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Актуальность исследуемой темы состоит в том, что вопрос гражданского воспитания стоит наиболее остро в настоящее время и национально-региональный компонент необходим как основной элемент нравственного, эстетического и гражданского воспитания.

В современном обществе сформировался запрос на воспитание чувства любви к Отечеству. По проведенным нами опросам среди учащихся нашей школы понятие Родина ассоциируется со следующими понятиями:

  1. Место, где я родился и вырос - 38%
  2. Наше прошлое, наша история - 36%
  3. Наша земля, территория, где мы живем - 26%
  4. Родная природа - 23%
  5. Государство, в котором я живу - 18%
  6. Символика государства (флаг, гимн, герб) - 26%

Использование национально-регионального компонента при обучении иностранному языку повышает эффективность педагогического процесса, требует учета возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки, разработки программ и адаптации краеведческого материала, применения творческих приемов развития личности учащихся.

Региональная проблематика приобретает всё большую актуальность в настоящее время, когда особенно возросла самостоятельность отдельных краёв и областей. Таким образом, можно сделать вывод, что речь идёт об интеграции в учебный процесс национально-регионального компонента.

Особенностью иностранного языка, как учебной дисциплины является то, что он по определению И.А. Зимней “беспредметен”. Он изучается как средство общения, а тематика речи привносится извне. Иностранный язык открыт для использования содержания из различных областей знаний. “Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования, совершенствование которого идёт по пути интеграции знаний. Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого. В обучении она может осуществляться путём слияния в одном синтезированном курсе учебных предметов, суммирования основ наук, раскрытия комплексных учебных тем и проблем”.

Правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и, как в данном случае, для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранному языку".

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Мы считаем, что необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему.

Опрос среди учащихся старших классов показал, что они хотели бы получить знания на иностранном языке о своем регионе, чтобы можно было применить их в общении с зарубежными гостями и друзьями. Поэтому на своих уроках мы используем межпредметные связи с использованием национально – регионального компонента. Примером тому, могут являться уроки – экскурсии в Иволгинский Дацан и в исторический музей города Улан - Удэ по темам “История древней Бурятии”, “Культура и быт бурятов”, проведенные совместно с учителем истории, а также посещение Бурятской государственной филармонии, Бурятского драматического театра, театра кукол “Ульгэр” и последующий обмен впечатлениями на интегрированных уроках английского языка, истории, музыки и литературы.

Республика Бурятия, по мнению многих специалистов, является цивилизованным пространством, где обнаруживается добрые взаимоотношения, взаимоуважение, где существуют благоприятные межнациональные отношения. На территории Бурятии совмещаются духовные ценности различных культур.

Сущность нашего опыта состоит в развитии коммуникативной компетенции, а также в обновлении содержания обучения иностранному языку за счет овладения учащимися определенным объемом региональных знаний.

1. Интеграция национально-регионального компонента в обучение английскому языку.

Интеграция национально-регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям:

Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных (предметных областей истории, географии, литературы, искусства) в программу изучения иностранного языка. На уроках английского языка мы вводим фрагментарно интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями народов Республики Бурятия. Работа с краеведческим материалом требует тщательного подбора материалов, позволяющих учащимся познакомиться с историей родного края и страны изучаемого языка, культурными и научными достижениями народов Бурятии и успехами представителей англоязычных стран.

Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития республики.

Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:

  • развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);
  • формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка;
  • осознание вклада края в мировую культуру.
  • Воспитание средствами английского языка предполагает формирование у школьников:
  • понимания важности владения английским языком как средством общения в современном мире;
  • толерантного отношения к другой культуре;
  • ценностного отношения к себе, другим и миру;
  • активной жизненной позиции.

Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся, так и для других людей, в том числе говорящих на английском языке. В результате такого участия ученики приобретают умения:

  • приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;
  • переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения.
  • работать в команде и самостоятельно;
  • критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами;
  • вступать в общение на английском языке.

