Английский язык для слабослышащих школьников
статья по английскому языку на тему

Овладение английским языком слабослышащими школьниками способствует их социальной адаптации, профессиональной востребованности. Обучение английскому языку в коррекционном классе II вида - очень актуальная проблема. Изучение иностранного языка для таких детей – это, главным образом, еще один канал связи с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_angl.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

         Владение иностранными языками определяет кругозор и общий культурный уровень личности. Знание иностранного языка приобретает все большее значение. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему языком межнационального общения. Развитие компьютерных технологий, средств связи, интернета привело к тому, что знание английского языка оказывается необходимым не только для многих видов профессиональной деятельности, но в значительной мере для ориентации в современной повседневной жизни. Владение английским языком для молодых людей, входящих в жизнь, становится все более важным, влияющим на их общественный статус.

           Овладение английским языком слабослышащими школьниками способствует их социальной адаптации, профессиональной востребованности. Обучение английскому языку в коррекционном классе II вида - очень актуальная проблема. Изучение иностранного языка для таких детей – это, главным образом, еще один канал связи с окружающим миром.

         Иностранный язык входит в перечень обязательных общеобразовательных дисциплин. ФКГОС отводит для обязательного изучения английского языка в 5-9 классах 3 учебных часа в неделю. В соответствии с этими требованиями построены и программы учебно-методических комплексов. Но слабослышащим детям,  имеющим тяжелые речевые нарушения, явно не хватает отведенного времени, и для учеников классов II вида такой предмет учебного плана как английский язык является практически недосягаемой вершиной. Что делать?  Учителю, работающему с такими детьми, необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность. Обучение иностранному языку при слуховых нарушениях не может вестись так же, как при обучении лиц, обладающих сохранным слухом.  Причины этого значительно глубже, чем просто физические трудности, связанные с потерей либо со значительным снижением слуха. Лица  с нарушениями слуха иначе, чем слышащие воспринимают речь; у них иные пути формирования словесной речи, овладения грамматическим строем языка, развития языковых обобщений. У слабослышащих детей в первую очередь страдает речь, во всех ее формах и проявлениях. Это не только и не столько дефекты их произношения, сколько ограниченность словаря, неумение самостоятельно образовывать новые грамматические формы, трудности понимания учебных и художественных текстов, нарушение логики и формы речевых высказываний,  трудности восприятия устной речи собеседника (педагога) и многое другое.

          Речевой опыт слышащего ребенка помогает ему автоматически, не задумываясь, менять падеж или род нового слова, независимо от того, в какой грамматической форме оно вводится. Поскольку слабослышащий ребенок такого опыта не имеет, то термины целесообразно давать в именительном падеже, и только затем  вводить их в других падежных формах, причем в соответствующих актуальных контекстах.

          Очень большая проблема у таких детей – в их нежелании читать. Почему глухие и слабослышащие не читают, если это, по сути, единственная возможность получить любую информацию извне, из того самого мира, который их окружает?  Это напрямую связано с тем, что словарный запас большинства глухих необычайно беден.

       Основными факторами, определяющими содержание обучения английскому языку, являются:

- реальный объем учебного времени, темп изучения языка, доступный для учеников с нарушенным слухом;

- данные, определяющие предпочтительные для таких учеников области дальнейшего использования полученных языковых знаний и умений.

           Следует учитывать также индивидуальные отличия детей с нарушениями слуха по степени этих нарушений, по речевым особенностям. Неплохо было бы разделить их на группы. Хотя у нас классы и так небольшие, но группы английского языка должны делиться, если там больше 5 человек. Преподавателю необходимо  на протяжении всего курса обучения учитывать состояние слуховой функции каждого ребенка, его способность овладевать произносительной стороной и восприятием устной речи, иные индивидуальные особенности, связанные с нарушением слуха.

          При обучении иностранному языку слабослышащих детей необходимы:

- более широкая опора на наглядность; это могут быть картинки, схемы, карточки и т.д.

- письмо;  помимо того, что оно является необходимой составляющей англоязычной речи, в данном случае оно представляет важнейшее средство овладения языком, необходимое  для формирования письменного образа слова, коррекции у обучаемого его устной формы.

- особое внимание к транскрипции.

