Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку
методическая разработка

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_v_aya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Цель обучения иностранным языкам в средней школе - формирование иноязычной коммуникативной компетенции, проявляющейся в их способности и готовности осуществлять общение средствами иностранного языка. Но не произойдёт полноценного диалога двух культур, если люди  затрудняются рассказать о своей малой родине. Возникает необходимость восполнения дефицита информации, изучения родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта.

СЛАЙД 2

Актуальность интеграции национально-регионального компонента в обучении английскому языку определена местом её реализации - Русская классическая школа. Ведущая тема инновационной деятельности педагогического коллектива – развитие личности ребенка в русской классической школе на национально ориентированном, духовном материале.

Целью моей работы по созданию программы с включением национально-регионального компонента является (НРК):

- выявление эффективности передачи учащимся иноязычной культуры и истории с использованием  НРК;

- повышение мотивации в обучении иностранному языку.

        Региональная тематика становится актуальной в связи с расширением международных контактов, а также в связи с тем, что в настоящее время вопрос гражданского воспитания стоит наиболее остро и региональный компонент необходим как основной элемент нравственного, эстетического и гражданского воспитания.

СЛАЙД 3 - уточнить

По проведенным мною опросам учащихся нашей школы понятие Родина ассоциируется со следующими понятиями:

Место, где я родился и вырос - 69%

Наше прошлое, наша история - 18%

Родная природа - 4%

Государство, в котором я живу - 8%

Символика государства (флаг, гимн, герб) - 1%

Это определило направление моей деятельности по НРК.

СЛАЙД 4 - читать

Под интеграцией национально-регионального компонента в обучении английскому языку следует понимать систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс иностранного языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом.

СЛАЙД 5

Задача учителя на данном этапе – помочь ученику осмыслить взаимосвязь национально-культурных ценностей своего региона с общечеловеческими ценностями, сформировать высокое ценностное отношение учащихся к своей «малой родине», региональным народным традициям и потребность поддерживать и беречь родную культуру.

Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого. В обучении она может осуществляться путём слияния в одном синтезированном курсе учебных предметов, суммирования основ наук, раскрытия комплексных учебных тем и проблем.

СЛАЙД 6 - читать

Интеграция национально-регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям:

Первое направление связано с включением краеведческой информации 

Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, 

На уроках иностранного языка я использую знания, полученные учащимися на уроках литературы - биографии поэтов и писателей, биологии - тема «Цветок земли Рязанской», истории – «История Рязани», биографии военоначальников, географии и др. предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение по разным вопросам.

СЛАЙД 7

Региональный компонент должен обеспечить

  • Освоение школьниками национальной культуры в её единстве с общемировой культурой.
  • Воспитание культуры межнационального общения, патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности.

Использованию речевого материала по НРК можно посвятить целый урок или часть урока. Чтобы не нарушать целостности занятий, сведения о регионе можно сообщать фрагментарно, в связи с изучаемой темой, отводя для этого 3-5-10 минут урока. Например, рассказать о традиционном («фирменном») блюде своей семьи и о традиционном английском завтраке – при изучении темы «Продукты», об особенностях празднования Дня города в Рязани при изучении темы «Праздники». (больше русских праздников, чем Хэллоуин, св. Валентин... Изучая Лондон – учить говорить о Рязани. Знать о других чтобы говорить о себе).

СЛАЙД 8 Задачи регионального компонента:

  • развивать способность читать тексты с содержанием регионального компонента с целью понимания содержания и извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, проблемах людей, населяющих регион;
  • обучать созданию авторских текстов о своём городе, культуре, истории, значимости, проблемах людей, живущих в Рязани и Рязанской области;
  • способствовать осуществлению общения на английском языке в ситуациях повседневного общения;
  • создать условия для овладения обучающимися формами  самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской, деятельности в области иностранного языка;

способствовать формированию личности выпускника – умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона.

5. Принципы использования материала на уроках и методы реализации регионального компонента.

Очевидно, что интегрированный курс требует соблюдения помимо общедидактических требований к процессу обучения таких принципов, как:

СЛАЙД 9

1) Принцип учета региональной специфики 

Региональная специфика складывается из совокупности естественных или исторически сложившихся особенностей, которые отличают один регион страны от другого. Так, например, к региональным специфическим особенностям Рязанского региона относятся такие, как: географическое положение (река Ока, лесные массивы, наличие озёр, близость к столице), богатая и древняя история региона и культурное наследие.

2) Принцип отбора регионально значимых предметов речи, которые отражают уникальность региона.

3) Принцип последовательного предъявления информации, когда происходит постепенное предъявление и раскрытие содержания.

Для монологической речи – это сообщения, описания, повествования с последовательной хронологией событий. Примером могут служить дидактические тексты, знакомящие с достопримечательностями города, «Развитие стрелкового спорта в Рязани» - 7 класс, «Экологические проблемы в Рязанской области», «Мещера» и т.д.

Для диалогической речи - диалог-обмен информацией и диалог-расспрос, которые реализуются как на уроках введения и активизации нового материала по региональной тематике, так и при защите рефератов, представлении проектных заданий, выполнении творческих работ.

СЛАЙД 10

Национально-региоральный компонент осуществляется через:

  1. Исследовательские работы
  2. Организацию общения
  3. Организацию проектной деятельности
  4. Создание дидактического материала
  5. Создание презентаций и разработок уроков по краеведческому материалу
  6. Творческие задания: викторины, кроссворды, тестовые задания

К методам реализации интеграции регионального компонента на уроке английского языка относятся:

  1. Исследовательские работы

организация детского исследования с целью познания себя, своего окружения, быта, культуры, истории, значимости, проблем людей, живущих в Рязанской области. Например, написание рефератов и сообщений по темам: «История моей семьи» - 10 класс, «Проблемы подростков» - 10 класс; сообщение о животном по теме «Красная Книга Рязани» – 7 класс, «Проблемы экологии Рязанской области» - 9 класс;

  1. Организацию общения

- организация переписки (в том числе по электронной почте), общения в чате, Интернет - проектов со сверстниками (перспективное направление), приема англоговорящих гостей в классе/школе (проведение открытых мероприятий в 6 и 7 классах с участием гостя из Великобритании «Познакомьтесь с Мартином»), межклассных и межшкольных обменов с целью создания условий для реализации умения общаться на английском языке в реальной жизни;

  1. Организацию проектной деятельности

- организация детского проектирования с целью создания продуктов, значимых для самого ученика, его семьи, его друзей, его школы, его малой родины, других людей, посещающих его родину, в том числе говорящих на английском языке (при изучении в 4 классе темы «Семья» учащиеся рисуют родословное дерево и рассказывают о членах семьи, своих предках, рисунки вывешиваются на доске и по итогам этой презентации дети делают выводы о том, что семья это важно, чем больше родственников, тем богаче может быть твоя жизнь и т.д.; учащимся 8-9-х классов при изучении темы «Ecology» предложить составить «План мероприятий по улучшению экологического состояния в Рязанском регионе»); - (один из пунктов плана был «хорошо учиться». Почему? Какая связь? Юра Ладный – «Я вырасту и изменю этот мир», но надо по ан.яз поставить «5»).

  1. Создание дидактического материала

При изучении тем вводится дополнительная лексика – названия объектов, парков, праздников, промышленных предприятий и спортивных федераций Рязанской области, животных…

предлагается работа с текстами: «История города Рязань», «Рязанцы в войне 1812 года», биография Я.П.Полонского, «Праздник в Рязанском Кремле», «Аномалии погоды в Рязани»…..

  1. Создание презентаций и разработок уроков по краеведческому материалу
  2. Творческие задания: викторины, кроссворды, тестовые задания

составление квиза «Моя Рязань»;

На всех занятиях желательно иметь разного вида наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.

При реализации программы по НРК на начальном этапе ученики получают задание, направленное на двухстороннее получение информации, то есть путем сравнения и дополнения. Здесь эффективна форма организации работы «по-аналогии» (как опора для учащихся - алгоритм работы «по-аналогии» см. в приложении). Так, в 3 классе при изучении темы «Игрушки и игры» детям предлагается описать популярную русскую игрушку и нарисовать её. Задание выполняется на основе упр.8 с.28 “Humpty-Dumpty”.

Для учащихся средней ступени эффективно создание проблемных ситуаций, сравнение и анализ, изучение жизни и творчества известных людей Рязанского региона. В 5 классе при изучении темы «Одежда» детям предлагается написать сообщение о школьной форме – реальной или желаемой, при изучении темы «Времена года» можно использовать раздел «Времена года в Рязани». Работая над темой «Хобби» в 6 классе, учащиеся сравнивают информацию о работе кинотеатров в Великобритании и Рязани и резюмируют это в выполнении творческого задания.

СЛАЙД 9

Опрос среди учащихся старших классов показал, что они хотели бы получить знания на иностранном языке о своем регионе, чтобы можно было применить их в общении с зарубежными гостями и друзьями.

Для учащихся старших классов характерен повышенный интерес к обсуждению различных политических, нравственных и этических проблем, поэтому уместным окажется применение таких способов работы как дискуссии, экскурсии, проекты («Рус. Школа в ХХв.», «Проблемы подростковвозраста» - спонтанно возникший проект, «Как справиться со стрессом» - 10 класс).

В ходе рассказов и презентаций участники проекта знакомят слушателей с новой лексикой и в конце предлагают выполнить задание для контроля понимания представленного материала: ответить на вопросы, сказать соответствует ли содержанию представленного материала следующие высказывания, в каком контексте упоминались цифры, что ты знаешь о…,  что нового или интересного ты узнал и т.д.

Собранный материал можно использовать для оформления стенной газеты, коллажа, альбома, устного журнала, видеофильма.

По итогам своей работы – вывод:

Изучать английский язык детям интереснее когда они говорят о том, что им близко и дорого. Для развивающего обучения это благоприятная область деятельности.

Перспективным направлением своей работы считаю проведение интегрированных уроков с использованием национально-регионального компонента: математика – литература, со 2 по 10 классы.  

СЛАЙД – «Спасибо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основные компоненты содержания обучения английскому языку

Под содержанием обучения ИЯ понимаются и промежуточные поклассные умения, языковые навыки, тексты в графическом и звуковом оформлениях, темы и ситуации, в пределах которых формируются речевые умения, ...

Презентация ( использование краеведческого этно-культурного компонента в обучении английскому языку).

Данная работа в помощь учителям английского языка, помогающая мотивировать учащихся на углубление знаний по предмету, на воспитание интереса к культуре и истории родного края....

Использование национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Обучающиеся должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, край, район, в котором они живут. Часто ребята знают о стране изучаемого языка больше, чем о своей собственной стране, своей ре...

Использование национально-регионального компонента при обучении английскому языку

В данной статье описывается опыт (формы, методы, приемы) работы учителя английского языка по использованию национально-регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности....

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности &nd...

Национально-региональный компонент в обучении английскому языку

На своих уроках применяю национально-региональный компонент,который предоставляет огромные возможности  для расширения общего  кругозора ученика,нравственного, эстетического воспитания и фор...

Реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей по английскому языку для 5-11 классов Южный Урал

В современной методике под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие "обучение языкам" постепенно вытесняется новым понятием - "обучение языку и культур...