2. Роль регионального компонента в повышении образовательного уровня, владении языком и воспитании личности учащегося.

Региональный компонент по английскому языку основывается на идеях модернизации содержания общего образования, идеях политики в сфере образования до 2010 года, отвечает интересам и потребностям республики и обеспечивает возможность введения содержания в области “иностранный язык”, приоритетного для нашего региона.

Цели регионального компонента: 

  1. Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по английскому языку;
  2. Способствовать формированию личности выпускника 9 класса как достойного представителя нового поколения.

Задачи регионального компонента:

  1. Создать условия для овладения каждым учащимся способностью понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов населяющих наш регион.
  2. Создать условия для овладения каждым учащимся способностью создавать авторские тексты о своем регионе, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народа, живущего в Бурятии.
  3. Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской, консультативной на уроках английского языка.
  4. Создать условия для формирования выпускника - умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона.

Истинного патриота своей малой Родины.

Исходный уровень знаний о регионе мы предварительно определили с помощью теста на родном языке. В нём учащимся предлагалось выбрать из 3-5 вариантов один правильный. Приведём примеры тестов.

The capital of Buryatia.
A) Ulan-Batar
B) Ulan-Ude
C) Moscow

How many districts are there in the city?
A)Three
B)One
C)Eight

The movie theatre which situated on Soviet Square.
A) “October”
B) “Progress
C) “People’s Cinema”

4) How many higher educational establishments are there in Ulan-Ude?
A) Two
B) Five
C) Seven

5) How many rivers are there in the city?

3

2

4

6) When was Ulan-Ude founded?

1600

1666

17667) What is the famous monument in the city?

The monument to V. I. Lenin

The monument to D. Banzarov

The monument to A.S. Pushkin

Тест может содержать такие вопросы, на которые следует ответить “Да” или “Нет”. Он может быть дополнен заданиями и вопросами типа:

1) Перечисли известные тебе достопримечательности родного края;

2) Что бы ты хотел узнать из истории родного города, посёлка? И т.д.

Проанализировав исходный уровень знаний школьников о своём регионе, а также их интересы в данной области, нужно далее определить форму обучения и сформулировать конечные цели.

Конечные цели здесь различны, например: разработка и проведение экскурсии, микроэкскурсии (с записью на видеокамеру) по своей местности или региональному центру для иностранных гостей, учащихся.

Другой целью может стать подготовка к ролевой игре, в ходе которой школьники предлагают свои варианты маршрутов экскурсий или миниэкскурсий, а также создание постеров и рекламных буклетов о наиболее привлекательных местах республики и родного города. Эта работа дополнит часто практикуемые “заочные” экскурсии по столицам стран изучаемого языка. Ведь не секрет, что уверенно называя достопримечательности Берлина, Лондона или Парижа, дети часто затрудняются назвать достопримечательности своего родного города. Традиционная форма зачёта может завершить работу над региональным курсом.

Сведения о регионе мы сообщали фрагментарно, в связи с изучаемой темой, отводя для этого 3-5 минут урока (или во внеурочное время). Например, информация о традиционном напитке бурятов “Айрак” при изучении темы “Еда”, или об особенностях празднования Сурхарбана по теме “Праздники”.

Региональный компонент в преподавании английского языка в школе

(4 – 10 классы)

Учебники:

  1. Английский язык 4 кл. Кузовлев В.П.
  2. Английский язык 5 кл. Кузовлев В.П.
  3. Английский язык 6 кл. Кузовлев В.П.
  4. Английский язык 7 кл. Кузовлев В.П.
  5. Еnjoy English  10 - 11 кл. Биболетова М.З.

Тема

Раздел учебника

Класс

Выход темы

“My Native Town – Ulan Ude

“  Museums of Ulan Ude”

“The typical Russian and Buryat Food”

“ The Festival Surkharban”

Цикл 4 раздел 4

“Discussing What to Show to Our British Guests in Our Town”

Цикл 6 раздел 1

“Reading and Talking about

Цикл 7 раздел 3

“What Do the British Like To Eat?”

Цикл 8 раздел 2

“Do you Like Holidays?”

6

5

4

7

6

Создание рекламного постера о городе Абакане

Создание рекламного буклета “ «Музеи Улан – Удэ»

Рецепт русского и бурятского блюда

Обсуждение текста о бурятском празднике Сурхарбан

“Buryatia”

Цикл 4 раздел 2

“Talking About Countries And Nationalities”

7 кл.

Информационный бюллетень о Бурятии

Обсуждение экскурсии в Иволгинский район

(интегрированный урок)

“The Outstanding People of Buryatia’

Цикл 4 раздел 1

“Who Is a Successful Person?”

10 кл.

Создание буклета

“Кто есть кто в Бурятии?”

“Musical Life In Buryatia”

Цикл 2

“Let The Music Begin”

11 кл.

Посещение Бурятской государственной филармонии и музея и создание коллажа

“Музыкальное творчество Бурятии”

“ The National Symbols of Buryatia and The Town of Ulan - Ude”

“The Political System of  Buryatia”

Цикл 1

“How Different The World Is!”

Цикл 2

10 кл.

Создание постера о национальной символике Бурятии

(флаг, герб)

Проект “Добро пожаловать в Иволгу!”

3. Средства повышения мотивации к изучению английского языка посредством использования национально-регионального компонента на уроках в средней школе.

Для повышения мотивации к изучению английского языка мы использовали краеведческую информацию, которая носит занимательный характер. Например, учащимся 4-х классов мы предлагали для изучения бурятские народные сказки, инсценировки на основе этих сказок адаптированные рассказы о столице Бурятии - городе Улан - Удэ.

Так как для учащихся средней ступени характерна активизация познавательной мыслительной деятельности, склонность к рассуждениям и анализу предоставленной информации, наиболее удачно было применение следующих способов работы: создание проблемных ситуаций, сравнение и анализ, изучение жизни и творчества известных людей Иволгинского района.

Для учащихся старших классов характерен повышенный интерес к обсуждению различных политических, нравственных и этических проблем, поэтому уместным оказалось применение таких способов работы как споры, пресс-конференция, брифинги, экскурсии, проекты.

При проведении регионального курса нами использовалась предметно- ситуативная форма. Её основу составляли речевые ситуации, которые были объединены чаще всего единой сюжетной линией и базировались на предметах речи регионального содержания. Опыт работы показывает, что наиболее распространённым сюжетом при работе с региональным материалом является посещение группой зарубежных граждан (туристов, студентов, школьников) данной конкретной местности. Подобная макроситуация включает ряд микроситуаций, в рамках которых формулируются коммуникативные задачи.

При составлении ситуаций важно помнить о психологической природе речевой деятельности, которая стимулируется различными потребностями человека, например: удовлетворить свою любознательность, выразить мнение, отношение, дать оценку происходящему, разрешить разногласие, сделать выбор, принять решение, узнать информацию.

Что касается выбора языковых средств при использованиии регионального компонента, то здесь следует обратить внимание не только на этап обучения и уровень обученности учащихся, но также и на особую группу языковых единиц с региональной страноведческой значимостью.

Чтобы избежать однообразия в построении занятий с использованием регионального компонента, мы по возможности широко использовали различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников: привлекали в качестве речевой зарядки пословицы и поговорки по региональной проблематике.

При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов. На всех занятиях желательно иметь разного вида наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.

Мы использовали в обучении отдельные региональные проекты или аутентичные тексты регионального содержания.

4. Применение национально-регионального компонента при работе над проектами на уроках английского языка.

Проектная методика обучения находит всё более широкое распространение в обучении иностранным языкам за рубежом, а в последнее время и у нас. В качестве примера проекта регионального содержания приведём краткое описание проекта: «Школа практики»  Его целью является изучение региона и существующих здесь достопримечательностей культуры и традиций. Работа над проектом предполагает несколько этапов.

Первый этап – это представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор необходимой информации по нескольким направлениям:

  • География родного края;
  • Достопримечательности Бурятии;
  • Традиции и быт бурятов;
  • Столица Бурятии;
  • Культурная жизнь Бурятии.

Школьникам рекомендовали использовать справочную литературу, посещение библиотек, краеведческого музея, Бурятской государственной филармонии, театров города Улан - Удэ. На одном из этапов нами, совместно с учителем истории, была проведен интегрированный урок - экскурсия в Иволгинский дацан.

В ходе подготовке к проекту учащиеся знакомились с лексикой для активного овладения, которая могла бы им потребоваться для обсуждения их вопроса. На уроках мы предлагали дополнительные тексты с региональным наполнением.

На следующем этапе школьникам предлагалось рассказать о результатах своих поисков. В ходе рассказов учащихся заполнялась обобщающая таблица. На основе составленной таблицы учащиеся получили достаточно полные сведения о регионе. Были приглашены компетентные специалисты в области истории региона - работники музея, архива. Вариант оформления также стал предметом обсуждения на уроке. Свои впечатления об осуществлённом проекте учащиеся решили изложить в форме рекламно-информационных буклетов на уроке. Собранный материал мы использовали для оформления выставки “ Мой родной край”.

Если работа над проектом вызвала у школьников интерес, то следует предложить им подумать над темой очередного проекта и над тем, как лучше выполнить его. Перспективной признана разработка проектов, темами которых является сравнительное изучение традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и своего региона.

Заключение.

В данной работе мы рассмотрели актуальность социокультурного компонента содержания обучения и то, насколько продуктивна передача учащимся знаний о культуре и истории на региональном уровне. Было определено, какими путями будут вноситься знания о регионе, чтобы не нарушить целостности урока. Немалое внимание было уделено мотивационному аспекту обучения, в связи с чем было предложено использовать проектную методику и интегрированные уроки как средство активизации речемыслительной деятельности школьников.

Литература. 

  1. Бим И.Л., Маркова Т.В. Об одном из возможных подходов к составлению программ по иностранным языкам // ИЯШ, 1992, №1
  2. Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста // Иностранные языки в школе. – 1985, №4.
  3. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // ИЯШ, 1991, №3.
  4. Махмутова Е.Н., Батина М.Г. Интегрированный урок по теме "США: природа, города, население, сельское хозяйство"// Иностранные языки в школе. – 1997, №4.
  5. Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе., 2009, №4.
  6. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса "Иностранный язык и регионоведение"// Иностранные языки в школе, 2010, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция национально-регионального компонента в обучении бурятскому языку

В данной работе рассмотрена актуальность социокультурного компонента содержания обучения и то, насколько продуктивна передача учащимся знаний о культуре и истории на региональном уровне. Было определе...

Интеграция национально-регионального компонента в проведении занятий кружка по математике

В данном выступлении излагается о том, как я использую национально-региональный компонент при проведении занятий математического кружка....

Использование национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Обучающиеся должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, край, район, в котором они живут. Часто ребята знают о стране изучаемого языка больше, чем о своей собственной стране, своей ре...

Методический проект "Интеграция национального регионального компонента в курс литературы 5-7 классов

Рабочая программа. Региональный компонент в курсе литературы 5-7 классов...

Использование национально-регионального компонента при обучении английскому языку

В данной статье описывается опыт (формы, методы, приемы) работы учителя английского языка по использованию национально-регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности....

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку...

Национально-региональный компонент в обучении английскому языку

На своих уроках применяю национально-региональный компонент,который предоставляет огромные возможности  для расширения общего  кругозора ученика,нравственного, эстетического воспитания и фор...