ФОРМУЛА УСПЕХА. СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАОУ «ЛИЦЕЙ № 2» г. АЛЬМЕТЬЕВСКА (ИЗ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ)
статья по английскому языку

  Статья посвящена предпосылкам появления и становления МАОУ «Лицей №2», учебно-воспитательному процессу и нравственно-эстетическому воспитанию.  Педагогический коллектив, его стабильность являются главными ценностями лицея. В статье приводятся результаты олимпиад 2015-2016 учебного года и планируемые результаты на будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formula_uspeha-.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМУЛА УСПЕХА.

СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАОУ

«ЛИЦЕЙ № 2» г. АЛЬМЕТЬЕВСКА

(ИЗ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ)

THE FORMULA OF SUCCESS.

GROWING OF THE LYCEUM №2 AND PERSPECTIVES OF ITS DEVELOPMENT  

(FROM MANAGING EXPERIENCE)

   Г.З.Сафина- директор МАОУ «Лицей №2», Л.А.Садчикова – заслуженный учитель РТ, учитель математики,   высшая квалификационная категория,   О.В. Усачёва – завуч по УВР, учитель английского языка, высшая квалификационная категория

   Guzel Z. Safina, the principal of Almetyevsk Lyceum №2, Leokadiya A. Sadchikova, Honored Teacher of Tatarstan, Teacher  of Mathematics, the highest qualification category, Olga V. Usacheva- Headteacher, Teacher of English Language, Almetyevsk-  Lyceum №2

  Статья посвящена предпосылкам появления и становления МАОУ «Лицей №2», учебно-воспитательному процессу и нравственно-эстетическому воспитанию.  Педагогический коллектив, его стабильность являются главными ценностями лицея. В статье приводятся результаты олимпиад 2015-2016 учебного года и планируемые результаты на будущее.

  The article is devoted to some prerequisities of  Lyceum №2 appearing and growing, to the educational process and morally- aesthetic training. The pedagogical group, its stability are the main values of the Lyceum. There are the Olympiad’s results in the article and planned results for the future.

  Ключевые слова: образовательный стандарт, различные высокие компетенции, научный подход, законы рыночной экономики, материальные условия, система образования, научные центры, уровень образования, формула успеха, главные ценности, педагогическая деятельность.

  Key words: educational standard, different high competences, scientific approach, Market Economics Laws, material conditions, the system of education, scientific centres, the level of education, the formula of success, the main values, pedagogical activity.  

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед школой задачу подготовки выпускников образовательных учебных заведений не только к продолжению образования в вузах, но и приобретению различных высоких компетенций, требующих научного подхода к работе, а также к стремлению и умению повышать свой образовательный уровень в зависимости от потребностей конъюнктуры рынка.  

С одной стороны, законы рыночной экономики диктуют потребность в получении качественных знаний основ наук, интеллектуально-творческого подхода к профессиональной деятельности, целеустремлённости и индивидуальности будущего специалиста. Возрастающие духовные и познавательные запросы учащихся требуют от средней школы обеспечения разностороннего развития, полноценной подготовки к продолжению образования, получения начальных профессиональных знаний.

С другой стороны, невозможность создать материальные условия в средних общеобразовательных школах для наиболее рационального использования всех приёмов и методов формирования личности, её самореализации приводит к ограничению сети учебных заведений, способных удовлетворить как потребности общества, так и запросы индивидуума.  

Создание гимназии или лицея какого-либо профиля невозможно без определённых методологических, психологических, организационно-структурных и материальных предпосылок. Особенно это касается системы образования на периферии, где удалённость от научных центров, высших учебных заведений, культурных учреждений налагают свой отпечаток на обывательский уклад. Существуют внешние и внутренние предпосылки появления естественно-математической гимназии (ЕМГи) в г. Альметьевске в 1995 году.

Внешние предпосылки:

  • Потребность родителей учащихся и самих школьников в повышенном уровне образования для реализации своих образовательных целей;
  • Потребность личности в развитии и самореализации своих способностей в оптимальных образовательных условиях;
  • Потребность личности в особом общении с единомышленниками и наставниками соответствующего одарённости профиля.

Внутренние предпосылки:

  • Не востребованность знаний, дидактического и методического мастерства высококвалифицированного учителя на уроке учащегося – «середняка», нереализуемые возможности передачи знаний основ наук на качественно более высоком уровне;
  • Потребность учителя в развитии системы активных взаимоотношений с учениками, проявляющими особые способности и успехи в изучении отдельных предметов;
  • Потребность в отказе от унификации содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания и объединении усилий педагогов, стремящихся дать ученикам высококачественные знания и самореализацию в учёбе.

Какова же формула успеха МАОУ «Лицей №2»? Какие условия способствуют удержанию этого учебного заведения «на плаву» на протяжении 20 лет? Главные ценности лицея – это высококвалифицированный педагогический коллектив, его стабильность, создание комфортных условий для педагогической деятельности, сохранение и приумножение традиций, единство требований к процессу и результатам, высокая результативность учебно- воспитательного процесса.            

С первых дней образования лицея (естественно- математической гимназии) педколлектив отличает стремление наполнить название «Лицей» реальным содержанием, целенаправленно формировать новые отношения к учебному труду, познавательному процессу в коллективе педагогов, учащихся, родителей.

В течение первых пяти лет педагоги ЕМГи работали над проблемой «Дифференцированный подход в обучении и воспитании как средство формирования разносторонне развитой, профессионально ориентированной личности». На первых порах основными показателями качества знаний учащихся было качество успеваемости класса в целом и качество преподавания отдельных учителей. Однако эта работа не давала существенных сдвигов в сторону повышения качества образования. Проведя сравнительный анализ и учитывая интересы педагогов, их профессиональные умения и навыки, стремление пополнить свою методическую копилку и совершенствовать учебно- воспитательный процесс, были выделены творческие группы учителей, действующие и сегодня:

Учителя I творческой группы ориентированы на проблему вовлечения учащихся в художественно-творческую деятельность, они стимулируют процесс формирования эмоциональной сферы как на уроке, так и во внеурочной деятельности: ученики пишут стихи, рассказы, эссе в малотиражку «Зеркало», делают литературные переводы с татарского на русский язык, ведут страницы в малотиражке на родном языке, участвуют в конкурсах поэтического мастерства, печатаются в городской газете «Элмэт Таннары».

Учителя II творческой группы ориентированы на развитие логики познавательного процесса, формирование аналитико- синтетических умений и навыков в области предметов естественно- математического цикла, передают свой опыт остальным участникам педагогического коллектива.

Учителями III творческой группы закладываются основы экспериментальной деятельности учащихся, умения работать с научной литературой, осуществлять отбор фактов и анализировать результаты и т.п. Ученики обобщают наблюдения в научных работах, участвуют в ученических научных конференциях. Итогом этой деятельности можно считать успешное выступление на республиканском уровне учащихся педагога Квасовой Н.Н. Ученики педагога Киселёвой И.Б. не только успешно начали свою научную деятельность в лицее, неоднократно становясь победителями республиканской и открытой международной полевой олимпиады по геологии, но и блестяще продолжают её в студенческих научных обществах на геологических факультетах КФУ, МГУ, Российского государственного университета нефти и газа.

Подобное разделение на группы даёт возможность целенаправленно перенимать опыт коллег, внедрять их идеи в свою практику. В то же время деление на группы весьма условно. Ведь, с одной стороны, специфика лицея требует развития логического мышления учащихся на всех этапах деятельности, а с другой стороны, формирование разносторонней личности невозможно без развития эмоциональной сферы, обогащения в области культуры, художественной творческой деятельности.

С первого же года обучения в лицее учителя стараются использовать все возможности учебных занятий и внеурочной деятельности для развития способностей учащихся к изучению предметов естественно- математического цикла, так и радости познания.

Сегодня педагогический коллектив МАОУ «Лицей №2» отличают стабильность, высокий профессионализм и творческое отношение к труду. Из 87 штатных учителей 86 имеют высшее образование, 1 среднее специальное.  Высшую квалификационную категорию имеют 31 учитель (в 1995 г. – 5 учителей); учитель первой категории – 37 (в 1995 г.- 36).  

