Конструирование урока английского языка в рамках ФГОС (этап рефлексии0
методическая разработка по английскому языку на тему

Казьмина Лариса Викторовна

Описание приемов рефлексивной деятельности на разных этапах урока английского языка, которые могут проводится как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_uroka_angliyskogo_yazyka_v_ramkah_fgos.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование урока английского языка в рамках ФГОС (этап рефлексии)

Технологическая карта (план)урока иностранного языка с учетом требований ФГОС включает этап  организации самоконтроля и рефлексии учебных достижений на разных этапах урока и в конце учебного занятия . Осуществлять рефлексию можно по-разному, но при выборе того или иного вида рефлексии необходимо учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, предлагаю рассмотреть наиболее интересные виды и приемы рефлексивной деятельности.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

  1. Показываем учащимся смайлики с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует и настроению. Ребятам можно предложить представить себя лучиками солнца и в коне урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению.
  2. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: например, красные и голубые. На доске изображена ваза. В коне урока учитель говорит: « Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой».
  3. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению (можно прослушивать фрагменты из музыкальных произведений).
  4. Более старшие ребята могут оценить не только настроение, но и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаю опорные клише, которые также способствуют повторению и расширению лексического запаса.

What emotions do you feel?

Positive emotions: satisfaction, happiness, joy, success, admiration, proud, surprise…

Negative feelings: unsatisfaction, irritation, boredom, sadness, anxiety…

                                       I feel…because I

                                     … was (not) bored

                                     … worked hard

                                     … didn’t relax

                                    …answered properly

                                   … was active, emotional

                                  … fulfilled the task

                                 … received a reward (a good mark)

Рефлексия содержания учебного материала.

  1. Прием незаконченного предложения

During today’s lesson I have got acquainted with…/found out…/learnt…/remembered…

  1. Прием «Выбор афоризма». Для включения учащихся в урок можно предложить учащимся 2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической  и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Ребята выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.
  2. Рефлексия достижения цели. Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения.

We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson.

Now I know how to…    speak about…

                                          explain the problem…

                                          say my own opinion on…

                                          give arguments…

                                          find necessary information…

Для стимулирования мотивации можно также использовать прием «Дерево цели». На изображение дерева ученик прикрепляет листочек зеленого цвета, на одной стороне которого он пишет свою личную цель -  что бы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью.

  1. Интересен прием рефлексии в форме синквейна , который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, выстроенным:

- первая строка – название темы;

- вторая – описание темы в двух словах –признаках, прилагательных;

- третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами;

 - четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

 - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Данный прием широко используется в технологии «развитие критического мышления».

Samuil Marshak

Remarkable, talented

Studied, translated, created

Was a good friend of children

A famous Soviet poet

Samuil Marshak

Kind, amazing

Work a lot, inspired, wrote

Created the popular magazine

The best children’s writer

Рефлексия деятельности.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Рефлексия деятельности может быть идивидуальной, групповой или коллективной.   Индивидуальная письменная  (личностная рефлексия) должна служить логическим завершением  конкретного урока или учебной темы и может быть представлена в форме мини – сочинения, эссе, письма другу, опорного конспекта, схемы, таблицы, синквейна. Коллективная учебная деятельность в группе как организационная форма создает оптимальные условия для овладения иноязычным общением. Для организации рефлексии в группе, прежде всего использую опорные слова и клише для высказываний:

 We tried hard

        were active, emotional

         followed the instructions carefully

          helped each other

          approached the problems seriously

          had own opinion on the problem

          put forward some new ideas

          gave out own arguments to solve…

         fulfilled the task

         deserve a good/excellent mark

Технология мозгового штурма «Brainstorming» также помогает включать учащихся в коллективную рефлексивную деятельность. Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы Word Web (паутина).

Варианты работы в данном случае:

- учащиеся заполняют Word Web в группе, выигрывает та группа, которая представит наиболее полную схему;

- учащиеся работают в группе, затем составляется общая схема;

- схема составляется всем классом.

Рефлексия – необходимый этап урока иностранного языка по ФГОС, она способствует развитию таких важных качеств человека, как самостоятельность, предприимчивость, конкурентноспособность.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Рефлексивный компонент деятельности младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной статье рассматривается рефлексивная деятельность младших школьников на уроке английского языка как этап современного  урока. Приведены приемы рефлексивной деятельности как учащихся, так ...

Технологическая карта урока английского языка в рамках ФГОС в 5 классе на тему: "Christmas"

Разработка урока английского языка в рамках ФГОС в пятом классе на тему: "Рождество"...

Конструирование урока английского языка в рамках ФГОС.

      Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя...

Рефлексия как завершающий этап урока английского языка в рамках ФГОС.

Статья содержит информацию о назначении рефлексии на уроках английского язфка, классификации рефлексии и примеры употребления....

алгоритм конструирования урока иностранного языка в рамках ФГОС

      Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя...