Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе.
статья по английскому языку

Пигорева Татьяна Иннокентьевна

Использование ИКТ позволяет повысить эффективность обучения и стимулировать младших школьников к  самостоятельному изучению английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah_angl.yazyka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Роль учителя английского языка в современной школе состоит в том, чтобы не только обучить навыкам языка, но и организовать учебный процесс, в котором главное место отводится активной и самостоятельной познавательной деятельности школьника. Обучение английскому языку в условиях системно - деятельностного подхода позволяет раскрыть потенциал школьника и  превратить его из объекта в субъект учебной деятельности. Учащиеся сами планируют и оценивают свою работу, анализируют и определяют область применения своих знаний. Таким образом, происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам осваивать иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а в дальнейшем, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решить эту задачу.    

В условиях открытого информационного общества становятся доступными различные источники информации. Личностно-ориентированные, развивающие, междисциплинарные подходы, принципы индивидуализации обучения находят реальное место в информационных моделях обучения. Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективней идет процесс обучения.

Использование различных образовательных средств ИКТ на уроках английского языка позволяет решить следующие задачи:

  • экономия времени при объяснении нового материала;
  • освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;
  • выработка умений и навыков решения типовых практических задач;
  • выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
  • развитие способностей к определенным видам деятельности;
  • проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов;
  • совершенствование знаний, умений и навыков;
  • контроль и оценивание уровней знаний и умений;
  • представление материала в наглядном, доступном для восприятия виде;
  • воздействие на разные системы восприятия учащихся.

На своих уроках я применяю компьютерные презентации, что позволяет повысить мотивацию учащихся, использовать большое количество иллюстративного материала, интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске, вовлечь учащихся в самостоятельный творческий процесс обучения.

Я использую презентацию в учебном процессе на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования. Презентации являются отличной базой и для закрепления  лексики, и для отработки грамматического материала.

Используя возможности информационно-коммуникационных технологий, я создаю ребусы и кроссворды для повторения лексики, а также комиксы в качестве опоры, как для пересказа текста учебника, так и для отработки  разговорной темы или грамматической конструкции. Этот вид работы вызывает интерес у детей и предоставляет  учителю возможность проверить, насколько осознанны их устные высказывания.

Использование видео и аудио записей мне позволяет   представить язык в живом контексте. Учебные аудио(видео)курсы и видеоматериалы (художественные и документальные фильмы, мультфильмы, новости, музыкальные видеоклипы, реклама, видеоэкскурсии и т.д.) позволяют проводить различные ролевые или деловые игры, дискуссии, диспуты, показывать коммуникативную сторону языка через изучение мимики и жестов, практиковать навыки аудирования в естественном контексте, практиковать навыки описания и пересказа, обогатить словарный запас, стимулировать общение и беседу.

Наличие интерактивной доски повышает эффективность занятий, предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в группе. Используя интерактивную электронную доску, можно существенно разнообразить занятия, превращая нередко рутинные задания в красочную, интерактивную творческую коллективную работу.

Анализ результатов внедрения ИКТ в процесс обучения английскому языку показал:

  • повышение мотивации к изучению иностранного языка;
  • приобретение опыта выступления перед аудиторией;
  • повышение самооценки учащихся;
  • интенсификацию занятия;
  • вовлечение учащихся в самостоятельный процесс обучения.

"Плюсы" информационных технологий в образовательном процессе.

  • улучшение  эффективности и качества образования;
  • повышение мотивации учащихся к обучению;
  • использование  взаимосвязанного обучения различным видам речевой деятельности;
  • занятия запоминающиеся и эмоциональные;
  • реализация индивидуального  подхода;
  • повышение  качества наглядности;

Использование ИКТ в педагогической деятельности дает возможность учителю:

• излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;

• экономить время для речевой практики;

• организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом;

• упростить контролирование учебной деятельности учеников;

• находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса;

• заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний.

Минусы использования ИКТ и Интернет - ресурсов на уроках английского языка:

  • отрицательное влияние длительной работы оборудования на здоровье школьника;
  • недостаточная степень оборудования школы;
  • многие учителя не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом.

Таким образом, использование компьютерных технологий способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. За счет использования интерактивных компьютерных средств можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Использование ИКТ позволяет повысить эффективность обучения и стимулировать младших щкольников к самостоятельному изучению английского языка.

Список литературы

  1. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. – 2005. - № 2. – с .162-166.
  2. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024309-4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

"Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе"

В данной работе учитель обобщает опыт работы с применением новых информационных технологий на основе компьютера, интерактивной доски, мультимедийных презентаций, ЦОР. Такой способ организа...

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе.

    В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в общеобразовательной школе. Это не только новые технические средства, но и инновац...

Использование песен на уроках английского языка в начальной школе

Учитель английского языка Иосипенко Ольга Алексеевна, высшая категория, отличник общего образования. Песенный материал для расширения лексического запаса учащихся Формирование лексического н...

Использование сайтов на уроках английского языка в начальной школе.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в общеобразовательной школе. Это не только новые технические средства, но и инновационные формы и методы препо...

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе по ФГОС II поколения

                                             Методическая разработка учителя а...

Использование стихотворений на уроках английского языка в начальной школе.

Содержание: Не секрет, что дети начальных классов обладают низкой концентрацией внимания, быстро устают на уроках и теряют интерес, поэтому необходима постоянная смена деятельности, переключение вним...