В идеале МАОУ «Лицей №2» ориентируется на формирование нового поколения интеллигенции, востребованного на решение задач научно-технического прогресса в новых социально-экономических условиях. В этой связи учебно-воспитательный процесс строится в соответствии с запросами общества в области образовательных услуг и современными требованиями к личности, а также потребностями самой личности. Воспитательная работа строится в соответствии с задачами всего учебно- воспитательного процесса и имеет ряд особенностей:      

Во-первых, максимальная загруженность учащихся учебной деятельностью (углублённое изучение предметов естественно- математического цикла с 8-го класса, занятия на факультативных курсах) резко сокращает свободное время, особенно в старшем звене.

Во-вторых, педагогический коллектив стремится к реализации интеллектуального потенциала лицеистов.

В- третьих, перечисленные выше факторы учебной деятельности обусловливают перенос акцента в воспитательном процессе с общешкольных форм работы на деятельность классного коллектива и создание творческих объединений по интересам.

Учебно- воспитательные цели (с учётом профиля лицея) конкретизируются следующим образом:

  • Формировать многомерные компетентности у всех участников образовательного процесса;
  • На фоне развития общих способностей выявлять учащихся, обладающих специальными способностями к изучению предметов естественно- математического цикла;
  • Разработать технологии, обеспечивающие свободное ориентирование в знаниях, развитие нестандартного опережающего типа мышления;
  • Дать обучающимся качественное общее образование и глубокие прочные знания в области фундаментальных дисциплин;
  • Способствовать профессиональной ориентации личности на продолжение образования в высшей школе;
  • Формировать личность, способную к самореализации в социально и личностно- значимой позитивной деятельности;
  • Развивать систему психологической и педагогической поддержки, способствующей сохранению здоровья обучающихся.

Что касается нравственно- эстетического воспитания в лицее, оно строится на основе системно-ролевой модели формирования личности, разработанной профессором Н.М. Таланчуком, и ведется по следующим направлениям:

  • «Семья и здоровье» - развитие содружества родителей и школы в формировании гармонически развитой личности, формирование у учащихся культуры семейных отношений.
  • «Коллектив» - создание в лицее сквозной и преемственной системы формирования у учащихся культуры учения, развития интеллектуальных способностей, создание системы ученического самоуправления, ориентированной на гармонию отношений личности и коллектива.  Эти цели и задачи реализуются в работе научно- исследовательского ученического общества, при проведении предметных декад, олимпиад, интеллектуальных игр в параллелях 7-11 классов, выпуске предметных газет и газеты лицея «Зеркало», в работе Совета старшеклассников.
  • «Общество и природа» - формирование политической культуры, гражданских качеств, формирование правовой культуры, профилактика правонарушений (изучение правил дорожного движения).  

    С целью получения полной картины способностей учащихся, для осуществления дифференцированного подхода в обучении и поэтапного развития творческого и логического мышления, проводится психолого- педагогическое тестирование учащихся 1,4,7 классов. Тестирование будущих первоклассников призвано определить уровень подготовленности дошкольника к обучению, уровень усвоения программы дошкольного образовательного учреждения. В ходе тестирования используются традиционные методики: «Диагностика уровня общей школьной зрелости», тесты Керна-Йерасека, Кэттела. Цель тестирования учащихся 4-х классов заключается в подведении итогов начального образования, работы учителя начальной школы по развитию творческих способностей и логического мышления учащихся, определение потенциала учащихся для обучения в старшем звене по профилю лицея. Для диагностики развития интеллекта используются тесты Айзенка, Кэттела. Выводы, сделанные при тестировании четвероклассников, учитываются при формировании 5 классов, подборе классных руководителей. Формирование подобной ориентации проходит через всю учебно- воспитательную работу в школе и в старшем звене обучения приобретает устойчивые формы. В 5-8 классах проводятся тесты по определению школьной мотивации, социометрические исследования коллектива, беседы об общении и взаимоотношениях внутри группы и коллектива. В 7 классе используется дополнительное тестирование по определению способностей учащихся к углублённому изучению математики, которое начинается в 8 классе. Система диагностики позволяет выявить интеллектуальный уровень ученика, вести коррекцию его развития, оказывать необходимую помощь ученику и учителю в процессе обучения, способствующую интеллектуальному росту, что впоследствии является важной составляющей при прогнозировании послешкольной деятельности.

   Обязуясь подготовить выпускников школы с естественно- математической специализацией к продолжению образования в высших учебных и средних специальных заведениях аналогичного профиля, педколлектив школы неизбежно приходит к выводу, что вся система учебно- воспитательной работы должна способствовать профессиональной ориентации, обоснованному выбору будущей специальности, оптимальной реализации интересов и способностей выпускников.

   Ученики должны чётко представлять себе, во-первых, какой уровень знаний, умений и навыков требуется при поступлении в тот или иной вуз по профилирующим и смежным с ними дисциплинам; во-вторых, глубину и направленность своих интересов; и, в-третьих, соответствуют ли психические способности личности требованиям, предъявляемым к избранной профессии. Глубина и направленность интересов проявляются при участии школьников в различных кружках профессиональной ориентации и факультативных курсах. Педагоги лицея стремятся дать такие знания, чтобы выпускники в соответствии со своими способностями и потребностями могли не только одолеть экзамены в любой вуз России и Татарстана, но и успешно там учиться.

   Таким образом, педколлектив лицея работает в соответствии с концепцией развития выпускника как личности, хорошо подготовленной к продолжению образования и саморазвитию, обладающей высоким интеллектуальным потенциалом, являющейся носителем духовной и физической культуры. Работая по программе опытно-экспериментальной работы «Диагностика и развитие специальных способностей к изучению предметов естественно-математического цикла», коллектив лицея достиг определённых успехов как в учебно- воспитательной работе, так и в создании системы дифференцированного подхода к одарённым учащимся.

  Ориентируясь на получение классического образования, многие из выпускников лицея становятся студентами Московского, Казанского, Санкт- Петербургского, Нижегородского университетов, МФТИ, ВШЭ, МГТУ им. Н.Э. Баумана.

   В 2006 и 2008 годах лицей стал грантополучателем в ПНПО как «Лучшая школа России» среди учреждений с профильным обучением, а в 2010 году назван в числе 100 лучших школ России в номинации «Лицеи и гимназии». В течение ряда лет лицей входит в первую двадцатку школ РТ в рейтинге по результатам учебного года.  

  Об уровне подготовленности и развития творческого потенциала лицеистов свидетельствуют итоги олимпиад 2015-2016 учебного года: победитель Всероссийской олимпиады школьников по литературе, победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, призёр регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, два призёра регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, призёр регионального этапа  олимпиады школьников по татарскому языку и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Результаты ЕГЭ: три «стобалльника» по русскому языку; «стобалльники» по химии, самый высокий балл в АМР по литературе (96), по математике – профильный (99), по информатике (97), по истории (92). Наибольшее количество так называемых «стобалльников» – это показатель ежедневной кропотливой работы как учителей, так и самих учеников и их родителей. Победителем гранта «Учитель-эксперт» в 2016 году стала Губайдуллина М.А.; победителями гранта «Учитель- мастер»: Мифтахова Р.Ф., Домнина М.Н., Горбунова Н.В.; директор лицея Сафина Г.З. стала призёром республиканского конкурса «Лучший директор школы».

  За особые успехи в учёбе, трудолюбие и упорство в 2016 году 16 выпускников МАОУ «Лицей №2» награждены медалями «За особые успехи в учении». Всего же за 21 год функционирования учреждения аттестат особого образца получили более 250 учащихся, все они подтвердили высокий результат при обучении в вузе, окончив с отличием и продолжив обучение в магистратуре и аспирантуре. Более 30 из них имеют   звания кандидатов наук, 8 преподают в вузах.

  Мы гордимся нашими выпускниками и результатами, однако нельзя останавливаться на достигнутом, т.к. по словам А.Эйнштейна «Если точка равновесия превращается в состояние покоя, то наступает конец развития». Таким образом, формула успеха, выведенная 21 год назад, актуальна и сегодня. Мы работаем, строим планы на будущее. Основной идеей программы развития МАОУ «Лицей №2» является: «Формирование системы средств и методов развития образовательных компетенций учащихся, как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы». Планируемые результаты:

  • Формирование информационного банка идей педагогов, включающего инновационно- методические разработки активных форм деятельности;
  • Разработка критериев анализа деятельности всех структур лицея;
  • Формирование банка средств и приёмов развития образовательных компетенций учащихся;
  • Выпуск методических сборников «Из опыта работы», публичные отчёты, мастер-классы и т.д.