              Слабослышащие дети проявляют высокую заинтересованность в изучении языка, особенно на раннем этапе. К сожалению, особенностью классов II вида является то, что процесс обучения продвигается очень медленно, прогресс наблюдать сложно из-за индивидуальных особенностей детей. Работа  проводится в неразрывной связи с педагогом-дефектологом, который отслеживает детей с начальной школы и знаком с их проблемами. 2 раза в неделю дети ходят на занятия к сурдопедагогу, где отрабатывают термины, слова, читают тексты, слушают.  На начальном этапе, когда всё ещё в новинку и нет трудностей в запоминании, изучении,  дети с удовольствием берутся за работу. Стоит появиться первым трудностям, начинается спад, причём, довольно резкий. К сожалению, у нас нет адаптированных учебников. На мой взгляд, наибольшее внимание при обучении слабослышащих детей должно быть направлено на возможно более широкий охват лексики повседневно-бытового характера. Также должно быть отведено место компьютерной лексике, в частности, связанной с обращением к интернету.

          На начальном этапе я часто использую игры. Игра является одним из приёмов при обучении иностранному языку. С помощью игры создаётся естественная коммуникативная игра, вызывающая интерес и активность детей, а постоянно присутствующий в игре элемент соревнования,  желание выиграть мобилизует внимание учащихся, тренирует их память. Всё это способствует более прочному усвоению изучаемого лексического материала.

            Изучению лексики уделяется самое большое внимание. Очень много слов мы записываем на уроке, вставляем их в одну и ту же структуру.  При ознакомлении с новым лексическим материалом следует проследить за тем, чтобы каждый учащийся проговорил и прочитал слово несколько раз. Очень полезно вместе с ребенком устно проговаривать слова после многократного правильного их прочтения. Еще одно очень важное требование: каждое новое слово обязательно должно быть дано ребенку в письменной форме.

             Намного сложнее происходит обучение грамматике. При нормальном ходе речевого развития слышащие дети  обычно к пятилетнему возрасту усваивают все грамматические закономерности родного языка. У глухих и слабослышащих такое не происходит. Выявленные специфические ошибки, характерные для детей с нарушенным слухом при изучении английского языка, объясняются наличием у них остаточных дефектов в родной речи, недостатками чувства родного языка. Отсюда следует: мы учим грамматику на каждом уроке, начиная с грамматики родного языка. Обычно слабослышащие дети хорошо считывают с губ, но это помогает только в родной речи. В английском языке это не проходит. Тогда приходится писать на доске. Если не понимают с губ, также применяю дактиль.

              Слабослышащему ученику необходимо также помочь понимать читаемый текст. Такие дети встречаются с особыми трудностями понимания прочитанного вследствие неточного понимания слов и непонимания грамматических форм. Чтобы научить ребенка сознательно читать, необходимо при чтении даже самого элементарного текста неотступно проверять понимание им слов, грамматических форм и текста в целом.

            С биологической точки зрения глухота - меньший недостаток в плане органического развития человека, чем слепота. Но, не воспринимая на слух речь окружающих, слабослышащий ребенок не может самостоятельно овладеть звуковой словесной речью. Без специального обучения слабослышащий ребенок оказывается немым. У него нарушаются специфически человеческие социальные контакты. И здесь на помощь должен прийти учитель, с его опытом, знанием, а главное, желанием помочь такому ребенку. Благодаря занятиям  у детей повышается познавательная активность, повышается уровень работоспособности,  улучшается эмоциональное состояние, развиваются коммуникативные умения и навыки, что приводит к лучшей адаптации таких детей в обществе слышащих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по английскому языку для младших школьников с этнокультурным компонентом

Вопросы викторины касаются быта, культуры англоязычных стран и России и скомпонованы по блокам «Сказки», «Страны», «Рождество», «Еда»....

Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты

Познавательный интерес является важным факторов совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности поскольку он стимулирует познавательную активность, ...

Игры на уроках английского языка для младших школьников

Материал предназначен для учителей иностранного языка средних школ. Фонетические, грамматические, лексические игры и игры на знание алфавита позволят младшим школьникам легко и прочно усвоить необходи...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках программы внеурочной деятельности по изучению английского языка для младших школьников

Данная методическая разработка «Marine Championship» - «Морские соревнования» содержит теоретические и практические материалы по организации и проведению воспитательно-образовательного мероприят...

Формирование грамматических навыков с помощью игры.(на материале английского языка для младших школьников)

В данной разработке дана подборка  довольно известных грамматических игр, которые помогут молодому учителю английского языка в формировании и совершенствовании грамматических навыков  устной...

Использование игр на уроках английского языка с младшими школьниками

Много начинающих учителей задают себе вопрос: - Как уроки в начальной школе сделать интересными и легкими для деток, так чтобы ученик выйдя с урока мог по максимуму вынести с урока необходимую информа...

"Сказочный" английский - технология для внеурочных занятий по английскому языку для младших школьников

C раннего детства каждому малышу, конечно же, известны всеми излюбленные русские народные сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Репка» и многие другие. Сюжеты, г...