   В условиях, определённых ФГОС зоной инновации становится индивидуальный учебный план (индивидуальная образовательная траектория) старшеклассника. Это ставит задачу адаптации программ профильной направленности к требованиям углубленного уровня. Ключевое с точки зрения формирования универсальных учебных действий различие между профильными программами 2004 г. и требованиями к углубленному уровню изучения предметов по ФГОС заключается в роли и месте исследовательской деятельности обучающихся;  диагностируется сформированность навыков учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельность в применении приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач.  

    Важным ресурсом для успешной профилизации школьников является предусмотренная стандартом внеурочная деятельность, которая определяется как деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана и отличается от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, проектные, поисковые и научные исследования и т. д. В рамках внеурочной деятельности ученик знакомится с миром профессий, их содержанием, осуществляет профессиональные пробы, приобретает необходимые личностные и профессионально значимые качества.  

    Следовательно, учителям необходимы практико-ориентированные формы повышения квалификации по разработке программ внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации обучающихся, включающих описание методов и форм профессиональной ориентации в образовательном учреждении. Учитывая особенности социума современных старшеклассников (огромный поток информации, быстрое взросление, отсутствие постоянных и серьезных обязанностей), можно утверждать, что формальные профориентационные лекции и собрания в больших залах должны остаться в прошлом. Приоритетной задачей системы повышения квалификации является поддержка учителя в овладении эффективными формами профориентационной работы для развития широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций школьников, обеспечивающих успешность в их будущей профессиональной деятельности.  

  Значимыми задачами для управленцев и учителей остается поиск инновационных решений по разработке и реализации программ элективных курсов с использованием проблемных методов обучения. Элективные курсы выполняют важные функции для самоопределения старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности: они могут поддерживать изучение основных профильных предметов либо служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. 

   Изложенный выше опыт МАОУ «Лицей №2» показывает, что коллектив идёт в ногу со временем и имеет возможности, сохраняя традиции, для маневрирования и совершенствования деятельности в новых условиях.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты //Российский общеобразовательный портал
  2. Таланчук  Н.М. Воспитание − синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе. – Казань: «Дом печати», 1998. – 135 с.
  3. Математическое мышление и методики определения уровня его развития Под научной ред. действительного члена РАО, профессора В.В. Давыдова — Москва-Рига. 2000. — 208 с.
  4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЕК, 1998. (серия «Психологи отечества») - 416 с.
  5. Содержание и процесс обучения в естественно-математической гимназии: поиски, находки, опыт //И.Я. Курамшин, Л.С. Садчикова, материалы республиканской научно-практической конференции, г. Альметьевск, 1998. -108 с.
  6. Естественно-математическая гимназия (ЕМГи). Опыт становления и развития. Под ред. д.п.н. Поповой А.А., //К.: ИПКРО РТ, «Диалог компьютерс», 2002.-110 с.

 

   

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...

«Наше Школьное телевидение» (НШТ). Традиционные и инновационные подходы (из опыта работы) МАОУ «Лицей № 2» г. Балаково Саратовская обл.

Данный матерал вошел в сборник тезисов Второй всероссийской конференции "Методика организации теле-, видео-, медиацентров в образовательных учреждениях"....

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Классный час «Формула успеха» Для учащихся 8 – 9 классов Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.

Очень скоро вы выйдете в бескрайний океан взрослой жизни. Этот океан очень прекрасен и хранит много тайн, может быть, именно тебе предстоит открыть одну из тайн. Но океан жизни полон также бурь и тума...

План- конспект открытого урока по математике Учитель Чебарева Елена Евгеньевна, МАОУ «Лицей-интернат №1» г. Альметьевск

Умение решать разные уравнения (в том числе комбинированные) Использование  элементов управления и организации обучения по «сингапурской  программе. ...

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 15-16 апреля2015 года

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы...

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, и перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 29 сентября-1 октября 2014 г

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи и персп...